Проповедь в день памяти Серафима Саровского

Роман Овчаренко
Русь, как единое государство, сложилась из союза 15 племён, о которых упоминает известная всем Повесть временных лет. Сегодня мы вспомним лишь об одном из них, а именно о племени северян. Археологические раскопки на месте их обитания позволили ученым сделать выводы о скифо-иранском происхождении данного племени. И речь не только об анализе останков и предметов быта, но и о названиях городов, рек, сел данной местности. К примеру, самая большая река региона – Сейм имеет чисто индоиранское происхождение, ведь в переводе она означает «тёмная». Северяне довольно быстро стали оседлым племенем, и потому неудивительно, что на их территории к началу X века было больше городов, чем в других землях. Самые известные города северян – это Чернигов, Новгород-Северский, Курск, Брянск и другие. Сами жители региона также сильно отличались внешностью от своих соседей. Антрополог В. В. Бунак, после изучения ряда захоронений сделал следующий вывод: северяне среднего роста, узколицы, с длинным носом, с тонкой костью и большими глазницами, их скорее можно назвать средиземноморской понтийской расой. Удивительно, не правда ли?! Во времена правления-регентства князя Олега Вещего земли северян в 884 году были присоединены к Русскому государству. А теперь после небольшого предисловия перенесемся в славный город Курск.
Город Курс известен летописям с начала XI века, но судя по проведенным раскопкам является все же более древним поселением. Его название происходит от маленькой речушки Кур, которая в свою очередь связана с народным термином курья – «речной залив, заводь». Курск как город-крепость был заложен во времена правления князя Ярослава Мудрого и представлял собой треугольное архитектурное сооружение. С двух сторон были естественные возвышения – холмы, а с последней город был защищен большим рвом. В городе процветала торговля, земледелие, бортничество. Таким цветущим он будет еще много лет, вплоть до разорения татаро-монголами в 1238 году. После этого город опустел и зачах. Пройдет почти триста лет и, наконец, при посредничестве боярина Бориса Годунова в 1596 году будет отстроен заново на новом месте, но с учетом слабых мест, приведших его к гибели. Чтобы увеличить число жителей города были приглашены люди из окрестных мест с разного рода выгодными предложениями. Так куряне разбавились жителями городов Орел и Мценск. Центром города стал Рождественско-Богородицкий монастырь. Улицы нового города были узкими и запутанными, и совсем не имели названий. Каждая из них заканчивалась тупиком-площадью, на которой обязательно стоял храм. Куряне были прекрасными садоводами, пожалуй, никто так в России не занимался профессионально этим делом. Они умели делать практически всё: прививали деревья, культивировали новые сорта, лечили растения и деревья, добивались очень высоких урожаев, несмотря на суровый климат. Так что лентяями их точно не назовешь. Само собой, их труд снова привел к процветанию родного города.
В городе Курске жило одно почтенное купеческое семейство, известное по фамилии Машнины. По одной из версий, эта фамилия образована от прозвища «машна», в основе которой лежит диалектный глагол «машновать» – «молиться Богу». Свое дело, это семейство начало с производства глиняной посуды, благодаря выручке с которой, сумело обогатиться и выйти из ранга простых крестьян в купеческое сословие. И вот мы с вами встречаем супружескую чету: Исидора Ивановича Мошнина и его супругу Агафью Фотиевну. Это были набожные, искренно любящие друг друга люди. Господь благословил их рождением трех детей: двух сыновей Алексея и Прохора и дочерью Прасковьей.
В конце улицы, где жило семейство располагался храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Здание было старинным, но деревянным. Поэтому, когда случился пожар, уберечь его не удалось. Тогда же на сходке жители города решили восстановить церковь. Большую часть расходов и контроль за строительством нового храма взял на себя Исидор Иванович Мошнин. Но благое дело никогда не остается без испытания и искушений. Буквально через несколько лет после начала строительства, Исидор умирает и оставляет жену вдовой с малыми детьми. Агафья Фотиевна была женщиной не из робкого десятка и потому быстро дала понять всем подрядчикам и служащим, что она разбирается в деле и готова продолжить его. Храм строился целых двенадцать лет и до сих пор является гордостью и украшением города. Теперь он носит название Сергиево-Казанский собор.
Второй сын семьи, о котором мы уже упоминали был рожден 30 июля 1754 года. При рождении он получил имя Прохор в честь одного из семи апостольских диаконов. Этому ребенку суждено было стать величайшим святым русской Церкви под именем Серафим Саровский.
