Под знаком сомнения

Яков Богорад
Что время? Цепочка событий. Вполне предсказуемых и просто случайных. Никаких парадоксов. Дни наши тянутся в основном ровненько и скучно. Разница между ними ощущается только во снах, которые предстают вроде коллажей из лиц, событий, мечтаний, мелькавших некогда в собственной биографии.

Причудливость и осязаемость происходящего в хоромах Морфея порой поражает и даже обескураживает. Я, скажем, не был никогда ни тем, ни этим, не встречался, не спорил ни с кем. Но вот мы уже за одним столом с Михал Михалычем Жванецким. Попиваем вкусный коньячок и рассуждаем о чём-то. Совершенно по-дружески. Как будто сто лет знакомы.
Да не о чём-то. А о том как раз, что всегда интересовало меня в этом гениальном человеке.
Пусть иллюзорна эта встреча, эффект всё равно налицо — виртуальная жизнь иногда воспринимается, как реальность.

Откровения подобного рода не совсем безобидны. Излишняя болтливость на эту тему может завести в психиатрию в качестве пациента. Так же выглядят конфабуляции* при шизофрении. Но, если судить без комплексов, то это не обязательно клиника.

Вот Эдвард Радзинский. С кем только он ни был на короткой ноге. И с Малютой Скуратовым, и с Петром, и с Николаем Кровавым. Даже с Иосифом Виссарионовичем подфартило!
Вроде с юмором человек, весельчак, а куда понесло. Ни «Двенадцати стульев»** , ни Бени Крика *** , никаких раков по три и по пять не явила миру его талантливая головушка. Одни только мрачные призраки из чуланов российской истории. С чего бы это? Бог весть. Ясно одно: к психиатрии Радзинский прямого отношения не имеет. А вот к фантазии — да.

Играть иллюзиями и реальностью, жонглировать ими, способен каждый. Разница в степени мастерства, то есть в убедительности создаваемой картины. Особенно яркий эффект возникает в том случае, если правда и ложь перестают отличаться друг от друга. А в идеале правда исчезает вообще. Остаются лишь громкие лозунги и лживые обещания. Это извечная тема искусства, пропаганды и, как ни странно, любви. Той, которая заканчивается ничем.

О чём вообще речь? А чёрт его знает. Единственное, что мне приходит в голову, это хмель. Без него я бы не взялся за перо. В трезвом состоянии все мы предсказуемы и скучны. Парадоксы рождаются только на воле, в раскрепощённых хоть чем-нибудь мозгах.

*В медицинской психологии принято считать, что конфабуляция – это такое специфическое нарушение памяти, при котором индивид, находясь при полном сознании, воспроизводит ложные воспоминания. В беседе такой человек может либо отчётливо припоминать события, которые никогда не происходили, либо вспоминать истинные события, но как происходящие в неправильное время или в неправильном месте. Например, человек может вспомнить разговор, которого никогда не было, или вспоминает беседу, происходившую три года назад так, как будто она произошла сегодня.
**Ильф и Петров
***Исаак Бабель
****Михаил Жванецкий