Пушкин Онегин Декабризм

Поль Чтецкий
Тема : почему неверен в корне миф онеговедов и партийных пушкинистов  квасного патриотизма о том, что Пушкин вел  Онегина в стан декабристов …  и будто бы именно поэтому, узнав о разгроме в Питере бунтовщиков «14 декабря» и начавшихся жестких репрессиях власти, сжег одну главу, а две скомпоновал в одну
Источник мифа ясен:  надо было казенным пушкиноведам делать Пушкина декабристом и выводить его с его двойником Онегиным на баррикады и ставить в первый ряд борцов за счастье черни  и светлое будущее человечества

*****

В начале исхода – о термине «декабрист»

В самом чистом идейном смысле:
- это участник событий «14 декабря 1825» и к тому же полностью разделивший его идеи , цели и планы, включая убийство глав Дома Романовых и установление конституционной Республики, и не изменивший им до конца
(таких в итоге оказалось мало …  горстка тираноборцев)
В узком смысле :
это участник бунта 14 декабря 1825 г  на Сенатской площади СПб
это руководители и сознательные  участники восстания Черниговского полка
В широком смысле :
Это все члены тайных обществ Империи , дело которых завершилось «14 декабря» независимо от их личного в нем участия и личных взглядов на цели и средства  реформирования общественного устройства 

*****
Корень  ошибки этого нелепого мифа о декабризме Пушкин-Онегина в том, что в герое романа они намеренно и умышленно видели архетип класса дворян  = видели классовый архетипичный социальный тип личности российского дворянина 20-х
А на самом деле Пушкин дал архетип, но не социальный, а психологический и бытовой портрет молодого человека его любимого сословия … в чем и себя любимого

*****
Вот фрагменты психологического Онегина из работы Овсянико-Куликовского Д.Н. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20-Х ГОДОВ» :

мы различаем бытовое значение типа от его общественно-психологического значения. Бытовое в тесном смысле значение Онегина пошло на убыль уже в 40-х годах, когда измельчал и, так сказать, выветрился в самой жизни тип великосветского либерала, не знающего, что делать с собою, за что взяться, и, за неимением лучшего занятия, позирующего, "ломающегося", более или менее удачно маскируя свое душевное содержание или свою душевную бессодержательность.
тип лишнего человека как явление по преимуществу русское и представляющее высокий общественно-психологический интерес
Онегин Пушкина и был истинным "родоначальником лишних людей"
В самом начале 40-х годов типа Печорина оживило и вызвало к новой жизни образ Онегина
Онегин, как Чацкий, прежде всего представитель образованного общества 20-х годов, именно той его части, в которой по преимуществу сосредоточивалось брожение и движение умов в ту эпоху. Но между Чацким и Онегиным есть важное различие: первый принадлежал к лучшим людям эпохи, второй - человек, немногим лишь возвышающийся над средним уровнем светских, по-тогдашнему образованных и затронутых идеями века молодых людей
Онегин из тех что стояли  ближе к среднему уровню

(т.е. это такой образцовый типовой средний русский дворянин – ни то - ни сё … ни туда - ни сюда, ни рыба - ни мясо, ни член – ни палец, заурядный,  словом абс-но «средний»)

Если жизнь его будет без приключений, он проживет спокойно, рассуждая умно, а действуя лениво
"Русская холодность", плохая работоспособность, неумение увлечься каким-либо делом или идею и большое умение скучать - таковы характерные черты Онегина как типа психологического
Эти-то черты и делают Онегина натурою заурядною - человеком заурядном, но не лишенном известных положительных качеств ума и души.
Сравнивая Онегина с Чайльд-Гарольдом, он отмечает безыдейность и душевную пустоту пушкинского героя и также то, что он натура обыкновенная, заурядная. "...Онегин есть существо совершенно обыкновенное и ничтожное. Он также равнодушен ко всему окружающему; но не ожесточение, а неспособность любить сделало его холодным.
Н_е_т н_и_ч_е_г_о о_б_ы_к_н_о_в_е_н_н_е_е т_а_к_о_г_о р_о_д_а л_ю_д_е_й, и всего меньше поэзии в таком характере... Сам Пушкин, кажется, чувствовал пустоту своего героя
Онегин, во всяком случае, не может быть назван ничтожеством. Но верно и любопытно указание Киреевского на типичность и заурядность Онегина: таких, как он, было много.
Ошибся Бестужев (Марлинский): Онегин рисуется и осуждается как тип классовый, и притом - судьями, которые сами принадлежали к тому же общественному классу.    Онегин - в нашей литературе - первый, по времени, классовый тип, то есть образ, в котором выразились характерные черты психологии известного, именно -- верхнего общественного слоя, причем эти черты далеко не идеализированы.
Онегин оказывается каким-то неудачником в жизни. Неудачники бывают разные. Здесь я имею в виду тех, о которых можно сказать, что им почему бы то ни было не удалось осуществить свою общественную стоимость. Понятие "общественной стоимости" человека я старался установить в книге о Гоголе
Волна общественного возбуждения захватывала тогда не только Чацких, которых было много, но и Онегиных, страдавших недугом душевной усталости или, по выражению Пушкина, "преждевременной старостью души"  … душевной усталости, иногда дряблости, скороспелой разочарованности - вообще той психической неустойчивости, которою русский человек наделен, по-видимому, от природы или от прошлой истории и от которой он может со временем излечиться только оздоровляющим действием дальнейшей - более здоровой - истории
равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века
в реальном романе Пушкин дал ей иную, лучшую постановку и создал бессмертный тип преждевременно состарившегося душою "умного и вовсе не отсталого" русского человека, который именно по причине этой "душевной старости" и  является неудачником, потерявшим и смысл и вкус жизни

Онегин - психологическое явление, довольно сложное и своеобразное.
"мы начинаем чувствовать и мыслить, но - ощупью".
"Бесстрастный и ленивый", то есть не обладающий тою энергиею мысли и чувства, какая необходима человеку для осуществления его общественной стоимости, Онегин, начал "мыслить и чувствовать - ощупью", не изведал того душевного подъема, о котором вспоминает в своих "Записках" один из замечательнейших деятелей эпохи, близкий друг Пушкина, Ив. Ив. Пущин, когда он сблизился с "мыслящим кругом",

они чувствовали себя "лишними",  постольку и Онегин, "человек лишний" по преимуществу, является их ближайшим "родичем", их прямым предшественником.

Появление "лишних людей" в стране, которой так нужны неглупые, образованные и порядочные люди, может показаться на первый взгляд странным, даже загадочным … На них решили свалить «всю вину» и сделать козлами отпущения

"Лишнего человека" создает совместное действие двух факторов, которые могут быть налицо где угодно и при весьма различных условиях общественной жизни. Один - это плохая психическая организация человека, наследственная или благоприобретенная, выражающаяся в недостатке душевной энергии, в вялости чувства и мысли, в неспособности к упорному и правильному труду, в отсутствии инициативы. Это мы и видим в Онегине. Второй фактор - это умственный, идейный и моральный разлад между личностью и средой

И это мы находим в Онегине, который от своих отстал, а к другому кругу, к широкой среде, темной и патриархально-невежественной, пристать, разумеется, не мог. Вспомним его жизнь в деревенской глуши, где только в спорах с юным Ленским он и мог отвести душу. Онегины в тогдашнем обществе, как провинциальном, так и столичном, были, по-видимому, более одинокими и "чужими", чем позже - Печорины и еще позже - Рудины.

*****
Онегин = типичный больной «русским недугом» 
Потому он никогда не декабрист ни в чистом, ни в  узком, ни в каком-либо ином смысле