В жизни Прохора была по меньшей мере четыре явных знака божьего избрания. Первый случай упоминается в связи со строительством храма, которое затеял еще его отец. Прохору было лет семь, когда по недогляду взрослых он оказался на недостроенной еще колокольне собора, откуда естественно сорвался и упал вниз с очень большой высоты. Вопреки всему ужасу пережитому семьей, он чудом остался жив, даже царапины не осталось. Второй раз, уже в десять лет, Прохор тяжело заболел, и врачи поставили ему неутешительный диагноз – смерть от истощения, и вдруг во сне ему является сама Божия Матерь и обещает исцелить его. Так все и случилось. На следующий день должен был состояться крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение», которая также известна как «Курская-Коренная». И вот больного ребенка выносят на улицу, чтобы встретить икону, приложившись к которой, он действительно начал идти на поправку. Это определило его дальнейший выбор.
В 1776 году Прохор совершает паломничество в Киево-Печерскую лавру, где получает благословение на монашеское делание. И вот молодой человек следует в указанный ему монастырь для послушания. Местом его подвига станет Саровская пустынь в Тамбовской губернии (ныне это город Саров, Нижегородской области). В 1780 году Прохор вновь тяжело заболевает, всё его тело распухло. Врачи снова не смогли определить причину болезни, которая продолжалась достаточно долго в течение долгих трёх лет. Половину из них Прохор провёл лежачим в постели. По свидетельству летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, болезнь принесла ему много душевной пользы. И снова чудесное излечение. Это был уже третий случай чуда в жизни Прохора. Больше он не сомневался.
В 1786 году он принимает монашество с новым именем Серафим. А вскоре его посвящают в иеродиаконы, и наконец, в 1793 году рукополагают в иеромонахи (священника). Так началось его новое служение Богу. Ему хотелось нести подвиг подобно его предшественникам Феодосию Печерскому или Сергию Радонежского и вот он решается на уединение в лесу. Строит себе землянку, разводит пчел, сажает огород и живет в отдалении от людей, занимаясь молитвой, чтением Священного Писания и трудом. Питался он скудно, в основном травой снытью, из которой даже научился печь хлеб. Но приходящим к нему людям никогда не отказывал в гостеприимстве и отдавал лучшее из своих запасов. Его доброта была понятна даже диким зверям, которые спокойно питались у него прямо с руки. Известен случай, что к нему постоянно ходил медведь, который практически стал ручным. Также у входа в свою келью он установил камень, на котором подолгу стоял в молитве. Его подвиг остался навек отпечатанным в камне в виде продольных бороздок, стертых его ногами от долгого стояния.
И вот мы с вами приблизились к четвертому случаю чуда в жизни Серафима Саровского. Согласно жизнеописанию святого, какие-то разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью, думая, что смогут поживиться богатой добычей. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они сильно избили его и обухом топора проломили ему голову, причём во время этого нападения святой даже не сопротивлялся. В его землянке, естественно, разбойники ничего для себя не нашли и удалились ни с чем. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным, каким и дошел до нас на прижизненном портрете. Когда этих бандитов изловили и привели на освидетельствование к старцу Серафиму, то он при всех простил их и заставил отпустить без наказания. Догадываетесь, что творилось в душе этих людей?!
Каждого кто приходил к нему с просьбой, старец Серафим встречал приветствием «Христос Воскресе», а к человеку обращался не иначе как «Радость моя». Этот праведник просто светился добротой и радостью. И все, кто имели счастье беседовать с ним, отмечали его прозорливость (умение видеть прошлое и будущее) и святость, которая проявлялась в чудесах исцеления. Еще при жизни Серафим Саровский благословил открытие Дивеевской женской обители, которой всегда особо покровительствовал. Скончался преподобный Серафим 15 января 1833 года в своей келье, в Саровском монастыре во время коленопреклонённой молитвы. В июле 1903 года при особом посредничестве последнего русского императора Николая II Серафим Саровский был канонизирован, то есть признан святым всей Русской Церковью и его мощи были перенесены в Успенский собор Саровской обители.
Как пишет профессор В. Н. Ильин: «Все приближавшиеся к батюшке Серафиму находили в нем не святого с иконы, разговаривающего с людьми общими местами и благочестивыми поучениями из Священного Писания, а особое, к нему только обращенное и для него только существующее живое лицо». Этот человек открыл людям тайну молитвы. Ведь через нее мы только и получаем таинства. Молитва – это наша беседа с Богом. Но важно не просто произносить ртом слова, а научиться чувствовать этот разговор. И тогда возможно Бог будет отвечать тебе. В этом и есть дар Святого Духа, который нам оставил Господь наш Иисус Христос. Серафим Саровский призывал людей всегда быть в радости (веселии), и речь здесь идет не о безумном смехе или о постоянном шутовстве, нет. Просто, когда человек устает что-либо делать, то потихоньку на него наваливается уныние, а это уже первая ступень греха. Вот почему важно прогонять уныние добрым словом, улыбкой, поддержкой. А мы, в последнее время разучились улыбаться. Даже советская детская песня призывала нас: «Поделись улыбкой своей, и она к тебе не раз еще вернется». С праздником, дорогие друзья.