Спасти гильдию

Леонид Рабин
По Красному морю плывут каторжане,
трудом выгребая галеру,
рыком покрыв кандальное ржанье,
орут о родине Перу.

О рае Перу орут перуанцы,
где птицы, танцы, бабы
и где над венцами цветов померанца
были до небес баобабы.

Банан, ананасы! Радостей груда!
Вино в запечатанной посуде…
Но вот неизвестно зачем и откуда
на Перу наперли судьи!

И птиц, и танцы, и их перуанок
кругом обложили статьями.
Глаза у судьи — пара жестянок
мерцает в помойной яме.

Попал павлин оранжево-синий
под глаз его строгий, как пост, —
и вылинял моментально павлиний
великолепный хвост!

А возле Перу летали по прерии
птички такие — колибри;
судья поймал и пух и перья
бедной колибри выбрил.

И нет ни в одной долине ныне
гор, вулканом горящих.
Судья написал на каждой долине:
«Долина для некурящих».

В бедном Перу стихи мои даже
в запрете под страхом пыток.
Судья сказал: «Те, что в продаже,
тоже спиртной напиток».

Экватор дрожит от кандальных звонов.
А в Перу бесптичье, безлюдье…
Лишь, злобно забившись под своды законов,
живут унылые судьи.

А знаете, все-таки жаль перуанца.
Зря ему дали галеру.
Судьи мешают и птице, и танцу,
и мне, и вам, и Перу.

Владимир Маяковский, "Гимн судье".

Мы поговорим не о гипотетическом Перу, о котором писал Маяковский 110 лет назад, находящемся почему-то на берегу Красного моря, а о современном реальном Израиле, стране победившей юрократии. Израиль - мировой лидер по числу адвокатов на душу населения. Количество обладателей адвокатской лицензии уже пять лет назад превысило 80 тысяч человек, и с тех пор их стало еще больше, потому что конвейер по их подготовке работает в полную силу. В Израиле на каждые 100 тысяч человек приходятся 585 адвокатов, что делает Израиль мировым лидером по этому показателю. При этом количество судебных исков на душу населения в Израиле ниже, чем в штате Нью-Йорк, в четыре с половиной раза, а адвокатов там меньше, чем у нас. То есть, наши адвокаты не перерабатывают. А вот продолжительность рассмотрения судебного иска у нас одна из самых высоких в мире. Люди, пострадавшие от мошенничества, просто не доживают до того момента, когда их дело будет доведено до конца, это стандартная ситуация. Зато у адвокатов есть работа.

Сколько в Израиле судей, мы не узнаем - это государственная тайна. Зато зарплаты судей известны.

В общей сложности ежемесячная заработная плата израильских судей достигает 47 млн шекелей.

Брутто-зарплата председателя Верховного суда Эстер Хают составляет 104 256 шекелей. Это валовая заработная плата для уплаты налогов, которая включает в себя такие льготы, как расходы на автомобиль, одежду или телефон, а также отчисления на сбережения.

Директор судов Игаль Марзель и председатель Всеизраильского суда по трудовым спорам Варда Вирт-Ливне зарабатывают около 98 тысяч шекелей в месяц. На четвертом месте находится заместитель председателя Верховного суда Ханан Мельцер с 89 999 шекелями в месяц.

Брутто-зарплата других судей Верховного суда составляет в среднем 85 334 шекеля, а заработная плата судьи Дафны Блатман-Кедрай, которая руководит Институтом подготовки судей, составляет около 76 тысяч шекелей.

Средняя валовая заработная плата судей окружных судов составляет около 68 тысяч шекелей в месяц, судей мировых судов — 53 360 шекелей.

Короче, невозможно не сделать вывод о том, что юридическая система в Израиле крайне дорогая и избыточная. 80 тысяч адвокатов и неизвестное количество судей, получающих в общей сложности 47 миллионов шекелей в год, обходятся намного дороже, чем 140 тысяч профессиональных ешиботников, живущих на пособия, которые втрое меньше прожиточного минимума. Но ешиботников ругают все, кому не лень, а вот тех, кто пожелает порассуждать о паразитизме израильской юридической системы, сразу же смешают с дерьмом аффилированные с этой системой профессиональные журналисты. Я не говорю, что все они куплены, но у каждого второго журналиста первого ряда наверняка есть жена, любовница или дочка, работающая в юридической системе. Не полотенца же она шьет.

Разумеется, истина в пропорциональности. В СССР были выдающиеся ученые-евреи, такие как Ландау, Иоффе, Зельдович, Харитон, сотни других, честь им и хвала, они гордость еврейского народа. Но когда в Москве работала почти тысяча научно-исследовательских институтов, занимающихся неизвестно чем и приносящих минимальную отдачу, в которых процент евреев среди сотрудников был намного выше, чем их процент в промышленности и на транспорте, это было плохо. То же самое и с юридической системой.

