Путь к alma mater

Валерия Полякова
Alma mater –мать-кормилица (лат). Неформальное старинное название университетов.

Беззаботное детство, наивная подростковая пора… Как быстро они проходят! Когда же человек  осознает себя взрослым, способным принимать решения? Когда и как выбирает он свой путь в жизни? Как движется к своей цели? Сколько судеб - столько и ответов…
Одно знаю точно: преодоление любой высоты- это, прежде всего, преодоление собственных страхов, неуверенности, соблазнов.

 Я  свой путь определила  очень рано. В детском саду я твердила, что буду воспитательницей. Воспитатели детского сада поощряли мои порывы,  и даже звали понянчиться с малышами. Поэтому родители чаще могли меня отыскать в малышковой группе, чем в моей , в старшей.
В школе я свой статус мысленно повысила и уже мечтала стать учителем. И  здесь мои педагогические наклонности не остались незамеченными. В случае отсутствия педагога в начальных классах, мне предлагали «побыть учителем». Я этой возможности радовалась и честным образом изображала учителя: читала с детками книжки, писала на доске слова и предложения. Тогда это было возможно: маленькая школа в маленьком таджикском городке со своим почти семейным укладом.
Оканчивая школу, я четко знала, что хочу учиться в  университете (не в институте, не в педучилище) и  стать учителем русского языка и литературы. Родителям объявила, что еду в Душанбе, столицу Таджикистана, поступать в университет, и что все уже продумала.  Их дело – купить мне билет до столицы.  Я до сих пор не понимаю, почему родители мне доверились и как решились отпустить меня одну в чужой огромный город. Но билет  мне взяли и в аэропорт проводили.  Так начались  мои непростые шаги  к alma mater.

Шаг первый. Испытание свободой.
В моих мечтаниях все было просто: прилетаю в Душанбе, еду в университет, получаю местечко в общежитии, хожу на подготовительные курсы, сдаю экзамены – и…  Я–студентка! Действительность щелкнула меня по носу сразу же. Таджикская столица встретила меня  обилием солнца, цветочных клумб, народа, шума и транспорта. После нашего маленького уютного городка  размеры  столицы поразили. Я даже троллейбус увидела впервые. До университета я как-то добралась, но  дальше мои планы начали рассыпаться. Общежитие  мне никто предоставлять не собирался, мест не было. И идти мне было некуда.
 Представьте себе, 17-летняя девочка в огромном городе без друзей, родни, знакомых… Но  печалилась и  раздумывала я недолго. Напротив здания университета  возвышалось другое – многоэтажное,  с огромными светящимися буквами на фасаде «Гостиница Душанбе».  Туда я и направилась. Правда, пришлось отдать четвертую  часть  привезенных с собой денег за  три дня проживания. Но  как же мне понравилась эта жизнь! Отдельный шикарный номер, горячий душ,  обеды и ужины в ресторане гостиницы. И я -такая взрослая, такая самостоятельная!  Одиночество меня не угнетало. Наоборот, после жизни в маленькой квартирке вчетвером, когда нет возможности даже погрустить или помечтать в одиночестве, я была рада остаться сама с собой. Особенно нравилось вечерами садиться на подоконник, разглядывать звездное небо или светящиеся огоньки бегущего внизу транспорта и мечтать.  Нравилось выбирать в ресторане блюда по меню и смаковать их, разглядывая красиво одетых посетителей и слушая музыку. Как я удержалась от соблазна  пожить так подольше,  как  не стала добычей нимфоманов – не знаю. Но испытание свободой и красивой жизнью я выдержала.  Видимо, чувство ответственности или   самосохранения сработало.
   Документы  в университет я сдала, на подготовительные курсы записалась. И понимая, что денег на гостиницу надолго не хватит, начала поиски жилья подешевле. Я ходила по окрестным дворам и спрашивала, не сдает ли кто комнату, зависала у каждого столба с объявлениями. В конце концов мне повезло. Такая же юная абитуриентка предложила  мне обратиться к ее квартирной хозяйке.
 
