Диптих о двух путях в любви

Сережа Ильин
                1. Путь  И.-С. Баха


     Если вы, будучи женатым и искренне любя вашу жену,  повстречали женщину, которая серьезно увлекла вас какими-то важными для вас качествами, которых, положим, нет у вашей супруги, но вы все-таки нашли в себе силы откровенно ей (чужой женщине) сказать, что из вашей возможной связи не то что ничего хорошего не выйдет, –
     нет, обязательно будет у вас много и нового и хорошего! – но просто, если взвесить как следует последствия адюльтера с чистым плодом его несвершения, второе перетянет первое : хотя бы потому, что одним из последствий измены наверняка станет досада на самих же ее участников, то есть на себя и на нее, а это значит, что более-менее серьезное отношение с новой женщиной уничтожается заведомо и на корню, –
     и вот вы оба решаете подождать – а не соединит ли вас судьба каким-либо иным, честным и естественным способом? если соединит – так оно и должно быть, а если нет – значит не судьба, –
     пока же этого не произошло, нужно ходить по заколдованному кругу, не переходя заветной черты, даже если ходить нужно всю жизнь, ибо кто знает? – эта ваша так и не состоявшаяся любовная связь является, быть может, тайной печатью, скрепляющей и вам и ей до поры до времени неведомое средостение ваших судеб, –
     средостение, зиждущееся одновременно на двух столпах, тверже которых ничего быть не может : и первый столп – это несокрушимое половое влечение, а второй столп – столь же несокрушимое волевое решение не уступать соблазну, – 
     итак, если все вышеупомянутые моменты задействованы в вашем увлечении, то вы имеете все основания с гордостью полагать, что в вас в полный голос и на полном серьезе зазвучала музыка великого И.-С. Баха, да и ваш взгляд : серьезный, строгий к окружающим, но прежде всего к самому себе и лишенный поверхностных чувственных красот, если вам повезет, напомнит немного суровый и нелицеприятный облик лейпцигского органиста.


               
                2. Путь  Моцарта



     Но если вы, будучи женатым и в общем-то больше любя свою жену, чем не любя, встретили женщину, которая мгновенно вас обворожила, –
     и вы, до смешного быстро вообразив себя утлым суденышком в «океане страстей», идете с ней в постель, однако  упоительные часы прелюбодеяния, как и следует, очень скоро сменяются горьким разочарованием : тут и укоры совести, тут и постепенное исчезновение новизны как единственного универсального эротического эликсира, тут и слабо шевелящиеся на дне испитой чаши, подобно черным червям, обманутые ожидания, и так далее и тому подобное, –
     и все-таки, хотя вы и пожалели о содеянном, вы в глубине души от него не отрекаетесь, более того, вы продолжаете видеть в нем некий греховный и все же по-своему немаловажный духовный опыт, именно духовный, –
     и вот с этим двойственным ощущением : свершившегося греха, искреннего сожаления о нем и в то же время внутренней готовности воспринимать его отныне как часть прожитой жизни и даже как кровный кусок себя самого, вы как ни в чем ни бывало живете дальше, гордые и надломленные одновременно, –
     не огорчайтесь : в вас зазвучала музыка, которую ни с какой другой не спутаешь, –
     и пусть она по большому счету немного уступает баховской, зато она уж точно превосходит любую другую : музыка великого Моцарта! а выражение вашего лица – и тоже при условии поразительного везения – сделается – на моцартовский манер – полностью недоступным для какой-либо привычной интерпретации, –
     но какую любовь и, соответственно, какое выражение глаз вы сами бы выбрали, если бы судьба предоставила вам самим все решать за нее? вот и подумайте, а я пока перейду к стихотворным вариантам обоих путей в любви.