Вот полиция Израиля действительно много, тяжело и опасно работает, честь ей и хвала. И никогда полицейский не получит даже пятую часть тех денег, которые получает судья. Поэтому полиция не считается частью системы, "обеспечивающей власть закона", а напротив, ее постоянно обвиняют в тех или иных противоправных действиях, и поэтому жены, любовницы и дочери журналистов первого ряда не работают в израильской полиции.

В Израиле остро не хватает жилья. Чтобы построить тысячи квартир, нужны строители, но вы нигде и никогда не увидите в нашей стране объявлений об открытии курсов по подготовке опалубщиков, каменщиков, монтажников. Они не нужны, их привезут с палестинских территорий или из Молдовы. В последнее время их и оттуда не могут привезти в нужном количестве, но это другой вопрос. Зато открываются в большом количестве курсы риэлтеров, хотя риэлтеров и так больше чем достаточно, а число заключаемых сделок по купле-продаже недвижимости в текущем году чуть ли не вдвое меньше, чем в предыдущем. Достаточно этих фактов, чтобы понять абсурдность и ложность рассуждений о "рыночке, который всё порешает". Миром, в том числе и Израилем, управляют гильдии, сами создающие искусственный спрос на свои услуги. Это относится и к судейской гильдии.

Способов сформировать спрос много. Можно, например, создать ситуацию, когда ни одна сделка не может быть совершена без участия адвоката, а услуги адвоката оплачиваются по жесткому и при этом высокому тарифу. В 20-е годы прошлого года на всю мандатную Палестину было восемь практикующих адвокатов, и этого количества вполне хватало. Сейчас гильдия, формируя искусственный спрос на свои услуги, создала ситуацию, когда их нужно 100 тысяч. При этом простому, "массовому человеку" от этого ни холодно, ни жарко, и ему так же тяжело отстоять свои права, как и 100 лет назад. Дело Романа Задорова показало крайнюю неэффективность и даже контрпродуктивность израильской юридической системы, но даже оно ничему не научило гильдию. Напротив, гильдия делает всё, чтобы представить его досадным исключением, которое не должно быть поводом для подрыва "власти закона". Хотя на самом деле "власть закона" - такая же мантра в устах тех, кто хочет гарантированно получать десятки тысяч шекелей в месяц от государства за работу "не бей лежачего", как "еврейский характер государства" - мантра в устах тех, кто хочет пожизненно изучать Тору за деньги.

Если забастуют и не выйдут на работу нянечки в детских садах, подсобный персонал в больницах, водители автобусов, произойдет катастрофа на следующий день. Если забастуют адвокаты и судьи, результат будет таким же, как в результате забастовки ешиботников - никто это не почувствует даже через месяц и через год. Как сделать, чтобы почувствовали? Вывести на улицы десятки тысяч людей в мантиях и сочувствующих им и перекрывать дороги. Точно так же действуют инвалиды, когда требуют повысить им пособия до уровня минимальной зарплаты. Шантажируют общество, создают ему неудобства. И аффилированные с судебной системой по причине, о которой я написал выше, журналисты первого ряда сразу же начинают внушать обществу, что перекрытие дорог и создание помех транспорту - неотъемлемое право человека и гражданина. Хотя я как человек и гражданин заинтересован в том, чтобы каждый, кто умышленно перекрывает дороги, платил штраф, а при наличии отягчающих вину обстоятельств садился в тюрьму. И не важно, кто он - инвалид, ортодокс, поселенец или человек в судейской мантии. Вообще призывы к нарушению закона и порядка во имя "власти закона" - это чистое орвеллианство, но мы смотрим на него и вроде бы даже не замечаем.

Короче, паразитическое меньшинство (я не ортодоксов имею в виду) использует любые средства и выдвигает любые аргументы, чтобы защитить свое право на продолжение паразитирования на израильском обществе. Поэтому я не вижу ни одной причины поддерживать акции "в защиту власти закона" и тем более участвовать в них. Тем более, что эти акции уже невозможны без флагов ЛГБТК+ и палестинских знамен, потому что их носители - активная ударная сила таких акций, без этих носителей акции "за власть закона" не приобретут требуемую массовость и зрелищность. Так что давайте сами, пожалуйста. А я поддержу любые меры, которые будут предприняты полицией Израиля для того, чтобы эти акции не выходили за рамки закона и порядка.

==============

В продолжение предыдущего, о зарплатах. Зарплата премьер-министра Израиля - 54 тысячи шекелей. Зарплата председателя Верховного суда Израиля Эстер Хают - 104 тысячи шекелей. СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА судей - 60 тысяч шекелей. Сравните уровень ответственности и интенсивность труда.

Премьер-министра судят за предположительно подаренные ему сигареты и шампанское судьи, получающие вдвое больше, чем он. Проверять, кто и сколько чего им дарит, некому, и никто этим не занимается. Переизбираться, формировать коалицию, еженедельно быть субъектом рейтингов, определяющих качество их работы, не приходится. Это называется у нас властью закона.