Мировой кризис. Мнения Маркса и экономистов соврем

Афонин Вячеслав
Мировой кризис. Мнения Маркса и экономистов современных.

Михаил Хазин: кризис был предсказуем. Но наука, отрицающая идею Маркса о конце капитализма, тут бессильна

Михаил Хазин обращает внимание на то, что кризис, острая фаза которого началась в 2008 году, никем своревременно предсказан не был. Когда же он разразился, то никто не дал убедительного объяснения. Все на уровне «доверчивые банкиры» и «несознательные граждане». И у экономистов и политиков нет понимания того, что нужно делать, чтобы выйти из кризиса.
Сам же Михаил Хазин говорит, что предупреждал о кризисе задолго до его начала.
Он рассматривал проблему международного разделения труда. Согласно его исследованиям, кризис возник вследствие прекращения углубления международного разделения труда. В рамках нынешней экономической модели возможность выхода из кризиса состояла бы в дальнейшем углублении международного разделения труда.
Но возможности международного разделения труда в настоящее время исчерпаны. Поэтому нынешняя экономическая модель обречена, и на смену ей неизбежно придет новая.
Но почему же нынешняя экономическая наука не смогла ни предсказать, ни объяснить экономический кризис?- задается вопросом экономист. И отвечает: потому что она сложилась в противоборстве с марксистской политэкономией, и в ее парадигме заложен, в отличие от марксизма, тезис о вечности капитализма.

    «Ясное дело, что кризис, связанный с завершением действия базового механизма капиталистического развития — углубления разделения труда, нереально описать в рамках терминов и предмета науки, в которой конец капитализма табуирован! Это, выражаясь словами модной детской книжки, «то, что нельзя называть», в современной научной интерпретации!»,- говорит экономист.

Валентин Катасонов: отрицательный процент – проявление тенденции нормы прибыли к понижению, о которой говорил Маркс.

Валентин Катасонов обращает внимание на то, что в странах Запада банки один за другим вводят отрицательную процентную ставку по банковским операциям.
Экономист приводит примеры, объясняя, почему в таком-то случае такой-то банк ввел отрицательную процентную ставку.
Но за всем этим он видит единую закономерность, и это –

    тенденция нормы прибыли к понижению,

о которой писал К. Маркс.

    «Следовательно, будет понижаться и прибыль денежных капиталистов в виде процента»,- заключает экономист.

И делает вывод:
Это не что иное, как

    «долгосрочный тренд, свидетельствующий о том, что существовавшая на протяжении нескольких веков модель капитализма себя изживает. А на смену ей идет что-то другое» -

система,

    «в которой роль денег в их традиционном понимании будет сведена к минимуму».


Интересно, что В. Катасонов отрицает научность выводов Маркса. Но... признает, что соглашается с ними!
По крайней мере в той части, что капитализм движется к неминуемой гибели. Относительно будущего Катасонов не согласен с Марксом, считая, что для социализма в нынешнем обществе предпосылок нет.
Но:

    он согласен, что это будет система,

    «в которой роль денег в их традиционном понимании будет сведена к минимуму».

    о перспективе, опасность которой подчеркивает Катасонов, неоднократно говорилось в этом блоге - в том числе и то, что такая перспектива не противоречит экономическим принципам коммунизма по Марксу!

Академик Глушков: деньги устарели и ничего, кроме кризиса, породить более не могут - как и говорил Маркс
Это мы уже рассматривали ранее.
Академик Глушков пришел к тому же выводу, что и Маркс, с позиций кибернетики. А на примере родного ему СССР проиллюстрировал проблему количественно.
Ленин: социализм победит капитализм по производительности труда.
Перестройщики "опровергли" этот тезис сравнением СССР и капстран. Мы уже рассмотрели это "опровержение" и увидели, что оно некорректно, а утверждение Ленина совершенно справедливо.
Маркс:
капитализм нерационален и расточителен. Коммунизм решает проблемы, от которых гибнет капитализм
Это мы уже рассматривали ранее.
Вывод.
Современная официальная экономическая наука оказалась бессильна перед нынешним мировым экономическим кризисом. Она не смогла него ни предсказать, ни объяснить, ни преодолеть.
Современный экономист Михаил Хазин объясняет это ошибочной парадигмой, лежащей в основе современной официальной экономики, которую она приобрела в противоборстве с марксизмом.
А для марксизма данный кризис - явление естественное и закономерное. Маркс правильно уловил долгосрочную экономическую тенденцию - сейчас она проявляется даже более ярко, чем в его времена
Современный экономист В. Катасонов показал, что симптомы современного кризиса указывают на то, что он протекает по механизму, описанному Марксом