И снова литературный клуб

Галина Вольская
Летит «Газель» по ночной дороге, летят ей навстречу цепочки фонарей вдоль дороги и уходящие в стороны огни встречных машин. Возвращаюсь из Саратова после встречи с коллегами. Сегодня нас было немного, всего пятеро вместе со мной.

Две женщины читали свои стихи, рассказывали о себе. Стихи и женщины очень разные, но обе интересны, самобытны, излучают энергию. Я не специалист по стихам, всё на уровне «нравится – не нравится», «задело – не задело». Оценивал Дмитрий, заметил, что стихи слабоваты, серьёзные издатели вряд ли возьмут, но можно печатать самостоятельно и искать своего читателя. Многие сейчас так делают. Юлия, как обычно, внимательно слушала, давала свои советы.

Я прочитала две свои миниатюры из выбранных редакцией для публикации в альманахе РСП, для меня выбор –  всегда самое трудное, хорошо, что появилась такая услуга. Когда читала «Тоску», не смогла удержаться от слёз. Дмитрий к этому времени уже ушёл, а женщины дружно бросились меня утешать. С чего я вдруг так разнюнилась, сама не знаю.

Потом ехали с Юлией к вокзалу в её машине. Положение у Юли нелёгкое, сын – инвалид детства, такие отклонения, которые не излечить. Юлия красива, у неё сильный характер, она гораздо моложе меня. Юля говорит:
– Я считаю, что все ваши мужчины были недостойны вас. Почему так произошло непонятно, возможно, заниженная самооценка. Девочке надо говорить в детстве, как она красива, какие у неё есть хорошие качества. Вас не хвалили?
– Отец любил и хвалил, но перед своими друзьями, когда думал, что я не слышу. В нашей семье считалось, что девочка должна быть скромной, всё должно быть нацелено на учёбу, получение специальности.

Чтобы меня хвалила мама, я вообще не помню, больше ругала за то, что я чего-то не умею, но не собиралась меня этому учить. Ей было легче сделать самой, чем смотреть на мои неумелые действия.

Факультет и отделение университета я выбрала самые сложные, учиться было тяжело, боялась вылететь. А влюбилась в парня с географического факультета, где учиться гораздо легче. В сессию мы не встречались, я сидела целыми днями за конспектами и учебниками, а он встречался с другой девушкой, у которой было достаточно времени, женился на ней. Разошёлся через полгода из-за её измен и почти год мотал мне нервы. Я продолжала его любить, но не простить, не забыть не могла. Тогда и появилась тоска, с которой я в тот раз не смогла справиться самостоятельно. Всё остальное было уже последствиями.

Двоих сыновей я растила без отцов, причём в самые трудные времена. Александр – отец старшего сына и тогда был, можно сказать, нацистом. Фамилия русская, но из Днепропетровска, из очень обеспеченной семьи, нагловатый, красивый, весёлый, самовлюблённый. Меня не любил, ребёнка не хотел, а я хотела. Отец второго сына Михаил был одержим походами, к тому же женат. Детей он и в семье не хотел, тем более на стороне. А для меня дети были и есть самое лучшее и дорогое, что может быть в жизни.

Но сыновья давно более, чем взрослые. У старшего сына дочь студентка, сын школьник. Младший сын жениться не торопится, он весь в работе.

Откуда опять тоска? Дело в непонятной военной операции, которая неизвестно когда и чем закончится? Невозможно не думать о ней, это мешает писать, мешает радоваться жизни. Какая радость, когда погибают наши ребята? А сколько лет погибают жители Донбасса!

Наш клуб собирается пять лет. Выпустили пять совместных альманахов, множество сборников. Мне всегда интересно с коллегами, в каждом есть что-то своё, неповторимое.

Снова вспоминаю разговор с Юлией, она становится резче, жёстче, жизнь даёт свои уроки. Нужно ли жалеть мужчин? Да, сильный пол, взрослые, самостоятельные. А для матерей всё те же беспомощные маленькие мальчики, плачущие от боли в разбитой коленке, ищущие утешение в добрых маминых руках. Пусть даже такие непокорные и непослушные, как Есенин:
И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтрому всё заживёт!»

Мой милый, добрый, сильный и справедливый отец… Поддался слабости, обиде, ушёл из жизни. А мама жила со мной ещё почти тридцать лет, помогая растить сыновей, преодолевая все трудности перестройки и последующего периода. Она оказалась сильнее и твёрже.

Не волнуйтесь за меня, дорогие коллеги. Я справлюсь с навалившейся тоской. И пока есть силы, буду приезжать на встречи с вами, чтобы услышать новые стихи, рассказы, да и просто поговорить о своей и вашей жизни. Общение с вами даёт мне новые силы. Вы мне нужны!