                3. Путь  Моцарта


             Две есть различных любви, но больших в одинаковой мере.
             Древним подобно богам, они тайно по жизни ведут
             женщин, но больше мужчин. И с какой мне начать, безразлично.
             С первой начну : вы супруг. И вы любите вашу жену.
             Но – мы не властны в себе : сей закон бытия непреложный
             также и вам суждено в этот раз на себе испытать.
             Женщину встретили вы – и мгновенно в нее вы влюбились :
             сердцу нельзя приказать, даже если великую боль
             близкому сердцу оно причиняет уступкой соблазну.
             Есть ли в соблазне любовь? Безусловно, какая-то есть.
             Только на вечных весах ей с любовью не мериться лучше,
             что для двоих создала гавань жизни – семейный очаг.
             Рухнет та чашка весов от большой слишком разницы в весе.
             Легкое в небо идет. А тяжелое в бездну летит.
             Также сорвались в Аид командор с легендарным Гуаном :
             в древний и мрачный Аид, но не в страшный придуманный Ад.
             Если любовь коротка, завершаясь в оргазменной страсти,
             ярой подобна змее, что не в силах восстать от земли,
             и, сладострастьем живя, но и чувствами сходными также,
             ползает вечно внизу : ее тайна лелеет и стыд.
             Место ей тоже внизу, то есть попросту в нижних пределах – 
             разве не так? – бытия. Осуждение здесь ни при чем.
             Все же, постель разделив пусть и с женщиной даже чужою,
             нам никогда от нее в высшем смысле отречься нельзя.
             Будет мужчину она, самым дальним планетам подобно,
             в круговращеньи времен тенью призрачной сопровождать.
             Станет частицей она его жизни в космическом плане,
             пусть остается жена в ней заслуженно большая часть.
             Было так, будет и есть, не зачеркнут в душе треугольник :
             вечный треножник – на нем воскуряем богам фимиам.
             Древним опять же богам. Им был грех вообще непонятен.
             Опыт измены в любви подтвердил и природу вещей.
             Горько о ней пожалев, но не в силах вполне отказаться –
             речь об измене идет – мы с ней дальше по жизни идем.
             Странная гордость в душе оправдать тот поступок желает :
             будто б мы стали бедней, если б нас обошел стороной
             вечный, как мир, адюльтер. В этом сложном и двойственном чувстве
             сущность той первой любви. А теперь перейду ко второй.



                4. Путь  И.С. Баха



            Также и здесь вы – супруг. И жену свою любите также.
            Также по жизни пришлось вам из женщин одну повстречать :
            ту, что явленьем своим ваш привычный покой возмутила.
            Равно и вашей семьи. Но потом все иначе пошло.
            Вместо того чтобы с ней разделить вам любовное ложе –
            или, как нынче, постель – вы решаете ей объяснить
            суть ваших сложных к ней чувств : чувства эти настолько большие,
            что ради них лишь одних, как ни кажется это смешно,
            лучше бы вам не вступать в тот контакт, называемый : близкий,
            что очень часто дает много меньше, чем лживо сулит.
            Ясно : такое понять благородная только натура
            может – и то не всегда. Нужно множество разных причин,
            чтоб отношенье создать, где любовь целомудренно дремлет :
            то есть где ей удалось не спуститься в любовную связь.
            Чудо, что вам вообще удалось в этом сложном вопросе
            хрупкую близость найти. Но тверда она, точно алмаз.
            В сердце у вас чистота : нынче самое редкое свойство.
            Может быть, тихий развод вас с супругой потом разведет.
            Может быть, тихая смерть разведет вас когда-нибудь позже.
            И вот тогда час пробьет и для той, кто так долго ждала.
            Будет ли лучше союз ваш любовный, сравнительно с первым?
            Кто это может сказать? И здесь дело, конечно, в другом.
            Дело здесь в том состоит, что и вы, и она – безупречны.
            Это во все времена, безусловно, редчайшая честь.
            И уж конечно ее наградят справедливые боги.
            Только не спрашивай, друг, в чем конкретно награды той суть.
            Может быть, именно в том, что, связав себя легкой любовью,
            будете вы с этих пор чуть поближе к бессмертным богам,
            что нужно так понимать, что гармонии будет чуть больше
            в буднях житейских у вас. Но ведь больше не могут нам дать
            при всем желаньи своем Существа, нас стоящие выше.
            И очень важно для нас от них большего также не ждать.