Не приведи бог видеть русский бунт

Фёдор Тиссен
"Не приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный." Эти слова принадлежат Александру Сергеевичу Пушкину. Эту мысль он выразил словами Гринёва в романе «Капитанская дочка». Роман вышел в свет в 1836 году, за год до гибели великого русского поэта.

Он предвидел ужас смуты, которая произойдёт в России через три поколения. Мы никогда не услышали бы от Пушкина этих слов, если бы он к тому времени не отрёкся от своих революционных настроений.

Пушкин родился в Москве, в Немецкой слободе 6 июня 1799 года. Один из его прадедов был сыном эфиопского князя. Мальчишке шёл девятый год, когда родители отдали ребёнка заложником во дворец турецкого султана. Там его прозвали Ибрагимом. Потом судьба закинула африканского предка в Москву. Торговец Савва Рагузинский купил у султана экзотично выглядевшего раба и подарил заморскую невидаль императору Петру Первому.

Царь повелел парня крестить и выступил во время обряда крещения в роли крёстного. Лёлька, как у нас в деревне крёстных отцов называли, по христианской традиции обязан был нести ответственность за крещённого сына перед Богом. Эту обязанность Пётр Первый выполнил сполна. Абрам Петрович получил отличное образование и стал главным военным инженером русской армии. Среди прочего под его руководством был построен судоходный канал, соединивший Финский залив с Ораниенбаумом.

Я бы до этого никогда не докопался, если бы не вздумал изучить свою родословную. Обнаружил много фактов, которые имели отношение к судьбе моих предков. 4 мая 1766 года шкипер Якоб Янсон доставил по этому каналу в гавань Большого Дворца 219 европейских мигрантов, среди которых были мои лютеранские предки, основавшие в мае следующего года село Гуссенбах на левом берегу реки Медведицы.

Следующее соприкосновение с историей я выявил при изучении родословной по отцовской линии. Мои предки были голландскими меннонитами, бежавшими в Польшу от костров Святой Инквизиции. Там они прожили 250 лет под покровительством польских королей.

После раздела Польши они попали под власть короля Пруссии и лишились всех привилегий, которые были им гарантированы польскими королями. Самым большим ударом для меннонитов была предстоящая воинская повинность. По своей вере им нельзя было брать в руки оружие.

Екатерина, а потом и Павел гарантировали меннонитам свободу вероисповедания и бессрочное освобождение от воинской службы.

После победы России в русско-турецкой войне пустующие земли Причерноморья, отвоёванные у Османской империи, были заселены переселенцами из других регионов России, а также мигрантами. Среди них были представители чуть ли не всех европейских наций. Как грибы после дождя возникали болгарские, сербские, русские, малороссийские, еврейские, немецкие и голландские сёла. Их называли колониями. Был издан особый имперский колониальный закон.

Не путать колонистов с колонизаторами. По этому закону права местного мусульманского населения не ущемлялись, более того, они получили права и льготы, которых при султане не имели.

Строились также и города с современнейшей по тем временам инфраструктурой. Новые земли назвали Новой Россией. В неё входили три губернии: Херсонская, Екатеринославская и Таврическая. Екатеринослав негласно стал третьей столицей Российской империи. Столицей Новой России. Это был социальный эксперимент Екатерины Великой, в котором участвовали также и мои голландские предки. За реализацию проекта отвечал Светлейший князь Григорий Потёмкин. Его преемники сумели продолжить начатое дело.

Была основана канцелярия по делам иностранных колонистов Южной России. отвечала за заселение Новой России иностранными мигрантами и обеспечивала первоначальное развитие колоний. По плану было пустить в дальнейшем всё на самотёк. Предполагалось, что сельские общины будут более успешно развиваться под своим сельским самоуправлением нежели под контролем государства. Так всё и случилось.

Государство не вмешивалось во в жизнь голландских меннонитов, русских молокан и русских духоборов. Социальный проект "Новая Россия" был в течение ста лет полностью реализован на территории Бердянского уезда Таврической губернии и мог стать примером для подражания всем странам мира. В учебниках об этом ни слова потому, что успехи социального развития в рамках этого проекта были обусловлены особым общественным устройством, которое было укором для всех правителей мира, а для советской историографии это устройство ставило под сомнение необходимость Великой Октябрьской Социалистической Революции.

К сожалению, при императоре Александре Втором социальный проект был закрыт, а при Александре Третьем социальные достижения Бердянского уезда были официально преданы анафеме. Император не вник в это дело и стал жертвой внешнего влияния, которое привело Россию к катастрофе во время Первой Мировой войны.

Александр Третий вошёл в историю под прозвищем Миротворец. Я бы не стал его так называть. Да, во время его правления Россия не вела ни одной войны, но при нём в Европе полным ходом шла подготовка к Первой Мировой войне. При этом геополитики уже заранее распределили силы так, чтобы основатели Священного Союза не оказались союзниками. Священный Союз, а не Лигу Наций следует считать предтечей Организации Объединённых Наций.

Чтобы понять абсурдность положения, в котором Россия сегодня находится, надо знать что из себя этот самый Священный Союз представлял и почему он распался. В него входили все страны Европы за исключением Османской империи и Папы Римского. Цель Союза была предотвратить все войны и установить вечный мир в Европе. В обоих мировых войнах основатели Союза, две великих нации, немецкая и русская, миллионами убивали друг друга. Тому, кто этот вопрос начнёт изучать, придёт на ум простой вывод: россияне, австрияки и немцы убивали друг друга в тех войнах ПОТОМУ,ЧТО основанный ими Священный Союз распался.

