Тезис об искусстве

Тротский
Красота объективна, ибо обусловлена единой природой вещей. Человек называет красивым то, что похоже на него, представляет его лучшую сторону. Красивое это следствие понимания себя, и вместе с тем тяга к экспансии во внешний мир - воплощение в жизнь личных убеждений о безупречности формы и естества, прежде всего собственных. Любыми доступными методами, в частности, посредством традиционного искусства, нацеленного на запечатление апофеоза человеческой природы - в живописи, в скульптуре, стихах и музыке, даже в архитектуре.

Постмодерн значительно расширяет границы прекрасного, но в то же время искажает их, превращая субъективные пристрастия и перверсии в самостоятельную систему взглядов, романтизируя и превознося намеренные отклонения от единой для всего человечного непоколебимой нормы. И на самом деле это прекрасно, ибо культура столь же предельна, сколь узки её рамки и принципы, но обратной стороной такого процесса является опасность подмены, когда первоначальная человеческая суть будет смещена его вычурным и эпатажным подобием, а новое репрессивное искусство, исходящее из деструктивных и чуждых природе человека интересов господствующих радикалов, провозгласит начало новой деспотии над образом жизни и поведения. Миру новой этики и морали, ибо идея и её выражения всегда первичны в нашем сознании перед всяким свершением.

Искусство это отражение человека и провозвестник общественной свободы - оно не может быть репрессивным, потому что утрачивает своё созидательное начало и становится инструментом пропаганды. Оно же и не должно быть конечным, потому что с его границами кончается и рост человеческого сознания, глубина понимания им устройства жизни. Искусство это и господин, и инструмент, и ничто меньшее, чем результат слияния двух этих крайностей.

Общество порождает культуру, которая это самое общество и воспитывает. В том числе потому представления о красивом так отличаются от народа к народу, от эпохи к эпохи. Но если умозрительно отринуть это всё, то останется тот самый человек, ищущий в мире отражение самого себя. Будучи идеей умозрительное, изоляция человеческого существа от всей его культурной составляющей возможным не представляется. Но это та системообразующая идея, вокруг которой развивается каждая известная человеку культура - вокруг культа самого себя.

Можно отрицать роль и влияние тех или иных культурных революций и значимость характерных для каждой эпохи символик. Но нельзя отрицать то, что во все времена люди жили, творили, убивали и умирали прежде всего за мысль, донесённую до них надлежащим образом. А самая сильная мысль всегда самая красивая и близкая нашему естеству.