Отмеченный войнами

Вячеслав Прытков
                ОТМЕЧЕННЫЙ   ВОЙНАМИ.

24  июня  1914  года, оставив  Владивосток  и  бухту  Золотой  Рог, транспорты – ледоколы  «Таймыр»  и  «Вайгач»  отправились  в  очередную  Гидрографическую  экспедицию, намереваясь  пройти  путь  с  востока  на  запад  по  Северному  Ледовитому  океану. На  борту  «Вайгача», которым  командовал  капитан  2  ранга  П. Новопашенный, помимо  основной  команды – офицеров  и  нижних  чинов, находился  свободный  художник  Александр  Алексеевич  Сахаров. Экспедицию  снарядил  и  отправил  в  плавание  командир  Сибирской  военной  флотилии  М.  Шульц – друг  художника.
Путь  судам  предстоял  неблизкий, через  льды  севера  до  Архангельска. «Таймыр» и  «Вайгач»  направлялись  к  Сангарскому  проливу, минуя  острова  Ошима  и  Иезо. Пролив  разделял  крупные  японские  острова  Хоккайдо  и  Хонсю.

Александр  Алексеевич  часто  поднимался  на  верхнюю  палубу  ледокола, любовался  закатами, бескрайним  простором  Японского  моря, а  когда  вдали  показались  берега, не  отрываясь  смотрел  на  их  приближение. Вот  она  Япония. Когда – то  он  объехал  эту  страну, побывал  в  Китае. Нахлынули  вдруг  воспоминания   и  к  ним   добавленные  боль  и  горечь  от  пережитого  не  раз  о  поражении  в  русско – японской  войне, охватившие  тогда  весь  народ  огромной  России.

Он, прошедший  русско – турецкую  войну  1877 – 78  годов, воевавший  вместе  с  легендарным  генералом  Скобелевым  в  ахалтекинской  компании, получивший  солдатского  Георгия, не  мог  не  поехать  в  Порт – Артур, в  неприступность  которого  верил  тогда. Работал  на  маяке  Лютяшаня, заведуя  хозяйством. Маяк  стоял  на  крутой  отвесной  вершине, верхом  проехать  туда  было  невозможно, только  по  козьей  тропе  пешком, и  он  ходил  15  вёрст, затрачивая  на  дорогу  почти  6  часов. Со  временем  на  вершине  оборудовали  наблюдательный  пункт, а  генерал  Кондратенко, руководивший  обороной, организовал  даже  установку  там  осадных  орудий, что  казалось  невозможным. Став  свидетелем  непрерывных  атак  японских  брандеров  и  их  уничтожения, гибели  эскадренного  броненосца  «Петропавловск», он  решил  запечатлеть  это  на  своих  полотнах. Картины  назывались – «Попытки  японцев  загородить  брандерами  вход  во  внутренний  рейд  Порт – Артура», «Гибель  Петропавловска», потом  появились  другие – «Бой  у  Порт – Артура», «Крейсер  Богатырь». Крепость пала, и  он  уехал  в  Ялу, затем  вернулся  в  Россию.
Вспомнилось  время, когда  уволенный  в  запас  без  пенсии, подавал  прошение  о  поступлении  в  Императорскую  Академию  художеств  в  штат  воспитателя  или  вольного  слушателя, а  перед  этим  знакомился  с  живописью  в  мастерской  под  руководством  профессора  Айвазовского. Был  принят, получив  бесплатный  билет  на  посещение  классов, закончил  обучение, но  звание  художника  не  получил. Как  настойчиво  и  упрямо  ежегодно  предпринимал  попытки, участвуя  в  выставках, пока  в  1893  году  был  награждён  поощрительной  большой  серебряной  медалью  за  свои  картины, и, наконец, обрёл  это  звание.
Устраивал  персональные  выставки  во  Владивостоке, Томске, Хабаровске, представляя  картины – «Бой  у  Чемульпо  Варяга и  Корейца  с  14 – ю  японскими  судами», «После  Цусимы», «Пожар  Потёмкина», «Оборона  Благовещенска  в  1900  году». Участвовал  в   выставке  произведений  сибирских  художников, проводимой  в  Иркутске, выставляя  пейзажи.

Между  тем, плавание  «Таймыра»  и  «Вайгача»  продолжалось, корабли  1  июля  1914  года  подошли  ко  входу  в  Авачинскую  губу, направляясь  в  Петропавловск. Через  неделю  оказались  у  залива  Провидения. «Таймыр»  остановился  в  американском  городке  Ном, а  «Вайгач»  подходил  к  острову  Ратманова, западному  из  двух  островов  Диомида  в  Беринговом  проливе, затем  зашёл  в  бухту  Эмма  для  чистки  котлов. В  Номе  «Таймыр»  получил  известие  о  начавшейся  войне  в  Европе. Эта  весть  всколыхнула  офицерский  состав  кораблей  экспедиции, побудив  стремление  участвовать  в  военных  действиях. В  Петроград  были направлены  телеграммы  с  целью  разъяснения  сложившейся  ситуации – готовить  ли  суда  к  бою  в  случае  встречи  с  германским  крейсером  «Лейпциг», по  полученным  сведениям, вышедшим  из  Сан – Франциско. Вскоре  последовал  ответ – продолжать  экспедицию  и  по  возможности  выполнить  её  основную  задачу.

Александр  Алексеевич, прослышав  о  начале  войны, решил  непременно  принять  в  ней  участие  и  обратился  к  командиру  «Вайгача»  о  переходе  на  транспорт  «Тобол», находившийся  в  бухте  Эмма, чтобы  вернуться  во  Владивосток. Он  успел  написать  две  картины – «Ледокол  Таймыр  в  Беринговом  море, июль  1914  г.»  и  «Вайгач  в  бухте  Провидения. 21  июля  1914  г.». Именно  они  будут  переданы  М. Шульцу.

О  дальнейшей  судьбе  художника  А. Сахарова  почти  ничего  не  известно, лишь  дата, возвещающая  о  его  расстреле  4  декабря  1920  года. Можно  только  восхищаться  сильным  характером  настоящего  русского  человека – патриота, талантливого  художника – мариниста  и  пейзажиста, ученика  Айвазовского, почти  забытого  в  наше  время.
14  января  2023  г.                Вячеслав  Прытков.