На смерть Кикабидзе

Александр Кожейкин
Умер великий артист, признанная звезда кино и сцены СССР и Грузии Вахтанг Кикабидзе. В сети многие восприняли известие, как трагическое, соболезнуя об уходе талантливого мастера. Но тут же послышались и другие возгласы - не надо говорить о нём хорошо, коль скоро стал покойный в пост-советскую бытность неблагодарным и поносил страну, которая дала ему "всё".

Не судите, да не судимы будете. Это-во-первых. А во-вторых, не заметили ли вы, что всё чаще у нас так при оценке известной личности - она или черная дочерна или стерильно белая и не единым пятнышком не запятнанная, просто идеал для подражания?

Так не бывает. Мы забыли диалектику, которая подразумевает не только единство, но и борьбу разных начал в человеке.

Кикабидзе не взял российский орден. Да. Было. А вспомните, при каких обстоятельствах это случилось. Вот как он сам об этом сказал в одном из интервью: "... У меня трое внуков и одна правнучка. Когда в 2008 году танки подошли к Гори, мне пришла телеграмма - президент России награждает меня орденом Дружбы народов. Если бы я орден взял, мне было бы стыдно смотреть внукам в глаза. Потому что мы все сидели у телевизора и видели, как тяжелая артиллерия входит к нам. Я отказался. И с 2008 года я ни в одном российском городе не был. Я очень много писем получаю из России с тех пор. Пишут: это всего лишь политика. Но я-то гражданин. Человек не должен петь тому человеку, который его побил..."

Противоречивая фигура. Многие деятели культуры разделяют государство (чиновничество, фискалы, обе ветви власти) и родину (родные-друзья, пресловутые берёзки и наша родная, пусть холодная природа и тп.). Кикабидзе не захотел этого делать. Да, он противоречив. Трепетно относится к памяти павших в ВОВ, ведь его отец погиб на этой страшной войне, но не разобрался в том, кто есть нацист бандера. Тосковал по русским песням и русской культуре, по его признанию, но не мог простить перегибов, "когда выгоняли грузин из Москвы" и оскорблений своего народа от некоторых неумных россиян на бытовом уровне.

Есть заклятые враги, которых не переубедишь и в свою веру не обратишь. Они, как принято говорить, денацифицируются. И другого выхода нет. Но есть и другие. У меня немало было знакомых литераторов, пишущих и на русском и на украинском, которые разорвали со мной отношения. Но я их понимаю, как понимаю Кикабидзе. И записав их к первым, ненавидящим, оголтелым, не пробросаемся ли?
Ведь придёт время не разбрасывать, а собирать камни.

Сейчас злое, лихое время, когда сила на силу, и ни одна не уступает. Но после победы придет время строить новые взаимоотношения с бывшими "братьями".

Мне хотелось дожить до этого времени. Может, будет раздел Украины по корейскому сценарию, но мне видится, скорее, как когда-то после поражения Германии в послевоенной ГДР было создано новое, миролюбивое государство.

Спорить не буду. Это моя личная точка зрения.