Обо всём понемногу 29

Наталья Иванова 26
Тема «ложь» занимает меня бесконечно. Лгать – это грех? Если нет, почему? Когда жила в Москве, не думала об этом, а когда переехала в Германию и познакомилась с немцами, с их менталитетом, с удивлением констатировала, что они не любят врать. Стала в этом разбираться.

Ложь многогранна. Ведь ложь – это не только тогда, когда врёшь с целью получить для себя какую-то выгоду. Ложь – это и просто лукавство, желание показать себя с выгодной для себя стороны, если это не соответствует действительности, если на самом деле ты другой.

Если сравнить, как относятся в России и в Германии к тому, чтобы сказать усыновлённому ребёнку правду о том, что он не родной. В России иногда до сих пор не понимают, а зачем это говорить, если ребёнку в новой семье хорошо. В Германии, если пара усыновляет ребёнка, пройдя  предварительно все проверки, то этому ребёнку тоже хорошо. Тем не менее здесь считают, что ребёнку необходимо сказать правду. Считается, что каждый человек имеет право знать свои корни. Откуда он, почему он такой, какой он есть: почему у него голубые глаза, почему, когда он смеётся, у него смешно задирается  верхняя губа. Почему он такой вспыльчивый, и почему у него при таких умных родителях довольно посредственные способности. Или наоборот. Нередки случаи, когда подросший ребёнок, узнав от посторонних о своём усыновлении, предъявляет к приёмным родителям обвинение именно во лжи.

У детей вообще обострённое отношение ко лжи, дети по природе очень правдивы. Дети могут фантазировать, придумывать для себя виртуальные миры, в которых они могут быть такими, какими не могут быть в действительности. Но ложь по отношению к себе их ранит.

Вернусь опять к немцам. Подражая им, я перестала лгать даже по пустякам. Если я куда-то опаздываю, то я не отговариваюсь, что мол автобус подвёл или ещё что-то. Или говорю правду, или просто без объяснений извиняюсь за опоздание. Жить безо лжи настолько приятно! Безо лжи и без лукавства. Это естественное состояние человеческой души, от которого мы, не замечая этого, отступаем, наверно, в подростковом возрасте. Отступаем, подражая взрослым.

Сначала это как игра. Придумывание себя совсем другим. И если это помогает, если тебя таким принимают лучше, чем прежним, то ложь вьёт гнездо, устраивается в душе поудобнее. Часто бывает, что ребёнку необходимо стать другим, в попытках уйти от нелюбви.

Зато, если родители правдивы и любят своего ребёнка, то из него тоже вырастает правдивый человек. Он в ладу с самим собой, но болезненно воспринимает несовершенство мира. Ему, может быть, труднее жить, но душевная гармония перевешивает все неприятности, потому что она имеет абсолютную ценность.

Что ещё свойственно каждому человеку от рождения – это чувство справедливости. Может быть, ложь и воспринимается так болезненно, потому что она приравнивается к несправедливости. Что неправдиво, то несправедливо. «Справедливость» и «правда» не случайно однокоренные слова. В немецком эти слова не однокоренные, но они похожи по значению (recht – правый, правильный, wahr – истинный).

И чувство справедливости более устойчиво, чем правдивость. А может быть, зря я их разделяю, может быть, они – фасеты одного и того же – святого духа в каждом из нас?

Почему человеку это дано – умение различать правду и ложь, справедливость и несправедливость? Должен быть какой-то стержень, на котором держится мироздание, не разваливается, не утопает в хаосе. И этот стержень – добро, или умение отличать добро от зла. Чувство добра, справедливости, правдивости даётся каждому человеку от рождения именно потому, чтобы остатки, или то, что в процессе жизни от них остаётся, и держало этот мир.