Ч. 57 Война москитного флота

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2023/01/10/1337

Морской десант на Керченский полуостров должен был сходящимися ударами с северо-запада от Керчи и с юга из Эльтигена овладеть Керчью, а затем всем Керченским полуостровом. Затем совместно с войсками 4-го Украинского фронта, который наступал с севера Крымского полуострова, освободить весь Крым.

Немцы пять недель блокировали с моря эльтигенский десант. При этом эскадра Черноморского флота отстаивалась в портах и не принимала ни малейшего участия в десантной операции.

Вице-адмирал Фридрих Руге, бывший главнокомандующий ВМС ФРГ, автор нескольких исторических книг, писал: «…немецкие торпедные катера, дизельные тральщики и артиллерийские баржи создавали непреодолимое кольцо окружения вокруг Эльтигена.

В результате море превратилось в арену постоянных схваток, в которых немцы потеряли восемь кораблей, а русские, вероятно, около 50. В конечном счёте, русский плацдарм был задушен голодной блокадой и его смогли взять штурмом. На берегу были найдены повреждёнными 60 десантных катеров и мотоботов противника».

Оправдываясь, командующий Черноморским флотом Л. А. Владимирский  писал, что ему в Керченском проливе пришлось «драться телегами против танков».

Вице-адмирал имел в виду, что немецкие малые корабли превосходили советские по всем параметрам. Немецкие быстроходные баржи (БДБ) типа «F»имели водоизмещение 350 тонн, борта и рубка были защищены 20-мм бронёй, имели скорость до 14 узлов.

Вооружение – одно малокалиберное орудие, два 20-мм зенитных автомата и шесть глубинных бомб. Паромы «Sibel» водоизмещением 150-200 тонн со скоростью хода до 10 узлов могли использоваться в качестве военных транспортов, плавучих батарей РВО и кораблей артиллерийской поддержки.

Немецкие катера-тральщики имели водоизмещение 110-125 тонн, скорость хода до 21 узла, сильное артиллерийское вооружение. Торпедные катера немцев уступали нашим в скорости хода, но имели водоизмещение в семь раз больше.

Они обладали лучшими мореходными качествами, большей дальностью плавания, более мощным артиллерийским вооружением. Вот торпедное вооружение было одинаковым: два торпедных аппарата калибром 533 мм.

Наши боевые катера, «морские охотники», имели водоизмещение 56,5 тонн, скорость хода 25,5 узлов. Но их два 45-мм орудия заряжались вручную, они имели деревянные корпуса и двигатели, работавшие на бензине.

Плавали на них, можно сказать, смертники, потому что эти катера горели, как свечки, при попадании в них снаряда.

Бронекатера тоже не могли соперничать с немецкими БДБ, потому что их заливало водой даже при слабом волнении, и нельзя было использовать оружие.

Ну, а  12-тонные катера «КМ», вооружённые одним пулемётом калибром 7,62 мм, нельзя было всерьёз воспринимать в качестве боевого корабля.

Армейское командование не обращало внимания на доклады моряков, что высаживать десанты в шторм губительно, а потом в провале операции винили самих моряков. Но что трудно понять – это бездействие эскадры Черноморского флота.

И. В. Касатонов совершенно верно сделал вывод, что генералы и адмиралы «панически боялись Сталина и никогда ничего не передокладывали, несмотря на то, что уточнённые новые предложения были целесообразны. Цена боязливости – гибель людей».

Помалкивал и нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов.

Контр-адмирал С. Г. Горшков, добившийся разрешения не высаживать людей в разгар шторма, получил приказ от командующего фронтом генерала армии И. Е. Петрова, в котором звучала скрытая угроза, произвести высадку десанта в ночь на 2 декабря «независимо от погоды».

В своих воспоминаниях Сергей Георгиевич писал: «Находясь в Темрюке, я с болью в сердце наблюдал за тем, как швыряло на крутой волне маленькие судёнышки, предназначенные для высадки войск. И не раз задавал себе вопрос: как-то они справятся с доставкой войск на Керченский полуостров?

