Щепкина 20, или Хроника обречённой любви. 3

Эдуард Волков
ЩЕПКИНА 20 , ИЛИ ХРОНИКА ОБРЕЧЁННОЙ ЛЮБВИ. (Повесть-быль).Часть 3.

Начало здесь - http://proza.ru/2022/12/22/406 и здесь http://proza.ru/2023/01/12/714 .

(На фото: Осень 2008 г., Лиля, внук Глебушка и Ваш покорный слуга).

5.КИШИНЁВ.13.08.1998 г. ВСПЫХНУВШАЯ ЛЮБОВЬ. (Продолжение). НА СЕДЬМОМ НЕБЕ.

У каждого из нас были в жизни счастливые часы, дни, недели, месяцы, годы…

Правда, понимание счастья - сугубо субъективно и индивидуально, у каждого из нас оно своё… У многих людей есть определённые совпадения в восприятии и представлении, что такое счастье, вместе с тем имеются и существенные различия…

Кроме того, понимание того, что такое “счастье для тебя” - со временем меняется, усложняется. То, что в молодости казалось достаточным для счастья, в зрелые годы уже недостаточно…

Существует даже отдельное философско-этическое направление - эвдемонизм, - признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.

Камнем преткновения в эвдемонизме, как и для каждого из нас – что такое счастье, как его следует понимать?

Представители этического учения гедонизма отождествляли счастье и физические удовольствия.

В эвдемонизме же, в отличие от гедонизма, удовольствие ставится в прямую зависимость от добродетелей человека. Согласно древнегреческому философу Эпикуру, высшим родом удовольствий являются не “низменные” физические удовольствия, а утонченные духовные. Счастлив тот, кто достиг состояния полной безмятежности или атараксии.

Правда, великий Иммануил Кант, критикуя эвдемонизм, полагал, что мотивом по-настоящему морального поступка может быть только долг, но не стремление к счастью.

На этом ставлю точку. Анализировать дальше понятие “счастье” и различные точки зрения, высказанные по данному вопросу, я не собираюсь, вышеизложенной элементарной констатацией и ограничусь.

Кто желает углубить свои познания по данной тематики, начните с древних греков– с Аристотеля и Эпикура и римлян - Сенеки и Марка Аврелия.

Что же касается лично меня, то для меня ПОЛНОТА СЧАСТЬЯ лет с 30-ти  и до настоящего времени состоит в том, насколько я преуспел в  достижении 4-х взаимосвязанных целей:
ТВОРЧЕСТВО (творческая деятельность), СОСТРАДАНИЕ ( к другим людям и вообще, ко всем живым существам), ДОЛГ( исполнение долга при любых обстоятельствах) и ВОЛЯ (как СИЛА ВОЛИ, помогающая человеку преодолеть все препятствия и поднимать его с колен раз за разом  для продолжения борьбы, и как СВОБОДА).

А как же ЛЮБОВЬ? -  спросите Вы.

Разумеется, и Любовь – ЛЮБИТЬ И БЫТЬ ЛЮБИМЫМ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПОЛНОТЫ СЧАСТЬЯ. Но есть одно „НО” – по заказу не полюбишь, как и тебя по твоему желанию могут не полюбить. А стремиться к достижению упомянутых выше 4-х целей надо вне зависимости от того, любишь ли ты кого-то и любят ли тебя.

Так вот,  полноты счастья в моём понимании  я достиг в своей жизни только ТРИ РАЗА: в первые годы брака со своей первой женой – Музой, Музой Букарос, мамы моего единственного сына Георгия, а также в период годичной аспирантуры 1982-1983 гг.(самый насыщенный в творческом плане год в моей жизни, к тому же украшенный пылкой влюблённостью в Светлану) и в ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ С ЛИЛЕЙ.

Конечно, я чувствовал себя в той или иной мере счастливым и в другие периоды жизни. К примеру, на повышении квалификации в ИПК в ЛГУ в 1988-1989 гг., в первый и третий год учёбы в докторантуре СПбГУ - в 1991 г. и 1993 г.

К тому же, будучи натурой очень эмоциональной и страстной, я много раз влюблялся, в одних случаях, когда мне отвечали взаимностью, был счастлив, пусть и кратковременно и не в полной мере, исходя из своих критериев полноты счастья, в других случаях неразделённая влюбленность доставляла только страдания.

В первый год совместной жизни с Лилей я был настолько счастлив, что ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ НА СЕДЬМОМ НЕБЕ, несмотря на трудности и множество материальных проблем.
И могу уверенно утверждать, что не менее счастливой чувствовала себя - особенно в первый год нашей совместной супружеской жизни - и Лиля.

