До свиданья, друг мой, до свиданья

Мирослава Завьялова
Поработав совсем немного на авиационном заводе, я успела познакомиться со многими сотрудниками. Первое время часто изучала «Доску Почёта». Внушительных размеров, она не могла не радовать количеством трудолюбивых заводчан, и внимание от этих героев труда особенно радовало. Меня стали узнавать, приветливо здороваться. По работе  иногда приходилось ходить в сборочный цех, располагавшийся далеко от «главного» корпуса, и по дороге каждый раз я встречала дворников. Целый день они где-то подметали, убирали мусор, ухаживали за цветами и деревьями. Одного из них запомнила по «Доске Почёта». Колесников Александр Петрович, разнорабочий АХЧ, так именовался этот невысокий, немного нескладный мужчина. Добрая улыбка почти никогда не сходила с его лица, казалось, он приветствует весь мир без исключения.

- Дочка, опять на «сборку» бегала? - завидев меня, неизменно улыбался он, прекрасно зная ответ, - да, там уйма чертежей, технической  спецификации, исправлений много делать, а тебе ещё и сверять… набегаешься тут…

Сочувственно покивав головой, он принимался за уборку, а я возвращалась к своим чертежам, тихо радуясь встрече с добрым человеком. Позже узнала, что Колесников сорок лет отработал на заводе токарем, вышел на пенсию, но через пару лет вернулся в родной коллектив. К слову сказать, многие проработали на предприятии десятки лет и хорошо знали друг друга. Предложение потрудиться дворником Александр Петрович воспринял нормально и вот уже  третий год успешно работал на свежем воздухе, как он любил пошутить. Вскоре у нас родилось что-то вроде тёплых приятельских отношений или даже дружбы. При встречах мы успевали немного пообщаться, посмеяться, поделиться заводскими новостями; в необъятных карманах рабочего комбинезона у Александра Петровича всегда находился нехитрый гостинец, которым он охотно меня угощал. Карамелька, горстка семечек или пара орешков - меня радовал любой пустяк, я сразу вспоминала детство, своего весёлого дядю и что-то переданное зайчиком или лисичкой… Острые на язык заводчане иногда подшучивали над нашим дворником, мол, Петрович, седина в бороду, бес в ребро? И непременно получали в ответ добрую улыбку и ответ: «Ну что вы, глупые, смеётесь. Рита мне как дочка…»

Поначалу я смущалась, напоминая, что Александр Петрович старше моего отца, но, поняв, что это бесполезно, стала тоже улыбаться в ответ, ведь шутили наши коллеги беззлобно, никого не обижая.

Однажды весёлое летнее утро неожиданно закончилось, едва я зашла на проходную. Некролог заметила издалека и с грустью медленно приблизилась к этому знаку беды. «Колесников Александр Петрович», прочитала я, не веря своим глазам… две даты и знакомая улыбка на чёрно-белом портрете. Как же так? Серьёзно вроде не болел…

- Рита, поезжай на похороны, от нашего отдела, - попросил меня Главный технолог, - зайди в профком, они деньги выделили. А это люди собрали, кто сколько смог. Вдове отдашь, ну и соболезнование там вырази… помощь от предприятия перечислят на следующей неделе, так ей скажи. От завода вас  восемь человек поедут. За сантехниками там присматривай, мало ли что…

Новое, не так давно открывшееся загороднее кладбище выглядело словно целый город. Улицы, перекрёстки, переулки, цветы, деревья, памятники; по ощущениям - скорее бы уехать подальше от этого места… В поминальном зале, как водится, вспоминали усопшего добрым словом - какой он был добропорядочный муж, отец, брат. Сколько лет отдал авиационному заводу, где трудился на совесть. С гордостью вспомнили и о «Доске Почёта». И тут поднялся немолодой мужчина, сидевший недалеко от вдовы.

- «До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.» Да, да. Покойный очень любил Есенина, - добавил мужчина, заметив мой изумлённый взгляд. - Знали ли вы, что многие стихи поэта Саша знал наизусть и прекрасно их декламировал? Вы, кажется, с работы, с завода? - обратился  мужчина ко мне.

Кивнув головой, я слушала, что ещё говорил лучший друг Александра Петровича, друг детства, и моей грусти не было предела. Как же так, думала я, тихонько подходя к остановке трамвая. Почему ни разу не спросила, какие книги нравились Александру Петровичу? Времени для этого было предостаточно. Стыдно признаться, но дворника с метлой и представить не могла с томиком Есенина в руках. Да и вообще с книгой. Запоздало укоряла себя и ругала, что так и не узнала человека как следует, хотя часто с ним общалась. А что вообще знала об Александре  Петровиче? Эх…

Я получила урок на всю жизнь. И уже в дальнейшем не стала удивлением для  меня случайно подслушанная беседа, именно неторопливая интересная беседа живущих по соседству двух любителей выпить. Философия, поиски вечного…заслушалась. Продавщица рыбы на рынке с красными, как лапы у гуся, руками. Музыка, негромко звучащая в её палатке, заставила приостановиться. Вечная классика. Молодой таксист из бывшей Советской республики, с сильным акцентом и потрясающим выражением прочитавший мне немного Пушкина. Любимый его поэт с детства, бабушкины уроки...

А знаете, хочется получать такие вот небольшие уроки и впредь. Ведь искусство и литература вечны. Как доброта и любовь.