Кто такой работодатель?

Рафик Кулиев
Человек, который за деньги нанимает на работу другого человека, – так говорят буржуазные экономисты. Одно объяснение достойно другого.
 
Но почему, тот, кто нанимает на работу, сам не работает или берётся за работу, которую не может выполнить единолично и поэтому вынужден нанимать другого человека, а тот, кто может работать для самого себя, вынужден наниматься, работать на другого человека, – этого нам, конечно, не говорят. Откуда берёт деньги тот, кто нанимает на работу, чтобы платить тому, кто нанимается на работу? – об этом буржуазные экономисты снова умалчивают. Получается полный альтруизм. Действительно, по логике буржуазных экономистов выходит, что, например, один человек даёт другому человеку машину, да ещё в придачу деньги на бензин, на ремонт, на страховку, на парковку, на штрафы и т.д. без какого-либо интереса.

Всякий экономист знает, что наём рабочего – это своеобразная торговая сделка по купле-продаже товара рабочей силы: один покупает рабочую силу, другой – продаёт её. Но в обыденной жизни приняли бы за помешанного того, кто вздумал бы покупателя называть «товародателем», а продавца – «товарополучателем». Но именно так обстоят дела с куплей-продажей товара рабочей силы. Здесь действительные отношения между покупателем и продавцом перевёрнуты вверх дном: тот, кто за деньги получает чужую рабочую силу, называется «работодателем», а тот, у кого за плату отбирают его рабочую силу, называется «работополучателем». Это – полный идиотизм.

Так кто же такой работодатель?

Прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса, необходимо в двух словах охарактеризовать капиталистическое предприятие. Это тем более необходимо, ибо большинство принимает за работодателя директора предприятия. Это не так. Директор предприятия сам является наёмным работником, например – директор государственной школы. Государство, как собственник школы, нанимает директора школы для управления делами школы: финансовыми, кадровыми, хозяйственными и т.д. Директор государственной школы не может закрыть школу, продать её и т.д. Эти вопросы находятся в исключительном ведении государства – собственника школы, который и выступает в качестве работодателя. С другой стороны, наряду с государственной школой существуют частные школы. Собственник частной школы может нанять директора школы или сам быть директором собственной школы, т.е. совмещать функции работодателя и директора школы. Но было бы нелепо говорить, что директор школы, который сам является собственником школы, является своим же работодателем. Такой директор школы отличается от наёмного директора школы, во-первых, тем, что получает зарплату наёмного работника и присваивает прибыль, которую создают нанятые им же работники, во-вторых, тем, что может закрыть или продать школу.

Работодатель не тот, кто является директором предприятием, а тот, кто является собственником предприятия – капиталист, который, начиная от ночного сторожа и кончая директором предприятия, эксплуатирует всех своих рабочих. Это отчётливо обнаруживается, когда в собственности у одного человека находятся несколько предприятий. Один человек не может выполнять работу директора предприятия (даже дистанционно) сразу на нескольких предприятиях. Как сантехник не может чинить кран сразу в нескольких квартирах, так и собственник предприятия не может управлять сразу несколькими предприятиями.

Вернёмся, однако, к найму одним человеком другого человека или, вернее сказать, к условиям, которые порождают наёмный труд, т.е. к купле и продаже рабочей силы.

Частная собственность на землю и средства производства, на которой покоится капиталистическое общество, неумолимо раскалывает это общество на два основных общественных класса.

1) Частных собственников средств производства, средств к жизни и денег. Этот класс называется классом капиталистов;

2) Массу лично свободных людей, но лишённых средств производства, средств к жизни и денег и поэтому вынужденных наниматься на работу к капиталистам или, что то же самое, продавать свою рабочую силу капиталистам, чтобы получить от них денег и на них купить средства существования. Этот класс называется рабочим классом, или пролетариатом.

Что рабочий продаёт свою рабочую силу капиталисту под угрозой голодной смерти, – это понятно само собой. Но зачем капиталист покупает чужую рабочую силу? Ради удовольствия? Конечно, нет. Капиталист покупает рабочую силу рабочего для того, чтобы рабочий работал в его пользу. А каким путём капиталист может извлечь для себя пользу из труда рабочего? Только тем путём, что стоимость продукта, которую производит рабочий в течение всего рабочего дня, больше, чем стоимость его рабочей силы.

Поясним это на цифрах. Предположим, что рабочий день длится 8 часов. Допустим, что дневная стоимость рабочей силы воспроизводится за 4 часа труда. Если предположить, что 1 час труда равен 3 долларам, то она будет равняться 12 долларам. Если бы рабочий работал 4 часа в день, то никакой прибавочной стоимости он бы не создал. Но капиталист купил рабочую силу на весь день, и он заставляет рабочего работать в течение целого рабочего дня, который продолжается 8 часов. В течение этих 8 часов рабочий создаёт стоимость, равную 24 доллара, между тем как стоимость его рабочей силы равна 12 долларам. Таким образом, капиталист возвращает себе первоначально авансированный капитал с приращением, или с избытком, равным 12 долларам. Эта разница между стоимостью продукта и стоимостью рабочей силы называется прибавочной стоимостью или просто прибылью.

Допущение, будто рабочий за 4 часа вырабатывает полученную им зарплату и остальные 4 часа работает на капиталиста, является произвольным. Требуется ли ему для возмещения зарплаты именно 4 часа, или два, или пять, в данном случае это, конечно, совершенно безразлично и изменяется в зависимости от обстоятельств; но основное заключается в том, что капиталист, наряду с трудом, который оплачивает, выколачивает также труд, который он не оплачивает, и это – отнюдь не произвольное допущение, ибо в тот сам день, когда капиталист стал бы систематически получать от рабочего лишь столько труда, сколько он ему оплачивает в зарплате, в этот самый день он закрыл бы своё предприятие, так как в этом случае вся его прибыль пошла бы прахом. Прибыль, следовательно, есть результат эксплуатации рабочего капиталистом.

