На крыльях по камням. Глава 4

Марина Прокоп
                ***


     В Сновскую спортивную школу удалось дозвониться сразу. На том конце провода ответили, что до восьми вечера можно спокойно подъезжать.
Маршрутное такси выезжало только через пару часов, поэтому пришлось обратиться к частному извозчику. Сумма, которую тот запросил, была невысокой. Женщина с радостью запрыгнула на заднее сидение и выдохнула. Она думала только о том, что было бы здорово сегодня закрыть весь вопрос.

     Получить хоть малюсенькую ниточку, за которую удалось бы вытянуть проблему заказчика за хвост и смыть ее в унитаз. Было бы хоть что-то, хоть какое-то маковое зернышко, которое можно было бы вырастить до нужных размеров. Затем зарыть его в информационном пространстве и ждать побегов. Уж она-то, мастер слова, знает, как сварганить кашку из топора! Да так, что добавки попросят! Но главное – рассчитаться с Виолеттой и больше в подобные авантюры не влезать. Ее любимая работа – раскручивать в СМИ безголосых певичек, которых папики хотят видеть на одной сцене с мировыми тенорами и сопрано. Работа, за которую Юля взялась сейчас, оплачивается, разумеется, по другому прейскуранту. Это высокооплачиваемая работа. Только здесь берешь билет в один конец, так как не знаешь, когда вернешься и вернешься ли вообще.

     Размер провинциального Сновска оказался больше в несколько раз того, который указывал непревзойденный Юрий Николаевич. В городке на самом деле проживало около ста тысяч жителей. Водитель хорошо ориентировался в местности, поэтому сразу отвез Юлю на улицу Щорса. Женщина двинулась в сторону здания, куда вереницей шли ребята в спортивной форме с рюкзаками. На первом этаже в качестве вахтера сидела опрятная пожилая женщина, которая тут же записала посетительницу в книгу учета.

– Николай Степанович Зайцев у себя или со своими воспитанниками в спортзале, – отрапортовала вахтер на вопрос журналистки.

     Юля, поднимаясь, увидела доску почета «Мы ими гордимся!». Тут же подошла поближе и принялась искать знакомое лицо. И быстро его нашла. Ребят человек двадцать рядом с тренером. Мальчишкам не более двенадцати лет. Тренер молодой и подтянутый. Ну сколько ему? Тридцать, не более. А может и меньше даже. А сколько достижений и побед у него! Даже заслуженный тренер! Не рановато ли? Хотя, кто его знает? Может заслуженным тренером можно стать рано. Если уже сегодня доктора наук помолодели лет на двадцать, то с тренерами могло случиться то же самое. Правда, много лет назад. Под фотографией стоял год – 1961. Значит Георгию Шарецкому десять лет.
 
     Кабинет Зайцева был открыт, но самого Николая Степановича там не оказалось. Юле пришлось попросить мальчишек, сидящих под кабинетом, сбегать за руководством.

– Проходите, пожалуйста, Юлия Вадимовна, – обратился руководитель спортивного учреждения. – Садитесь там, где Вам будет удобно. Юля мысленно зааплодировала, что директор ДЮСШ по футболу запомнил звонившую женщину по имени и отчеству.
Также она обратила внимание, что в кабинете царил порядок. Везде стояли цветы в горшках. Все награды были расставлены по годам. На столе имелось все самое необходимое: никакой державы и скипетра. Мужчина был подтянутым, жилистым, что было подчеркнуто хорошим спортивным костюмом.
Журналистка объяснила, что собирает информацию о Георгии Шарецком. Тут же добавила, что ей хотелось бы побеседовать с теми, кто его знал близко с самого детства.
– Юлия Вадимовна, когда Жорку отобрал Кислов Илья Сергеевич, я уже сам начинал тренерскую работу здесь. Больших достижений сам я в спорте не достиг, но педагогом стал. Говорят, хорошим. Я только окончил институт физической культуры, и меня распределили в нашу футбольную ДЮСШ. Вся жизнь здесь прошла. Жорика и его успехи помню, но моих воспоминаний и на половину страницы не наберется. Так вот, Георгия отбирал Илья Сергеевич. На стенде в вестибюле полно фотографий Кислова с его воспитанниками. Вот кто гением был! Более семидесяти чемпионов за всю жизнь вырастил. Каких он пацанов отбирал! Как он в них умел рассмотреть будущих талантливых футболистов, для меня загадка по сей день. Я всегда был обычным педагогом, который просто знал хорошо методику. Не более того. Мои ребята были другие. Звездных спортсменов я не вырастил. А что я здесь болтаю?! Илья Сергеевич, к сожалению, уже умер год назад. А вот его напарник, Бычкин Борислав Иванович,  живет недалеко от нашей школы. Я Вам напишу адрес. Давайте мы позвоним ему и договоримся о Вашей с ним встрече. Он с Кисловым всю жизнь вместе рука об руку тренировали молодежь. Вот он Вам рассказать что-то сможет. Жора Шарецкий только четыре года был в нашей ДЮСШ. Потом очень хитрые люди наверху решили прибрать к рукам перспективного парня. К сожалению, такое и сегодня случается. Только не пишите, пожалуйста, об этом.