Шаг второй. Война с котами  или боевая ничья.
Заселение в  ветхий домик барачного типа  прошло  удачно. Хозяйка, старенькая бабушка, приняла меня радушно, посетовала, что удобств особых нет, да и место только на диванчике. Но цена меня устроила, диванчик в маленькой кухоньке  тоже. Да и подруга в лице той самой  юной абитуриентки образовалась (назовем её Нюрой). Вечер мы провели весело, общаясь, рассказывая о себе, знакомясь с соседями. На ночь я расположилась на диванчике в проходной кухоньке и даже не удивилась, что хозяйка плотно притворила дверь в свою с Нюрой комнату.  В кухоньке вместе со мной остались два огромных хозяйских кота. Уснула я быстро. Так же быстро проснулась  оттого, что один кот вцепился мне в волосы, а другой  вскочил с воплями мне на грудь. Не могу передать  ужаса, который я испытала спросонья. Как поняла позже, я заняла их место, а коты  не собирались мне его уступать. И началась моя война с этими мохнатыми хозяевами дивана. Стоило мне устроиться на диванчике, эти хищники начинали военные действия: шипели, прыгали на меня с разбегу, царапали, выли. И мне в конечном итоге приходилось им диванчик уступать. Что уж скрывать – я их боялась. Да и уснуть под такой аккомпанемент невозможно.  Все ночи я сидела на уличном крылечке, благо  ночи в Таджикистане теплые, и терпеливо ждала утра, когда хозяйка уйдет на работу, а я смогу вздремнуть на ее кровати. Жалобы хозяйке действия не имели. Коты днем подхалимски терлись о ноги и производили впечатление милейших существ,  а ночью воинственно занимали место на диване и  шипели, едва я подходила к ним. Выгнать из дома любимцев хозяйки было нельзя, делить жилплощадь они не хотели. Так и длилось наше противостояние. Днем я пару часов дремала на кровати хозяйки, закрывшись от котов, потом шла на подготовительные курсы, а к вечеру опять  начинались военные действия. И лишь к концу моего пребывания в этой квартире хищники, видимо привыкнув к моему присутствию,  смирились, и мы стали спать на диванчике втроем, братски поделив площадь пополам. Война с котами окончилась вничью.

Шаг третий. Английский язык.
Первые три вступительных экзамена в университет я выдержала успешно.  Литературу я знала и любила, писала грамотно, с историей  со скрипом, но справилась. И только когда подошла очередь экзамена по английскому языку, поняла, что пропала. Английского я не знала. Уроки английского языка в школе вел у нас молодой учитель. Почти всю четверть он рассказывал нам анекдоты, за что мы его просто обожали, а в конце четверти мы записывали с доски новые слова с переводом и получали за это пятерки или  четверки в зависимости от чистоты написания. Поэтому лексический запас у меня был небольшим, грамматикой не владела вообще.  Мои попытки выучить тексты (сообщения)  накануне экзамена были безуспешными. Пришло решение не позориться и на экзамен не ходить. Чем ближе был экзамен, тем оно было крепче. И все же я пошла.  Пошла  с твердым убеждением, что высоту под названием «УНИВЕРСИТЕТ» я не одолела. Поэтому ни страха, ни переживания уже не было.  Первым заданием в билете  был перевод. Мой перевод со словарем  выглядел набором слов, которые в предложения ложиться не желали. Сообщения я не знала тем более. Далее последовал такой диалог.
Преподаватель: Ну что с тобой делать? Вроде неплохо предыдущие экзамены сдала. Какое сообщение знаешь хорошо?
Я : «Моя семья».
Преподаватель: Рассказывай.
Я: I have a little family: father, mother , sister and me.
Преподаватель : Хорошо. Дальше.
Я: А что дальше? Больше у нас никого нет, семья-то маленькая.
Следует дружный хохот преподавателей и предложение рассказать о своем родном  городе.  Увы, кроме того, что город тоже маленький (little town) и соответственно рассказывать особо нечего,  я поведать не могла.  Не знаю, чем руководствовались  педагоги, но свою  тройку я получила. А с ней и шанс пройти по конкурсу в университет.

Шаг четвертый. Кусочек хлеба с маслицем.
Как  уже говорила, заселилась на квартиру я с  подружкой – абитуриенткой. Нюра предложила   питаться вместе : две недели на мои средства, следующие  две недели  на её. Мы так и сделали. И первые две недели мы шиковали: фрукты, сладости, шашлычки. А потом Нюра завалила экзамены и уехала домой.  И вот тут я бросилась пересчитывать финансы,  которых после проживания в гостинице и двух  недель   совместного с Нюрой  барствования  осталось с гулькин нос. На оставшиеся деньги я купила обратный билет домой сроком через две недели,  пачку сахара-рафинада, пачку сливочного масла. Путем несложных арифметических расчетов  подсчитала суточный паек. И следующие две недели я питалась так : приобретала буханку хлеба  (одну на четыре дня), мазала кусочек хлеба тоненьким слоем маслица и ела его  с сахарком и водичкой на завтрак, обед и ужин.  Вот это было самое трудное испытание! Я безумно хотела есть, хотела нормальной горячей еды. Особенно когда хозяйка или соседи  готовили что-нибудь ароматно-вкусное. Но мне и в голову не приходило  попросить у родителей денег.  Ведь я их спустила  сама, спустила по собственной глупости.  И когда через две недели я увидела в списках зачисленных на  1 курс факультета русского языка и литературы  свою фамилию , я впервые за все это время  заплакала … От счастья, что скоро окажусь дома и нормально поем. От счастья, что моя мечта осуществилась.  Я –студентка  университета!А на хлеб с маслом я ещё долго смотреть не могла.

P.S. Мои шаги к  alma mater  оказались  успешными.  Училась я с удовольствием и даже с задором. Никогда в жизни не пожалела о выбранной профессии. И о днях своего абитуриентства вспоминаю  с юмором. Но если бы меня спросили, когда я стала взрослой, я бы ответила: когда  делала  эти непростые для меня  четыре шага.