Как терновый венец Христа попал в Собор Парижской

Людмила Хаустова
    
   «И воины, сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам».
(Евангелие от Иоанна 19.2)

     В понедельник 15 апреля 2019 года, в начале Страстной недели,  прихожане, живущие на острове Сите,
направились на вечернюю службу в  Собор Парижской Богоматери. Они  неторопливо рассаживались по скамьям, служка суетился вокруг алтаря, в последний раз придирчиво проверяя готовность к мессе. Многочисленные туристы со всех сторон света тихо обходили и оглядывали собор, переговариваясь еле слышным шепотом.  Неожиданно благопристойную тишину  храма нарушили резкие, пугающие звуки  пожарной сигнализации. Было  18.20.
    Оглядевшись по сторонам и не заметив ни дыма, ни огня, служители храма,  следуя правилам безопасности, спокойно, но настойчиво стали выпроваживать  посетителей  из собора.  Дьякон вместе с подоспевшим дежурным пожарной безопасности, принялись самостоятельно искать источник, который мог вызвать предупреждающий сигнал, может статься, и ложный. Но в 18:43 устрашающие звуки пожарной тревоги вновь прокатились  по опустевшему собору. Пришлось срочно вызывать пожарную команду, которая за пятнадцать 10 минут, оглашая Париж звуками громогласных сирен,  домчалась до места. Впрочем, к этому времени даже покинувшим собор и собравшимся на площади прихожанам, туристам и вездесущим  зевакам стало ясно, что горит крыша собора.
     Команда из 400 пожарных, не мешкая, принялась за работу. На Сене мгновенно установили  устройства  для забора воды и стали заливать языки пламени, которые расползались по крыше собора и  вдоль изящного шпиля поднимались все выше в небо Парижа.  Через час воздушный деревянный шпиль, украшавший собор более семи веков, рухнул в бушующее  пламя. А сотни пожарных еще 14 часов неустанно и непрерывно заливали собор  потоками  воды.
     Полиция и спасатели, во избежание несчастных случаев и чтобы не мешать работе пожарных, оттеснили собравшихся с площади. Но люди не   намеревались уходить.  Они стояли за выставленным железным ограждением и непрерывно всю ночь молились. Вечером  зазвонили колокола всех церквей Парижа. Люди выходили на набережную Сены напротив собора, становились на колени и обращались с молитвой о спасении собора к   Той, кому был посвящен храм.      Щелкали  фотоаппараты, телевизионные камеры транслировали пожар в Соборе Парижской Богоматери в прямом эфире по всему миру.
    В 23:19  по радио и телевидению,  наконец,   сообщили, что распространение огня остановлено, но тушение продолжается.
   При расследовании причин пожара установили, что начался он на крыше, рядом с основанием деревянного шпиля. Возможность теракта была сразу исключена. Исследователи пришли к выводу, что причиной возгорания могло стать короткое замыкание, поскольку в это время как раз там шли реставрационные работы. Ремонтировали вековую деревянную крышу, покрытую свинцовыми плитами, и устремленный в небо шпиль, выполненный из 1300  дубовых стволов и также обложенный  сверху свинцовыми листами.     Во время пожара эти свинцовые  плиты расплавились, и горящий шпиль вместе с  частью  крыши рухнули внутрь собора. При этом висящий рядом на стене деревянный крест остался невредимым.
    Спасти удалось большинство ценных предметов и реликвий.  Некоторые картины,  поврежденные сильным задымлением  и водой, отправили в Лувр на реставрацию.  Особое внимание вызвало сообщение о том, что мужественный священник Жан-Марк Фурнье  вместе с другими святыми реликвиями вынес из пылающего собора    «терновый венец Иисуса  Христа» и тунику Святого Людовика IX.  Приходится признать, что современные посетители собора редко интересуются реликвиями, но тогда  многие задались вопросом, как же «терновый венец»,  один из главных символов Страстей Христовых попал в Собор Парижской Богоматери.
    Три евангелиста (Марк 15.17, Матфей 27.29, Иоанн 19.2)  рассказывают, что голову восходящего на Голгофу Иисуса римские солдаты издевательски короновали  терновым венцом. "И, сплетя терновый  венец, возложили  на голову Его и вложили трость в правую руку его; и, преклонив колена, насмехались над ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский!"  Однако после распятия никаких документов и свидетельств о терновом венце не обнаруживалось вплоть  до V века, когда римский епископ Святой Павел из Нолы (354-431) упомянул реликвии тернового венца и креста в своих записках. Век спустя римский сенатор  Кассиодор (490-585), позднее удалившийся в монастырь,  упомянул о терновом венце в своих комментариях на Псалом 86. «Терновый венец»  часто упоминается ранними Отцами Церкви, его вместе с другими реликвиями называют  "славой  города Иерусалима».  В дневнике анонимного паломника из Пьяченцы,  который совершил путешествие в Святую землю в  VI веке, находим запись.  «Здесь есть в храме  Хагия Зион также терновый венец, который был надет на Спасителя». Другие подобные свидетельства позволяют  предположить, что в 870 году реликвия все ещё находилась в Иерусалиме на горе Сион.
