Воспитание сверхчеловека

Михаил Кедровский
       Сверхчеловека придумал Фридрих Ницше, побывав пару раз в сумасшедшем доме, и его придумка пришлась ко двору во второй половине девятнадцатого столетия, когда победа безверия представлялась почти повсеместной. Точнее, не безверия как такового, а веры в различные псевдонаучные предположения.

       Идея Ницше была следующей: переход от обезьяны к человеку явился гигантским рывком в истории цивилизации, таким же рывком станет переход от человека к сверхчеловеку, который преодолеет в себе эгоизм и начнет созидать.

       Конструкция была пропагандистски очень привлекательной, но в ней было одно «но»: то, что мы произошли от обезьяны, до сих пор научно не доказано. Как так? Спросит читатель. По данному вопросу написано и защищено десятки, а может, сотни тысяч диссертаций. Да! Но псевдонауку никто пока не отменял, и она развивается параллельно по закону единства и борьбы противоположностей.

        Карл Маркс, проживая в Лондоне и работая над «Капиталом», выдумал пролетариат, который станет могильщиком буржуазии. Слово «выдумал» в данном контексте очень даже подходит, так как буржуазия закопала этот пролетариат, да так, что от него следов не осталось. Правда, и от буржуазии мало что сохранилось.

       Российская социал-демократия во главе с Лениным возомнила о себе, что она сумеет воспитать рабочий класс до такой степени, что он станет творцом будущего справедливого мира. Где этот мир? Где этот рабочий класс? Владимир Ильич, конечно, никаким ученым не был, у него начисто отсутствовало абстрактное мышление. Он, например, полагал, что его глаза видят объективную реальность, хотя физики и даже простые фотографы объясняли ему, что это не совсем так. Ленина всерьез не воспринимали в дореволюционной элите, но антинаучная идея победила и позволила России сделать необходимый рывок.

       К самым успешными представителям народных масс в качестве сверхлюдей можно отнести Никиту Хрущева, Михаила Горбачева и Бориса Ельцина. Как далеки они от идеала трудящегося человека! Получается, не тех воспитали. Да и сам воспитательный процесс вызывает большие сомнения. Но нельзя забывать, что в историческом процессе побеждает диалектика, а не отдельные личности.

12.01.2023