Павел в ареопаге

Михаил Кедровский
       В Священном писании есть ясные и кратко сформулированные пассажи. Например, таков псалом № 13, где говорится: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога. Люди развратились, гнусны их дела; нет делающего добро. Господь взирает с небес на них, чтобы увидеть, есть ли понимающий, ищущий Бога. Все сбились с пути, все, как один, развратились; нет делающего добро, нет ни одного.  Неужели не одумаются делающие зло – те, кто поедает народ, как хлеб, и Господа не призывает?  Пусть их охватит страх, потому что Бог на стороне праведников …»

       К таким же местам Священного писания можно отнести посещение апостолом Павлом ареопага – собрания Высшего Совета неподалеку от Акрополя в Афинах. Этот пассаж размещен в главе 17-й «Деяний святых апостолов». Процитирую его: «Павел, став среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашёл и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живёт и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и всё. От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живём и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его род». Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время».

       В итоге апостол Павел, увидев неверие членов ареопага, прервал свою речь и покинул достопочтенное собрание, а затем и Афины. Не поверили они в самый сложный постулат христианства, который до сих пор смущает каждого из нас, о том, что жизнь человека не бессмысленна и тем или иным способом будет продлена.

       Если псалом № 13 принадлежит библейскому царю Давиду, то он написан приблизительно в десятом или девятом веках до нашей эры, «Деяния святых апостолов» относят ко второй половине первого века новой эры. Промежуток между двумя текстами составляет не менее десяти столетий. Но свидетельствуют они об одном и том же – о безверии большинства. Человек и сегодня верит золоту и собственному вымыслу, а не тому, что миром управляет Таинственная Сила. Но сам-то он точно не ведает, что творит, допуская до власти странных персонажей. Еще более странные и глупые люди удостаиваются богатства и благ земных. Почему? Потому что мы обладаем свободной волей. Вольны верить или не верить в бессмертие души, добиваться несложных целей, к каковым, например, относится воровство, и думать, что мы достойнее, успешнее и умнее других. Но так ли это?

       Дни творения имеют огромную длительность. Если речь идет о книге Бытия, то у нас сегодня седьмой день, он же был и более трех тысяч лет назад, когда Давид написал свой псалом № 13. Тупость людей зашкаливает, но если раньше ее можно было утаить, то при современных цифровых технологиях уже не получится.

16.01.2023