Не буди лихо

Николай Руденец
               
 В Забайкалье только три раза мне посчастливилось встретиться с дикими лебедями.  Первый раз - ранней весной. Тогда мы с приятелем  Алексеем на «Ниве» поехали за рыбацкой удачей на лесное озеро, о котором нам рассказал пожилой рыбак, подкрепив наживкой:  «Там  на блесну берут килограммовые окуни!».
  К озеру вела разбитая лесовозная дорога, заросшая густой растительностью. Накануне прошел мелкий дождь, поэтому опасность скатиться в глубокую колею возросла. Алексей  виртуозную вел «Ниву»,  и все же нам дважды пришлось вытаскивать ее из глубоких промоин при помощи ручной лебедки. Но  рыбацкий азарт гнал нас к намеченной цели.
     Наконец, поднявшись на пригорок, мы увидели небольшое  озеро, а на нем лебединую пару! Словно в медленном танце лебеди грациозно кружились друг перед другом и будто парили в своих белоснежных нарядах на фоне темно-синей глади озера  сливающейся с небесной синью.
-      Рыбалка отменяется. Здесь царствуют лебединая пара, - сказал Алексей.
-      Тогда фотоохота!
 Маскируясь прибрежной растительностью, мы  подкрались к ним. Когда выглянули из укрытия, то с затаенным дыханием залюбовались лебединой парой: они уже  сидели напротив друг друга. Их изящно выгнутые длинные шеи с почти соприкасающимися клювами смотрелись сердечком.
-     Наверное, в любви объяснятся и клянутся в верности друг другу, -  прошептал Алексей. – Говорят, что  они создают пару на всю жизнь.  Жаль, что в этих местах они не гнездятся. Отдохнут и полетят на север – домой.
-    Божественная красота! Не зря в славянской мифологии лебеди относятся к
священным птицам, - восхитился я и с надеждой  предположил: -  Может, останутся? Здесь тихо. По такой дороге вряд ли ещё найдутся желающие побывать здесь.
-    Маловероятно, - усомнился приятель.
 Сделав несколько снимков, мы еще некоторое время полюбовались сказочной картиной и  бесшумно вернулись к автомобилю.
 Летом Алексей предложил мне:
-   Давай проверим твою версию - вдруг они остались на том озере.
 Я с радостью согласился, так как сам жил с этой мыслью.
  Перед нашей поездкой  недельная  жара иссушила почву, что позволило нам без проблем добраться до смотровой площадке на пригорке. Однако лебедей мы не увидели. Алексей достал  бинокль и стал тщательно осматривать прибрежные камыши. И вдруг вскрикнул:
-  Вижу малышей среди веток!  - показал он в сторону прибрежного  куста с протопленными  ветками. – А вот и наша парочка!
 Тут и я увидел величественную лебединую пару, плавно выплывшую из-за веток,  а вслед за ней и лебедят.
-  Семь штук, - насчитал Алексей и прокомментировал: - Шеи у родителей выпрямлены, как стрелы готовые в мгновение броситься  на защиту деток, а они, положив головки на спинки, безмятежно плывут вслед.
-  Я слышал, что они до года заботятся о своих детках. В это время они очень
агрессивны. Ударом крыла могут убить лисицу. Даже на человека  нападают! 
-  Мы проверять не будем,- хихикнул  приятель, - а проявим благоразумие и оставим их в покое. В главном мы сами убедились, что лебеди действительно гнездятся в этих краях.
  Воспоминания о первых двух встречах с лебедями всегда осветляют мою душу.
  А третья встреча вспоминается с негодованием.… Поздней осенью я возвращался из командировки на попутном автомобиле. Водитель  Геннадий, был среднего возраста, с бегающими  глазами,   разговорчив. Вскоре я узнал, что он родом из Астраханской области, а в Забайкалье остался после службы в армии, так как настолько  «прикипел к забайкалочке», что ради нее расстался с малой родиной, здесь же  вступил в охотобщество и любит охотиться на водоплавающую дичь.
  Когда  мы проезжали  мимо небольшого  озера, заросшее камышом, то он остановился. Достал бинокль всмотрелся  и азартно сказал: « Сидят. Ты подожди в машине. Я мигом». Собрав ружье, он подкрался  к озеру и выстрелил. После выстрела с озера взлетел лебедь. В высоком полете он сделал круг над озером и улетел.
  Через некоторое время я увидел идущего  Геннадия с убитой птицей в руке. Сначала я подумал, что это гусь, а,всмотревшись, ужаснулся – это был  лебедь!  Я выскочил из кабины и с возмущением набросился на него:
-        Как ты посмел загубить такую красоту!  Он в Красной книге! У охотников же есть поверье, что за убийство лебедя постигнет страшное несчастье!
- Успокойся. Я спас второго лебедя.
- Как это?!
- Перелет  птиц заканчивается, а эта пара до сих пор не улетела. Неделю
назад я их заметил. А сейчас присмотрелся - у  этого тащилось крыло.  Вероятно, они остановились здесь отдохнуть перед дальней дорогой, а лиса подкралась и перекусила его.  Они парами живут.  Поэтому второй и не бросал этого. А так прибьется к стае и улетит с ней.
- Ты мог бы спасти и раненного лебедя, а не убивать!  Сам или сообщить в
природоохранную контору.
- Для этого нужна лодка.  В контору нет смысла – завтра выходные и  браконьеры убили бы и второго. 
- Это был бы их грех, а не твой!
- Не такой уж и большой мой грех.  Весной да, а сейчас они улетят на зимовку и там  немногие выживут. Например, в Пакистане, где зимуют лебеди из России, их бочками засаливают. А в Астраханской области  их и весной разрешают отстреливать, так как там, где они поселяются, другим пернатым места нет. А цари жрали лебедей за обе щеки.
- Поэтому и потеряли Россию!
 Расстались мы, оставшись, каждый при своем мнении.
 Примерно через год мы с Геннадием  случайно встретились.  Выглядел он постаревшим и с потухшим взглядом. Сразу пожалился: «Горе у меня. Жену похоронил. Это мне наказание за убитого лебедя. Убивать лебедей  в наших краях, где их мало, – двойной грех. Правду говорят: не буди лихо, пока оно тихо.  А  с охотой я решил завязать…».
 Утешительных слов я не нашел. Только выразил соболезнование и одобрил его решение.