ОТМЕЧЕННЫЙ ВОЙНАМИ.
24 июня 1914 года, оставив Владивосток и бухту Золотой Рог, транспорты – ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» отправились в очередную Гидрографическую экспедицию, намереваясь пройти путь с востока на запад по Северному Ледовитому океану. На борту «Вайгача», которым командовал капитан 2 ранга П. Новопашенный, помимо основной команды – офицеров и нижних чинов, находился свободный художник Александр Алексеевич Сахаров. Экспедицию снарядил и отправил в плавание командир Сибирской военной флотилии М. Шульц – друг художника.
Путь судам предстоял неблизкий, через льды севера до Архангельска. «Таймыр» и «Вайгач» направлялись к Сангарскому проливу, минуя острова Ошима и Иезо. Пролив разделял крупные японские острова Хоккайдо и Хонсю.
Александр Алексеевич часто поднимался на верхнюю палубу ледокола, любовался закатами, бескрайним простором Японского моря, а когда вдали показались берега, не отрываясь смотрел на их приближение. Вот она Япония. Когда – то он объехал эту страну, побывал в Китае. Нахлынули вдруг воспоминания и к ним добавленные боль и горечь от пережитого не раз о поражении в русско – японской войне, охватившие тогда весь народ огромной России.
Он, прошедший русско – турецкую войну 1877 – 78 годов, воевавший вместе с легендарным генералом Скобелевым в ахалтекинской компании, получивший солдатского Георгия, не мог не поехать в Порт – Артур, в неприступность которого верил тогда. Работал на маяке Лютяшаня, заведуя хозяйством. Маяк стоял на крутой отвесной вершине, верхом проехать туда было невозможно, только по козьей тропе пешком, и он ходил 15 вёрст, затрачивая на дорогу почти 6 часов. Со временем на вершине оборудовали наблюдательный пункт, а генерал Кондратенко, руководивший обороной, организовал даже установку там осадных орудий, что казалось невозможным. Став свидетелем непрерывных атак японских брандеров и их уничтожения, гибели эскадренного броненосца «Петропавловск», он решил запечатлеть это на своих полотнах. Картины назывались – «Попытки японцев загородить брандерами вход во внутренний рейд Порт – Артура», «Гибель Петропавловска», потом появились другие – «Бой у Порт – Артура», «Крейсер Богатырь». Крепость пала, и он уехал в Ялу, затем вернулся в Россию.
Вспомнилось время, когда уволенный в запас без пенсии, подавал прошение о поступлении в Императорскую Академию художеств в штат воспитателя или вольного слушателя, а перед этим знакомился с живописью в мастерской под руководством профессора Айвазовского. Был принят, получив бесплатный билет на посещение классов, закончил обучение, но звание художника не получил. Как настойчиво и упрямо ежегодно предпринимал попытки, участвуя в выставках, пока в 1893 году был награждён поощрительной большой серебряной медалью за свои картины, и, наконец, обрёл это звание.
Устраивал персональные выставки во Владивостоке, Томске, Хабаровске, представляя картины – «Бой у Чемульпо Варяга и Корейца с 14 – ю японскими судами», «После Цусимы», «Пожар Потёмкина», «Оборона Благовещенска в 1900 году». Участвовал в выставке произведений сибирских художников, проводимой в Иркутске, выставляя пейзажи.
Между тем, плавание «Таймыра» и «Вайгача» продолжалось, корабли 1 июля 1914 года подошли ко входу в Авачинскую губу, направляясь в Петропавловск. Через неделю оказались у залива Провидения. «Таймыр» остановился в американском городке Ном, а «Вайгач» подходил к острову Ратманова, западному из двух островов Диомида в Беринговом проливе, затем зашёл в бухту Эмма для чистки котлов. В Номе «Таймыр» получил известие о начавшейся войне в Европе. Эта весть всколыхнула офицерский состав кораблей экспедиции, побудив стремление участвовать в военных действиях. В Петроград были направлены телеграммы с целью разъяснения сложившейся ситуации – готовить ли суда к бою в случае встречи с германским крейсером «Лейпциг», по полученным сведениям, вышедшим из Сан – Франциско. Вскоре последовал ответ – продолжать экспедицию и по возможности выполнить её основную задачу.
Александр Алексеевич, прослышав о начале войны, решил непременно принять в ней участие и обратился к командиру «Вайгача» о переходе на транспорт «Тобол», находившийся в бухте Эмма, чтобы вернуться во Владивосток. Он успел написать две картины – «Ледокол Таймыр в Беринговом море, июль 1914 г.» и «Вайгач в бухте Провидения. 21 июля 1914 г.». Именно они будут переданы М. Шульцу.
О дальнейшей судьбе художника А. Сахарова почти ничего не известно, лишь дата, возвещающая о его расстреле 4 декабря 1920 года. Можно только восхищаться сильным характером настоящего русского человека – патриота, талантливого художника – мариниста и пейзажиста, ученика Айвазовского, почти забытого в наше время.
14 января 2023 г. Вячеслав Прытков.