Сша-китай. ротшильды в панике!

Марк Турков
Перевод с английского языка. Источник: журнал "The Economist". Автор: Занни Минтон Беддоус (главный редактор). Опубликовано 12 января 2023 г.
(О журнале можно подробнее узнать в материале:
"О журнале The Economist" http://proza.ru/2020/12/27/186)
****

Разрушительная новая логика, угрожающая глобализации
США ведут опасное глобальное сползание к субсидиям, экспортному контролю и протекционизму.

С 1945 года мировая экономика функционирует в соответствии с системой правил и норм, подписанных США.

Это привело к беспрецедентной экономической интеграции, которая ускорила экономический рост, вывела сотни миллионов людей из нищеты и помогла Западу одержать верх над СССР в холодной войне.

Сегодня система находится в опасности.
Страны стремятся субсидировать "зеленую" промышленность, переманить производство как у друзей, так и у врагов и ограничить поток товаров и капитала. Взаимная выгода отсутствует, а национальная выгода присутствует. Началась эра мышления с нулевой суммой.

Старая система уже испытывала напряжение, поскольку заинтересованность США в ее сохранении ослабла после глобального финансового кризиса 2007-09 годов.

Но отказ президента Джо Байдена от правил свободного рынка в пользу агрессивной промышленной политики нанес системе новый удар.

США выделила огромные субсидии на сумму 465 миллиардов долларов на "зеленую" энергетику, электромобили и полупроводники. Они пронизаны требованиями о том, что производство должно быть местным. Бюрократы, которым поручено тщательно контролировать внутренние инвестиции, чтобы предотвратить чрезмерное иностранное влияние на экономику, теперь сами контролируют секторы, составляющие 60% фондового рынка. И чиновники запрещают поток все большего экспорта — в частности, чипов высокого класса и оборудования для производства чипов в Китай.

Для многих в Вашингтоне мощная промышленная политика обладает соблазнительной привлекательностью. Это могло бы помочь закрепить технологическое превосходство Америки над Китаем, который долгое время стремился к самодостаточности в жизненно важных областях, используя государственное вмешательство. Поскольку ценообразование на углерод политически неосуществимо, это может способствовать декарбонизации. И это отражает надежду на то, что вмешательство правительства может увенчаться успехом там, где частное предпринимательство потерпело неудачу, и реиндустриализировать центральные районы Америки.

Однако непосредственным следствием этого стало раскручивание опасной спирали протекционизма во всем мире.

Постройте завод по производству чипсов в Индии, и правительство сократит половину затрат; постройте завод в Южной Корее, и вы сможете воспользоваться щедрыми налоговыми льготами. Если семь других стран с рыночной экономикой, которые объявили о политике в отношении “стратегических” секторов с 2020 года, будут соответствовать расходам США в процентах от ВВП, общие расходы достигнут 1,1 трлн долларов.

В прошлом году почти треть трансграничных деловых сделок, попавших в поле зрения европейских чиновников, подверглись детальному изучению. Страны, располагающие сырьем, необходимым для производства аккумуляторов, присматриваются к экспортному контролю.

Индонезия запретила экспорт никеля; Аргентина, Боливия и Чили вскоре могут сотрудничать в стиле ОПЕК по добыче на своих литиевых рудниках.

Экономический конфликт с Китаем выглядит все более неизбежным.

Поскольку Китай стал более глубоко интегрирован в мировую экономику на рубеже этого столетия, многие на Западе предсказывали, что он станет более демократичным.

Смерть этой надежды — в сочетании с миграцией миллиона рабочих мест в обрабатывающей промышленности на китайские фабрики — привела к тому, что США разлюбили глобализацию.

Сегодня администрация мистера Байдена беспокоится об опасности зависимости от Китая в производстве аккумуляторов, как Европа зависит от России в поставках газа.

Демократы и республиканцы одинаково обеспокоены тем, что потеря Тайванем лидерства США в производстве передовых чипов подорвет ее способность разрабатывать искусственный интеллект, на который, по их прогнозам, армии будущего будут полагаться при планировании стратегии и управлении ракетами.

Некоторые просто хотят помешать Китаю стать слишком богатым — как будто обнищание 1,4 миллиарда человек было либо моральным, либо вероятным для обеспечения мира.

