тётя Ася

Маргарита Школьниксон-Смишко
 На прошлой неделе ко мне обратился внук* Елены Арсентьевой Ленковой, о которй я писала ещё в 2013 году, с просьбой  передать ему письмо, где моя родственица рассказывала о трагической судьбе во время Второй Мировой войны этой женщины.
Я порылась в старых письмах и подумала, что пожалуй, неплохо было бы мне перепечатать отрывок письма моей родственицы, касающегося её жизни и жизни её тёти Аси в то трагическое время.
В моём предыдущем письме я спрашивала её о тёте Асе, потому что моя мама считала, что моя сестрёнка Руфочка, погибшая весной 1942 года в Лекнинграде, была на неё очень похожа.
И так, ниже отрывок письма.

Теперь о тёте Асе.
Она была младшей из детей моей бабушки Песи Щедринской (Школьниксон). Ася родилась в 1911 году. Моя мама — старшая из детей родилась 6 ноября 1906 г.
Вся бабушкина и мамина родня проживали в Витебской области в г. Городок. До революции это был Северо-западный край Российской империи.
В начале 20-х годов прошлого века бабушкина семья  перехала в Одессу.
Дед мой — Школьниксон был родом из небольшого городка, расположенного где-то между Ленинградом и Москвой…
В роду у бабушки фамилии все польские: Щедринские, Ляховские, Пурынжинские, Гайдуки, Богорады и др.
Видимо они были переселенцы из Польши. А вот откуда предки деда, я не знаю.
Но вернёмся к тёте Асе.
Судьба её очень трагична. Мама моя рассказывала, что в молодости она была красива, но здоровье было слабым. Закончив школу, она больше никуда не пошла учиться. За несколько лет до войны  она вышла замуж за Леонида Клейнера. В 1940 году у неё родился  сын Марик.
Муж её ушёл в первые же дни войны на фронт. Воевал под Новороссийском, там же и погиб.
Асе удалось с ребёнком и родителями с большим трудом достать билеты на пароход, чтобы эвакуироваться. Но караван пароходов с беженцами на борту не смог вырваться из Одессы. Все корабли, кроме того где были тётя Ася  с ребёнком и бабушкой с дедушкой, были потоплены немецкой авиацией и подлодками. А их пароход вернулся в Одессу.
Бабушка с дедушкой отказались от вторичной попытки уехать. Бабушка рассуждала так:»  Раз мы остались живы, значит Богу  было так угодно и нас никто не тронет, т. к. мы старики и не коммунисты.»
К тому же дкд тяжело болел.
Они остались в Одессе.  И погибли, были расстреляны , как все оставшиеся евреи Одессы.
Асе же кто-то помог достать вторично билеты, и она сумела с Мариком эвакуироваться. Но в дороге Марик заболел дифтерией и ещё какими-то болезнями и умер. Где-то в дороге она его и похоронила. Сама добралась до Самарканда, где её приютили в каком-то колхозе возле города.
Мы же с мамой эвакуировались из Харькова, где в то время жили. Там по направлению Одесского института связи и университета работали мои родители. Эвакуировались на Урал.
Отец мой Цайг Арон Самойлович — 1909 г. рожд. Был 23 июня призван в армию. Поскольку он был свяистом с высшим образованием, его прикомандировали к штабу армии  иаршала Толбухина. У него была возможность связаться с любым военкоматом. Так он нашёл тётю Асю. Об этом папа сообщил маме и помог нам через уральский военкомат выехать в Самарканд.
Там мы нашли тётю Асю и забрали её к себе. Жили мы все в маленькой комнатушке. Мама устроилась работать в эвакуационный госпиталь зав. Лабораторией, а мы с тётей Асей были дома. В 1943 году я пошла в школу, ну а тётя Ася занималась домашним хозяйством…
Потом она приболела, стала кашлять. Сначала мама думала, что она просто простудилась, но позже у неё пошла горлом кровь. Анализы подтвердили худшее. Это была открытая форма туберкулёза. В те времена это был смертельный приговор. Лекарства, убивающего палочку Коха, ещё не было.
Мама старалась сделать всё возможное  и невозможное, чтобы её спасти…
Война подходила к концу. Одессу освободили, немцев уже добивали в Берлине. Тётя Ася, зная свою обречённость, засобиралась домой в Одессу. Решила умереть у себя на Родине, а  заодно узнать  все подробности гибели родителей.
В Одессе она поселилась в своей  довоенной квартире.
А мы с мамой уехали в Гродно, куда из Германии был переведён полк связи, где служил отец. Это был уже январь 1946 года.
Из Одессы тётя Ася написала нам, что из всех родственников в живых осталась только папина старшая сестра Соня. Ей удалось эвакуироваться и после войны она вернулась в Одессу. Соня разыскала тётю Асю и поселилась вместе с ней. В последний год жизни Ася была не одна, а с Соней. Умерла Ася в марте 1947 года. Ей было всего 36 лет.
 
* бабушка двоюродная
 
фото из Самарканда 1942 год Ася справа в платье с узораами Посредине моя рассказчица, справа её мама