   С VI до X века  находим сведения о «дарении шипов из Тернового венца», в том числе,  Карлу Великому (742-814),  королю франков и императору Священной римской империи, а также англо-саксонскому королю Этельстану (894-939). Полагают, что к середине XI столетия «терновый венец» был перевезен из Иерусалима в Константинополь.   В XIII веке французский рыцарь Роберт де Клари (1170-1216), принимавший участие в четвертом крестовом походе,  в своих записках говорит  о  многочисленных ценностях, драгоценностях и святых реликвиях, которые он увидел в великолепном городе Константинополе. «В этой капелле были обнаружены два фрагмента истинного креста Господня,  два  гвоздя, пронзавшие Его ладони и ступни.. А также терновый венец с острыми, как лезвия ножа,  шипами, который римские воины надели на  Спасителя».
     Четвертый крестовый поход 1204 года закончился разграблением Константинополя  (См. «Герой неправедных войн»). На его развалинах была образована Латинская империя, которая просуществовала до 1261 года. Последний латинский император Константинополя -  Болдуин II (1228-1273) как раз находился с визитом в Париже, когда до него дошли слухи о том, что его обнищавшие бароны взяли у венецианцев крупный заём, отдав им в качестве  залога «терновый венец». Услышав об этом, французский  король, Святой Людовик IX (1214-1270),  согласился   выплатить этот  долг и для сохранности перевезти Святую реликвию страстей Христовых в Париж. (Людо;вик IX Святой   (1214-1270) — король Франции с 1226 по 1270 год. Возглавлял Седьмой и Восьмой крестовые походы. Скончался  25 августа 1270 года в Тунисе. Тело Людовика IX было погребено сначала в Монреале, а позднее останки перенесли в парижскую усыпальницу королей  Сен-Дени. Спустя всего 27 лет, в августе 1297 года, папа  Бонифаций VIII провозгласил Людовика святым).
    Благоразумный и предусмотрительный король Людовик послал двух доминиканских монахов (Жака и Андре), чтобы они могли  убедиться в подлинности реликвии. Королевские посланцы прибыли в Константинополь 17 июня 1238 года за один день до истечения срока залога. Венецианцы, разочарованные тем, что  им придется расстаться с бесценной реликвией, согласились принять оплату долга при одном условии: что Людовик позволит провести «терновый венец» из Константинополя в Париж через Венецию, чтобы граждане Венецианской  республики могли поклониться святой реликвии. Людовик согласился уважить их просьбу,  и в 1239 году терновый венец по морю был доставлен в Венецию, где его встретили с почетом и глубоким благоговением.
     В тот же год Святая реликвия начала свое шествие по Франции. В хрониках того времени отмечалось, что днём, когда шли процессии с «терновым венцом»,  дождь прекращался. И начинался ночью, когда святыня оказывалась в безопасном месте.
    Король  Людовик  замыслил встретить реликвию заранее. Вместе с матерью, братьями, несколькими епископами, баронами и рыцарями   он отправился в город Вильнев-Аршевек,  в 90 милях от Парижа.  Отсюда король со свитой  прошел  с покаянной процессией в город Санс. Здесь под звон церковных колоколов и звуки органа навстречу Христовой реликвии вышли  служители церкви, держа в руках все,  имеющиеся  у них  местные святыни. Из Санса несколько дней процессия следовала до Винсенна. Когда же на горизонте показался Париж, король Людовик и его брат Роберт переоделись в простые рубахи и босиком внесли «Святой терновый венец» в город. На некоторое время король поместил терновый венец в Собор Парижской Богоматери для поклонения жителей и паломников. Но затем для сохранности перенес «святой терновый венец» в сокровищницу королевского дворца, в капеллу Святого Николая.
     Отдавая дань сокровенной Святыне, король Людовик IX повелел построить для неё специальную капеллу на острове Сите, рядом с Нотр Дамом. Удивительная готическая капелла, получившая название Сант Шапель,  украшена 15 витражными окнами,  на которых представлены 1113 сцен  с библейскими сюжетами. После  освящения капеллы  26 апреля 1248 года сюда перенесли  «терновый венец», помещенный в специальную дароносицу. Здесь  святыня оставалась  более полувека вплоть до французской революции
(14 июля 1789 года - 9 ноября 1799 года).  Тогда реликвию  для сохранности перенесли в Национальную библиотеку. Через несколько лет, после подписания в 1801 году Конкордата между Наполеоном и папой Пием VII, «терновый венец»  вернули архиепископу Парижа, а  позднее  поместили в  Собор Парижской Богоматери.
   Реликвия хранится в  украшенной дароносице из горного хрусталя и выставляется на обозрение в первую пятницу месяца, по пятницам во время великого поста и в пятницу на страстной неделе.
   На восстановление пострадавшего от пожара собора откликнулся весь мир. Отклонив попытки модернизировать древний храм с использованием зеркал, с возведением хрустального шпиля и стеклянной крыши, Национальная комиссия по архитектуре и наследию Франции  решила восстановить исторический облик собора, каким он был до пожара.
Для проведения работ были собраны необходимые средства и материалы. Хотя жители Франции обычно  выступают против истребления многовековых деревьев,  они согласились отобрать по всем регионам страны более 200 столетних дубов, необходимых для реконструкции шпиля и крыши. 
     15 июня 2019 года прошла первая служба в одной из отремонтированных  часовен собора. Но в марте 2020 года работы  были приостановлены из-за пандемии  коронавируса  во Франции.  Теперь завершение работ  планируется на 2024 год, когда во Франции будет проходить   чемпионат мира по футболу.