Дед Кирилл

Наталья Скорнякова
Из воспоминаний моей кумы.

Мой прадед Кирилл был родом из Украины. Природа наделила его многими хорошими качествами, такими, как смекалка, мудрость и ум. К нему часто обращались соседи за советом и просьбами.
 
Дед Кирилл был среднего роста и среднего телосложения. Носил бороду и усы. Борода показывала достоинство и честь. Усы были почти у всех мужчин. Долгие годы они считались знаком мужества и силы.
 
Дед носил льняную рубаху и шерстяные штаны.  Главным отличием украинской рубахи является наличие пазушки - небольшого разреза спереди с вышитыми узорами на праздничной рубахе. Вышивали на пазушке черными и красными нитями.
Мужские вышиванки могли быть с низким стоячим или широким отложным воротником. Застегивалась такая рубашка на пуговицы или тесемки.

Штаны, или шаровары, закреплялись на теле при помощи ремня или шнурка. Украинские мужские штаны были очень широкими, особенно у казаков. Между штанинами вшивали матню из прямоугольных лоскутов. Шили такие шаровары преимущественно из сукна - шерстяной ткани, покрытой воском.

Семья у деда Кирилла была большая, он с женой, да шестеро детей , четыре сына и две дочки. Жили трудно, как и многие семьи, а тут еще два года подряд выдались неурожайными.

Надумал дед Кирилл менять место жительство и податься на Волгу. Его поддержали еще ряд семей.  Десять телег с крытым верхом покинули Украину.

Украина вошла в состав России по решению Переяславской рады в 1654 году на правах широкой автономии.  В Российское государство вошла лишь Левобережная часть Украины вместе с Киевом. Правобережные территории оставались под властью Польши, а позднее Османской империи. В правление Екатерины Второй в результате разделов Речи Посполитой, в состав России вошла остальная часть украинских земель.

Вража мати Катерина шо ж ти наробила?! Речь идет о введением крепостного права в украинских землях.

Тяжкая участь выдалась переселенцам. Дальние дороги, неудобства в пути. Болезни. Не все добрались до средней Волги. Дед Кирилл проезжая мимо реки увидал рыб, которые застревали в колесах телег. Вокруг были бескрайние поля, все это стало решением здесь остановиться и обустроиться.

Они образовали компактное место проживания, никак не называли свою новую родину, да, наверное, в то время это было и не нужно. Основным занятием  переселенцев было хлебопашество. Прошли годы и освоенные ими – украинцами земли стали желто-золотыми от цвета пшеничных полей. Если бы наши предки смогли посмотреть на все это с высоты, то обязательно назвали бы свою землю «Желтым Клином».

Жили просто: хата с сенями и камора (амбар), а двор был огорожен в 3 жерди. Дома почти все были вымазаны снаружи глиной. Из сеней попадали в горницу с печью и длинным столом с лавками. Внутренность печи вымазывали раз в неделю. Очень немногие дома были покрыты тесом или соломой на глине, преимущественно долгое время одной соломой. Дома и надворные строения были стеснены. По недостатку и дороговизне дров отапливали дома кизяком. Отличительная черта малороссиян, так называли украинцев-переселенцев от русских - опрятность и лучшая обстановка жилья: в их хатах, хотя иногда и не было деревянного пола, но он всегда был чисто выметен, горница светлее, так как у каждого малоросса, даже в небольшой хате, три-четыре окна; у всех изб были дымовые трубы, и черной топки, как у русских, не было. Каждый год к Троицыну дню все хаты без изъятия хохлушки обмазывали снаружи, часто и внутри, глиной, белили и расписывали какой-нибудь яркой краской; солома на их крышах была подвязана всегда аккуратно.

За длинным столом собиралась вся семья. Молились и кушать начинали только после определенного знака деда Кирилла.

Главной пищей украинцев были: щи, приправленные пшеном и свиным салом; хлеб; вареники; галушки; борщ, состоящий из бураков или квашенной свеклы, заправленный репчатым луком, пшеном и салом или говядиной. Кашу ели только пшенную.

Праздничный обед состоял из пирогов, «до которых они были большие охотники», начиненных мясом, картофелем, капустой и свежей свеклой с маком; пампушек, жареных в масле (их ели с медом или тертым маком). Пили в основном, воду, реже квас, называемый сыровец.

Трудолюбие и расчетливость деда Кирилла дали свои результаты. Семья окрепла сыновья и дочери выросли, обзавелись своими семьями.

Революцию они встретили с опаской. Боялись раскулачивания. Помогло спасти хозяйство то, что оно было поделено на шестерых.
 
Так дед Кирилл сумел сохранить свою семью и его род продолжился до наших дней.