Другие, более мудрые, сосредотачиваются на повышении экономической устойчивости США и поддержании их военного превосходства.
Они утверждают, что реиндустриализация центральной части страны возродит поддержку рыночного капитализма. В то же время, будучи глобальным гегемоном, США может терпеть жалобы других стран.

Это мышление ошибочно. Если бы политика с нулевой суммой считалась успешной, отказаться от нее стало бы только сложнее. В действительности, даже если они действительно переделают промышленность США, их общий эффект, скорее всего, нанесет ущерб, подрывая глобальную безопасность, сдерживая экономический рост и повышая стоимость перехода к "зеленой" экономике.

Одна из проблем заключается в их дополнительных экономических издержках.

По оценкам The Economist, повторение совокупных инвестиций фирм в глобальную индустрию технического оборудования, зеленой энергетики и аккумуляторных батарей обойдется в 3,1-4,6 трлн долларов (3,2-4,8% мирового ВВП).

Реиндустриализация приведет к росту цен, что больше всего ударит по бедным. Дублирование "зеленых" цепочек поставок приведет к тому, что США и всему миру станет дороже избавляться от выбросов углерода. История свидетельствует о том, что огромные суммы государственных денег могут быть потрачены впустую.

Другая проблема - это ярость друзей и потенциальных союзников.

Гениальность США после второй мировой войны заключалась в том, что они осознали, что их интересы заключаются в поддержке открытости в глобальной торговле.

В результате США продолжили глобализацию, несмотря на то, что к 1960 году на США приходилось почти 40% мирового долларового ввп.

Сегодня доля США в производстве упала до 25%, и США нуждается в друзьях больше, чем когда-либо.

Запрет США на экспорт китайским производителям чипов сработает только в том случае, если голландская фирма asml и японская Tokyo Electron также откажутся поставлять им оборудование.

Цепочки поставок аккумуляторов также будут более безопасными, если демократический мир будет действовать как единый блок. И все же протекционизм США раздражает союзников в Европе и Азии.

Интеграция и дифференциация.

США также должна добиваться расположения развивающихся держав. По прогнозам банка Goldman Sachs, к 2050 году Индия и Индонезия станут третьей и четвертой по величине экономиками мира.

Обе страны являются демократиями, но не близкими друзьями США.

К 2075 году Нигерия и Пакистан также обретут экономическое влияние.
Если США потребует, чтобы другие страны заморозили Китай, не предлагая достаточного доступа к своим собственным рынкам, то растущие державы отвергнут США.

Последнее беспокойство заключается в том, что чем больше разрастается экономический конфликт, тем труднее становится решать проблемы, требующие глобального сотрудничества.

Несмотря на стремительное внедрение "зеленых" технологий, страны спорят о том, как помочь бедному миру обезуглероживаться.

Оказывается, трудно спасать страны, оказавшиеся в долговом кризисе, такие как Шри-Ланка, из-за препятствий со стороны Китая, крупного кредитора.

Если страны не смогут сотрудничать для решения некоторых проблем, их станет невозможно решить, и мир соответственно пострадает.

Никто не ожидает, что США вернется к 1990-м годам. Правильно стремиться сохранить свое военное превосходство и избежать опасной зависимости от Китая в отношении важнейших экономических ресурсов.

Однако это делает другие формы глобальной интеграции еще более важными.

Она должна стремиться к максимально глубокому сотрудничеству между странами, которое возможно, учитывая их соответствующие ценности.

Сегодня для этого, вероятно, требуется ряд пересекающихся форумов и специальных сделок.
США должны, например, присоединиться к Всеобъемлющему и прогрессивному соглашению о Транстихоокеанском партнерстве, азиатскому торговому пакту, основанному на более ранней сделке, которую она помогла заключить, но затем отказалась.

Спасение глобализации может показаться невозможным, учитывая протекционистский поворот в политике США.

Но помощь Конгресса Украине показывает, что избиратели не замкнуты.
Опросы показывают, что популярность свободной торговли восстанавливается.

Есть признаки того, что администрация Байдена реагирует на опасения союзников по поводу своих субсидий.

Однако для спасения глобального порядка потребуется более смелое руководство в США, которое в очередной раз отвергнет ложные обещания мышления с нулевой суммой.

Для этого еще есть время, прежде чем система полностью рухнет, нанеся ущерб бесчисленным источникам средств к существованию и поставив под угрозу основы либеральной демократии и рыночного капитализма. Задача огромна и неотложна; вряд ли она могла бы быть более важной. Часы тикают. ;