Тяжело нагруженные корабли и суда отошли от причала и взяли курс к берегам, занятым противником. Никогда, кажется, за всё время войны я не испытывал такой тревоги за исход операции, как тогда».

Ещё на рейде подорвался на мине и затонул КАТЩ «Азовец». Удалось спасти 20 человек. 40 человек погибли. Погода портилась, восточный ветер был 5 баллов, на море - 4 балла. К линии в 21 час старта подошли 28 плавсредств. Остальные корабли ещё находились в пути.

С воздуха десант прикрывала авиация, наносившая  удары по противнику. На косе Чушка находились артиллерийские батареи 56-й армии. Когда подошли остальные корабли, командир высадки отправил по радио сигнал:  «Орёл».

С двух катеров дали залп по берегу из реактивных установок. По сигналу красными ракетами открыли огонь  420 орудий, два полка гвардейских миномётов, и началась бомбардировка самолётами 4-й воздушной армии берега, где должен высаживаться десант.

Казалось, что там не должно было остаться ничего живого, но противник ответил артиллерийским и ружейно-пулемётным огнём. В половине первого ночи высадку штурмовых отрядов завершили. Высадили 2274 человека и девять орудий.

Во время высадки подорвались на минах и были потоплены артиллерийским огнём три катера и сейнер. Погибли 85 человек и ранило 35. По сигналу зелёными ракетами артиллерия перенесла огонь вглубь обороны противника.

Затем корабли вернулись и приняли второй эшелон десанта. Корабли стали совершать челночные рейсы, доставляя всё новые и новые войска. Действия 56-й армии облегчались тем, что противник часть сил сосредоточил для уничтожения десанта в Эльтигене.

Следует заметить, что в отличие от десанта в Эльтигене, корабли Азовской флотилии использовали дымовую маскировку, которую осуществляли катера-дымзавесчики, поэтому потери от вражеской артиллерии были небольшие.

11 ноября продвижение частей 56-й армии было остановлено противником на восточной окраине Керчи.

Начались позиционные бои. 20 ноябри моряки Азовской флотилии завершили переправу всех эшелонов 56-й армии. Но у моряков не было специальных средств для перевозки бронетехники, артиллерийских орудий и автомашин. Приходилось что-то придумывать, изобретать.

Северо-Кавказский фронт преобразовали в Отдельную Приморскую армию, командующим которой был назначен генерал армии И. Е. Петров.

Для обеспечения непрерывной переправы грузов с Таманского полуострова на Керченский ввели временную должность начальника переправы, на которую назначили контр-адмирала С. Г. Горшкова.

Контр-адмирал с этой задачей справился. К 4 декабря на Крымский берег доставили 75 040 человек, 2712 лошадей, 769 орудий и миномётов, 128 танков и бронемашин, 9950 тонн боеприпасов и продовольствия.

Моряки Азовской флотилии спасли остатки Эльтигенского десанта, несмотря на сильнейшее противодействие противника. Последними сняли с берега 81 человека и 279 десантников подобрали из воды, куда их загнал противник.

При спасении эльтигенцев потеряли два тендера и один морской охотник. В последних числах декабря 1943 года «виллис», в котором находились кроме водителя Захарова, контр-адмирал Горшков и его порученец Крылов, подорвался на немецкой мине.

Самые тяжёлые травмы и контузию получил С. Г. Горшков. У него была разбита голова и повреждён позвоночник. Травма позвоночника мучила его всю жизнь. После возвращения в строй его вновь назначили командующим Азовской флотилией.

Вице-адмирал Л. А. Владимирский и генерал армии И. Е. Петров никак не могли найти общего языка при взаимодействии. За просчёты в командовании флотом и фронтом обоих сняли с должности и понизили в воинском звании на одну ступень.

Владимирского перевели командующим эскадрой на Балтику, а Петрова отправили в резерв Ставки.

Продолжение http://proza.ru/2023/01/16/1563