Как Вы помните, Лиля опоздала 13 августа 1998 г. на наше назначенное на 15 часов свидание у первого озера в Долине роз. И появилась буквально за пару минут до того, как я собирался уходить.

Я был безмерно рад её появлению.

После того, как она искупалась в озере, а я охранял её вещи, Лиля вернулась на то же самое место, в котором находилась и 12 августа. Я расположился рядом с нею и угостил её бутербродами с колбасой и сыром. Затем предложил ей выпить сока. С благодарностью она приняла мои угощения и напиток.

После чего продолжилось наше с нею знакомство посредством переписки (азбуку жестов я ведь не знал), начатое в предыдущий день.

Здесь хочу пояснить, что Лиля, как я выяснил много позже, училась в школе № 91 для глухих и слабослышащих г. Одесса и могла произносить отдельные слова и даже простые фразы( хотя и с неважным произношением), а также их записывать на бумаге. И хотя словарный запас у неё был невелик, и она писала с большими ошибками, но понять суть того, что она хотела сообщить, вполне можно было.

Поэтому я понял всё то, что мне написала Лиля, отвечая на мои вопросы.
Выяснилось, что ей 21 год, и что в Кишинёве ей негде жить. Бабушка и дедушка живут в селе, а мама - далеко(что было неправдой, Лиля пыталась скрыть, что  она из Одессы, откуда  бежала две недели тому назад, после злодейства по отношению к ней и её 6-месячного неродившегося плода(по сути, ребёнка, о чём дальше),  и что там же живут бабушка, дедушка и  мать Елена).

Про отца она промолчала, но потом выяснилось, когда Лиля втихомолку ночью уже у меня плакала, что он умер.

Никаких документов с нею не было.

Я принял естественное(для себя) решение, пригласить Лилю жить ко мне. Я влюбился в неё, - красивую, молодую, стройную, с необыкновенным взглядом, а всё остальное – то, что она – глухая, у неё явно бомжатский вид и она может быть носителем какой-нибудь заболевания, - для меня было третьестепенно, а главным было то, что очаровательная и вместе с тем глухонемая девушка явно попала в беду.

В 1998 г. я жил в том же самом отсеке семейного общежития, что и теперь, только вместо нынешних 2-х комнат занимал одну.

Тем, кто не в теме, поясняю, что в отсеке, отделённом от общего коридора этажа и других отсеков,  было 4 комнаты, расположенные “п-образно” или подковкой,  малюсенький отсечный общий коридорчик,   душ с одной стороны коридорчика и туалет, с другой стороны  и  посредине коридорчика 2 раковины с кранами .

Моя комната была крайней в отсеке (18 м2 ), с тремя стеллажами от пола до потолка, прикреплённые к стенам, заставленные книгами в 2 ряда, кроме этого в ней находились 3 книжные этажерки, платяной шкаф, маленький комодик, диван-кровать, два стола, на одном из них телевизор и  небольшой холодильник.

Наконец, к стеллажам с книгами были прислонены много связок журналов и газет прошлых лет, сложенных друг на друга. Пищу я готовил в комнате на портативной электроплитке. Теснота в комнате была запредельная.
Из комнаты имелся также выход на небольшой балкончик.

Лиля с интересом разглядела мою комнату. Обилие книг её поразило. Вместе с тем её удивило, что мужчина в моём возрасте (49 лет), к тому же работающий вузовским преподавателем, обитает в одной комнате в семейном общежитии, к тому же в такой тесноте.

Не хочу сейчас касаться в деталях этого вопроса. Замечу только, что первая моя жена Муза с сыном Георгием жили в прекрасной двухкомнатной квартире с огромной прихожей и вместительной кухней на ул. Заднипру.

Непосредственно перед развалом Союза мне обещали квартиру. Не срослось.
Ряд лет я владел половиной частного дома в Кисловодске, которое досталось мне по наследству. Однако потом ряд обстоятельств вынудил меня её продать за бесценок (что явилось ошибкой).

Наконец, Генеральный примар Кишинёва лет 20 тому назад предлагал землю для строительства дома, от чего я отказался (очередная ошибка), так как у меня не было денег для этого, а взятки в вузе я не брал. Вместо земли ходатайствовал о двухкомнатной квартире, в результате не получил ни квартиру, ни землю.

В первую же ночь между мной и Лилей произошло то, что не могло не произойти.
(Продолжение последует).