С кем мы общаемся?

Елена Пацкина
Будь осторожен с теми, с кем общаешься.
Эпиктет

То, что человеческие отношения хрупки и непостоянны, знают многие. Причем, порой трудно понять, почему тот, кто еще недавно с вами радостно общался, внезапно и резко прерывает ваши дружеские или приятельские отношения.
«Ещё вчера в глаза глядел, а нынче – всё косится в сторону», – эти строчки
 М. Цветаевой можно отнести не только к утраченной любви, но и вообще к разрыву любой тесной связи.

Как поступить в этом случае человеку, которому больше не хотят глядеть в глаза, если он не знает за собой никакой вины  и не понимает причины такого к себе отношения?
Вот что думает древнегреческий философ-стоик Эпиктет:

«Мы не можем контролировать впечатления, которые другие формируют о нас, и попытка сделать это только унижает наш характер».

Конечно, контролировать других мы не в состоянии, но понимать, что происходит, хотелось бы. Возможно, кто-то оговорил или даже опорочил нас в глазах нашего бывшего друга. Надо ли выяснять отношения?

«Не обращайте внимания на то, что о вас говорят, потому что это, в конце концов, не ваша забота».
Эпиктет

Если просто перестать об этом думать, не пытаясь понять, то как сохранять отношения с друзьями?

«Главное –  общаться только с теми, кто возвышает вас, чье присутствие пробуждает в вас все лучшее».
Эпиктет

А вот какую интересную мысль на эту тему высказал мудрый М. Монтень:

«Я настолько люблю сбрасывать с себя бремя каких бы то ни было обязательств, что порою почитал прибылью различные проявления неблагодарности, нападки и недостойные выходки со стороны тех, к кому, по склонности или в силу случайного стечения обстоятельств, испытывал кое-какое дружеское расположение, ибо я рассматриваю их враждебные действия и их промахи как нечто такое, что целиком погашает мой долг и позволяет мне считать себя в полном расчете с ними».

Можно ли считать прибылью нанесенный нам моральный ущерб:
ведь разочарование в одном человеке иногда подрывает доверие к людям вообще? И надо ли резко прекратить всякие сношения или сохранять их формально?

«И хотя я продолжаю платить им дань внешнего уважения, возлагаемую на нас общественною благопристойностью , – продолжает Монтень, – все же я немало сберегаю на этом, так как, делая по принуждению то же самое, что делал и раньше, движимый чувством, я тем самым несколько ослабляю напряженность и озабоченность моей внутренней воли, которая у меня чрезмерно настойчива и беспокойна, … и эта экономия до некоторой степени возмещает ущерб, причиняемый мне несовершенствами тех, с кем мне приходится соприкасаться.
Мне, разумеется, неприятно, что они теряют в моих глазах, но зато и я не очень внакладе, так как уже не считаю себя обязанным расточать им в такой мере свою внимательность и преданность».

Все это, конечно, справедливо, но очень грустно. Ведь недаром замечательный писатель А. Сент-Экзюпери считал, что «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Впрочем, роскошь доступна не всем.

А потому вернусь к древнему мудрецу:
«Не ищите добра извне, ищите его внутри себя, иначе вы никогда его не найдете».
Эпиктет