После того, как продукт готов, капиталист продаёт его (продаёт, конечно, не сам капиталист, а наёмные работники). Полученные деньги, он (за вычетом всех издержек производства), делит на две части: одну часть составляет заработная плата рабочего, другую – прибыль капиталиста. А так как эти чистые деньги в каждом отдельном случае являются некоей определенной величиной, то ясно, что часть, именуемая прибылью, не может быть увеличена без уменьшения части, именуемой заработной платой. Отрицать, что капиталист не заинтересован в снижении заработной платы, это все равно что утверждать, будто он не заинтересован в увеличении своей прибыли. Наоборот, капиталист в своём неудержимом стремлении к обогащению доходит до того, что сводит заработную плату рабочего до физического минимума, т.е. сводит заработную плату рабочего к такой сумме денег, которая требуется для приобретения необходимых жизненных предметов потребления для того, чтобы не умереть от голода и продолжать работу. Яркий пример этого – установление капиталистическим государством МРОТа ниже биологического минимума.

При капитализме рабочему разрешают работать и, следовательно, жить лишь постольку, поскольку он известное количество времени работает даром на капиталиста. Следовательно, будет правильным называть капиталиста не «работодателем», а «работоразрешателем».

Капиталисты любят изображать себя благодетелями. Они-де предоставляют трудящимся работу, чтобы спасти их от голодной смерти. На самом же деле именно экономическая необходимость заставляет капиталиста покупать рабочую силу, ибо иначе он не сможет получить прибыль от своих средств производства. Ведь средства производства сами по себе, вне соединения с рабочей силой, представляют груду мёртвых вещей. Значит, чтобы не разориться, капиталист вынужден эти груды мёртвых тел заставить жить, действовать, приносить прибыль. В действие же их приводить только живой труд рабочего – главная производительная сила общества. Оказывается, что не только рабочий стремится продать капиталисту свою рабочую силу, но и капиталист стремится купить её. В результате такой купли-продажи совершается соединение средств производства и рабочей силы и может начаться процесс труда.
 
Но заре капитализма (в XIII-XV веках), когда размеры предприятия были карликовые, капиталист был столь же необходим, как и рабочие, которыми он руководил. Экономическая функция капиталиста заключалась действительно в том, чтобы организовать, управлять и контролировать производство. Но так ли обстоит дело ещё и теперь? Продолжает ли он выполнять функцию руководителя предприятия, возросшего до гигантских размеров? Очевидно, нет.
 
Экономическое развитие капиталистического общества всё более и более ведет к концентрации, к обобществлению производства в огромных предприятиях, которые уже, разумеется, не могут более управляться отдельными капиталистами. Всякий вздор о «крепком и ответственном хозяине», который распространяют нанятые капиталистами писаки, превращается в издевательство над здравым смыслом, когда обнаруживается, что этот «ответственный и крепкий хозяин» не то что не работает, но даже толком не знает, где находится его хозяйство и что оно выпускает.

Начиная с середины XIX века, все функции по организации, управлению и контролю огромными капиталистическими предприятиями выполняют служащие. В действительности капиталисты, собственники этих огромных предприятий, не выполняют никакого другого дела, кроме присвоения прибыли. Социальная функция капиталиста перешла здесь в руки служащих, получающих заработную плату; а капиталист продолжает класть в карман в виде прибыли вознаграждение за эти функции, хотя он перестал их выполнять.
   
Но если экономическое развитие общества делает невозможным то, чего капиталист (отдельный человек вообще) сделать не может – руководить общественным производством, то общественно организованные рабочие и служащие с успехом могут и делают это. Это доказали рабочие и служащие СССР.
 
Рабочие и служащие, т.е. РАБОЧИЙ КЛАСС, СССР доказали, что могут обойтись без капиталистов – собственников средств производства. Могут ли капиталисты обойтись без рабочих и служащих? Нет, не могут; они просто сдохнут от голода. Но тем самым становится очевидным тот великий факт, что капиталист, которого по недоразумению называют работодателем, является паразитом на теле общества. И каждого, кто пытается доказать обратное, надо разоблачать простыми вопросами:

1) На кой чёрт нужен капиталист, если всю работу выполняют рабочие и служащие?

2) На каком основании земля, – это природой данное первичное условие всякой жизни, – находится в частной собственности? Зачем нужны отдельному человеку десятки и сотни га земли, если он не может их единолично использовать?

3) На каком основании крупные средства производства находятся в частной собственности, если они создаются исключительно усилиями всего общества? Зачем нужны отдельному человеку крупные средства производства, если он не может их единолично привести в движение?

4) Почему в СССР цены постоянно снижались, а в РФ, наоборот, они постоянно растут?

5) Почему в СССР не было безработицы, а в РФ, наоборот, она стала бичом общества?

6) Почему в СССР земля и жильё предоставлялись бесплатно, а налог на землю и жильё и во сне не мог присниться, а в РФ, наоборот, земля и жильё стали платными, да ещё за пользование этими жизненно необходимыми условиями человеческой жизни приходиться платить налоги?

7) Если можно взимать налог со стоимости жилья, то почему нельзя платить и квартплату со стоимости жилья?

Почему в СССР лечение, образование, занятие спортом и искусствами были бесплатными, а в РФ, наоборот, стали платными?   

И так далее.

За рабочий класс!

Рафик Кулиев