     Николай Степанович оставил приятное впечатление. Настоящий педагог: скромный, воспитанный, знающий дело мастер. Хотя горечь от нереализованности в большом спорте очень чувствовалась при беседе с ним.

     Бычкин же Борислав Иванович впечатлил по-своему.
Она почему-то рассчитывала увидеть дряхлого, безумного старика с тремором рук. Куда уж там! Дверь ей открыл прыткий дедок маленького роста с карими глазками-пуговками.
– Проходите, проходите! – проговорил бывший тренер. Значит, книжку про Шарецкого писать собрались?! А про Бычкина никто не хочет написать? А чем я хуже? У меня жизнь, вон, какая несладкая! Вдовец, пенсия мизерная, дети отказались! Не понравилось, видите ли, им, что я на алименты подал! В поликлинике набегаешься по кабинетам, так жить не хочется! Хорошо, что хоть собес рядом с домом. Вот там меня действительно уважают: всегда без очереди обслужат, да еще и чайку нальют уважаемому Бориславу Ивановичу!
Юля присела на табурет, предложенный хозяином квартиры, и продолжила слушать бывшего тренера.
– Опять Кислову вся слава и почет, я так понимаю. Шарецкого он отбирал и тренировал его четыре года. Ему и на том свете везет больше, чем мне. Вот что, девушка, пишите правду про Кислова. А как иначе? Все Кислова гением тренерской работы считали! Что ни команда, то одни звездные игроки. Я сразу думал, что чуйка у него, как у дикого зверя, на юные таланты! А потом заметил одну странную закономерность: как только новый набор, так сразу дружок Боря Шлейман его навещает. Потом уже знакомые рассказывали, что Илюша наш с этим Шлейманом и по школам ходили, отбирали воспитанников для Кислова. Все бы ничего, да Бориска врачом был: то ли психиатром, то ли психотерапевтом. Отбирать дружку хороших футболистов помогал. Когда спрашивали Борю, чего его носит по общеобразовательным учреждениям, тот объяснял так: собирает, мол, материал для диссертации. Однажды я даже слышал, как они ругались из-за одного мальчишки. Илья кричал, что такого жирдяя брать нельзя, а Шлейман ему обратное доказывал. В итоге взяли. Я думаю, имя Грибов Вам что-нибудь да говорит?
Еще бы! Грибова знали все, даже такие далекие от футбола, как Юля Тимофеева. Грибов уехал в Канаду, но тоже жизнь сложилось как-то не очень.
Бывший тренер продолжал жаловаться:

– Кисловские воспитанники приносили славу своему тренеру, почетные звания, публикации в прессе … Конечно, остальные спортивные педагоги чувствовали себя, мягко говоря, неполноценными. Кислова всегда высокое руководство ставило всем нам в пример. А потом занавес железный пал, и Шлейман с семейкой укатил в Соединенные Штаты. Так вот, за два последних года перед пенсией без помощи Борьки Илья ни одного нормального пацана не отобрал. Набрал таких, что год-два и бросали футбол. Кто-то говорил, что Шлейман даже книгу написал на английском, как отбирал будущих чемпионов по какой-то навороченной методике. Где Боря эту методику мог раскопать, не знаю. Как с ним за медали и почетные места расплачивался великий наш Илюша, мне тоже неизвестно. Вот только, сколько этих гениев футбола до сорока дожили и сколько их в ЛТП по бетону мяч гоняли, история пока умалчивает. Напишите про это, пусть люди правду узнают. Жаль, что я английским не владею. Очень уж я бы хотел эту книжонку почитать!
«А вот это – уже кое-что. Может и не зря она сюда приехала!», – пронеслось в голове у журналистки.

     Юля поблагодарила Борислава Ивановича за информацию, попрощалась и покинула его квартиру.



Продолжение следует
http://proza.ru/2023/01/12/704