Римский кубок

Никки Тозен
Римляне использовали в качестве столовых приборов изделия из серебра: всевозможные кубки, чаши, тарелки и ложки. Об этом свидетельствуют найденные древние клады. Конечно, такую посуду могли позволить себе только зажиточные граждане.

О наличии серебра на столах богатых римлян также свидетельствуют строки Трималхиона из «Сатирикона»:

«Я теперь большой любитель серебра. У меня одних ведерных сосудов штук около ста. На них вычеканено, как Кассандра своих сыновей убивает: детки мертвы – просто как живые лежат. Потом есть у меня жертвенная чаша, что оставил мне один из моих хозяев; на ней Дедал Ниобу прячет в Троянского коня. А бой Петраита с Гермеротом вычеканен у меня на бокалах, и все они претяжелые. Я знаток в таких вещах, и это мне дороже всего».

Древние римляне украшали посуду сюжетами из обычной жизни и мифологии. Излюбленным орнаментом были растения и фигурки птиц. Среди растительных мотивов особенно распространен был виноград, из которого делали вино. Так и на представленной чаше, выполненной из серебра, с позолоченным рельефным орнаментом в виде изящно переплетенных виноградных листьев у основания.

Этот кубок, несомненно, использовался для распития вина. Об этом свидетельствует второй ряд рельефного орнамента, на котором изображен бог виноделия Бахус и лютня. Второй орнамент располагается над первым и утоплен в основание чаши.
Очень непривычно наблюдать за подобным сюжетом. На ум сразу приходят знаменитые римские пиршества. Подобное изделие как нельзя кстати подходит к украшению стола. Есть что-то жертвенное и первобытно-обрядовое. В ее исполнении чувствуются древние культы и поклонение идолам. Она пропитана вином почти так же, как изящно переплетены виноградные лозы на ее стенках.

Данная чаша отличается от других своей более сложной многокомпонентной манерой исполнения. Гладкая внутри, снаружи она богато украшена оболочкой с литой ножкой.

Самый край чаши украшен каймой с выгравированными с ювелирной точностью символами и эмблемами. В оформлении используется позолота для того, чтобы подчеркнуть элементы рисунка. Это свидетельствует о более позднем периоде и более сложной технике мастера.

К основанию кубка приделана ребристая ножка, которую подпирает изящная подставка, также украшенная позолоченным растительным орнаментом.

Подобные чаши делались методом отжига. Сложная графика на внешней оболочке изначально задумывался, как рисунок, а затем становилась полномасштабной моделью из глины или воска. Мастер по чеканке начинал продавливать рисунок на серебре с внутренней стороны серебряного кубка, формируя общие формы фигур, а после с внешней стороны придавал фигурам более точное трехмерное изображение. Отдельные элементы декора с особо высоким рельефом были вылеплены отдельно и прикреплены к общей аппликации. Ножка тоже отливалась отдельно от основания в специальной глиняной форме, украшалась, а затем прикреплялась к чаше. Затем чаша украшалась амальгамой. После чего ее полировали до блеска.

Это настоящее произведение искусства древних ремесленников. Изысканное и торжественное в своем неповторимом исполнении.