Если же проследить весь ход событий то высветится иная версия. Священный Союз распался ДЛЯТОГО,ЧТОБЫ россияне, австрияки и немцы убивали друг друга в грядущих мировых войнах. Логика геополитики безнравственна и потому нормальным людям непонятна.

Тут я забежал немного вперёд вернусь к Пушкину. В мае 1820 года поэта сослали в Екатеринослав за то, что "наводнил Россию возмутительными стихами". Ему предстояло служить в канцелярии по делам иностранных колонистов Южной России, председателем которой в тот год был генерал Иван Никитович Инзов, участник Отечественной войны 1812 года. Генерал Инзов известен миру был своим человеколюбием. Пленных французов сам не обижал и другим в обиду не давал. За это король Людовик Восемнадцатый наградил русского генерала французским орденом Почётного Легиона.

Инзов понял без намёков свою задачу. Надо было сохранить для России драгоценный талант. Пушкин проработал в его канцелярии всего лишь неделю. Начальник перепоручил поэта своему другу генералу Николаю Раевскому. Тот собирался прошвырнуться в Крым, а потом на Кавказ. Экскурсия Пушкину понравилась. Очень

В июле 1823 года Пушкина переводят в Одессу под начало графа Воронцова, генерал-губернатора Бессарабии и Новой России. Начальник поэта был особым в мировой истории человеком. Уникальным. Его знаменитость историками официально не признана, хотя он по своим достижениям стоит выше всех известных нам военных высокопоставленных чиновников.

После поражения Наполеона Михаил Семёнович Воронцов три года возглавлял русский оккупационный корпус во Франции. Сам маршал Огюст Мармон вручил Воронцову ключи от Парижа. Вручил вопреки приказу Наполеона. Боялся, наверное, что столица Франции может сгореть как Москва в 1812 году.

Во время своей зарубежной командировки граф Воронцов отменил телесные наказания для солдат и организовал для них, а также и для младшего командного состава Всеобуч.

Перед возвращением русских войск на Родину граф собрал сведения о долгах своих офицеров и солдат. Задолжали аж полтора миллиона рублей. Воронцов продал своё имение и полностью расплатился с французами. Не могу сказать кто из оккупантов в истории человечества повёл себя таким образом и были ли такие вообще.

Сан святого Воронцову тоже нельзя присвоить, он ведь был военным, держал в руках оружие, убивал на войне людей и сам был ранен. Что это означает? А то, что возвеличивать его несподручно ни верующим и ни атеистам.

Генерал-губернатор Воронцов лично следил за успешным развитием екатерининского социального проекта. Александр Сергеевич Пушкин, выпускник Императорского Царскосельского лицея, по молодости своей не заметил уникальности своего положения. Ему шибко не понравился новый начальник. Поэт сочинял на него очень злые и несправедливые эпиграммы. Одна из них вошла даже в школьную программу министерства просвещения РСФСР: Полугерой, полуневежда, к тому ж ещё полуподлец! Но тут, однако ж, есть надежда, что полный будет наконец.

Невероятно, но это про графа Воронцова. Возможно, ненависть к своему начальнику возникла при общении с местными революционерами. Те мечтали о Революции, которая, по их мнению, чуть ли ни на следующий день обеспечит всему народу светлое будущее, а всё общественное устройство сделает справедливым.

Граф Воронцов считал такие мечты несбыточными и как только мог улучшал жизнь народа последовательными преобразованиями. Он также был в ответе за социальный проект, который был рассчитан на долгосрочное эволюционное, а не революционное развитие.

Ненависть поэта к Воронцову могла возникнуть также из-за непримиримого отношения губернатора к разгильдяйству. Пушкин был в его глазах безответственным лоботрясом, которого жаль наказывать. Поэта отправили однажды с отрядом чиновников на месяц в командировку на борьбу с саранчой. Александр Сергеевич получил 400 рублей командировочных денег и отправился в путь. Через 5 дней вернулся обратно. Вместо рапорта о положении крестьянских полей он подал стишок: "Летела, летела саранча. Села, посидела, посидела – и все съела. А потом домой себе полетела."

На свои обязанности молодой поэт чихал и на своего начальника тоже чихал. А вот жена начальника ему шибко понравилась. Пушкину было 24 года, княгиня Елизавета была старше его на семь лет. Когда поэты влюбляются, им не до саранчи и не до социальных проектов. Они пишут дамам своего сердца стихи.

Ситуацию очень легко понять. У генерал-губернатора дел по горло. Со всего света приезжают важные особы. Хотят понять в чём секрет процветания Новой России и что это за социальный проект такой основала Екатерина Великая. К Воронцову навещались императоры и министры, в гости приезжал его французский друг маршал Огюст Мармон.

Всех надо принять и не обойти вниманием. Ну а жену разве можно обойти вниманием? У поэта для этого было больше времени, чем у генерала.

Воронцов с Пушкиным чикаться не стал и отправил его домой на север в имение матери под надзор местного начальства. Решение это нельзя считать местью. Одесские друзья поэта бредили революцией. Воронцов прекрасно знал, что если они от болтовни перейдут к делу, то зачинщиков повесят, а Пушкина сошлют в Сибирь.

1декабря 1825 года умер Александр Первый. Император не оставил наследников, а его брат Константин от престола отрёкся. Брат Николай согласился править Россией и стал готовиться к обряду коронования. Революционеры тут же решили взять быка за рога и на тайном совете решили организовать восстание.

26 декабря они вывели войска  на Сенатскую площадь и потребовали от сенаторов вместо присяги Николаю подписать манифест к русскому народу о созыве Учредительного собрания, на котором предполагалось отменить крепостное право, а Российскую империю объявить либо республикой, либо конституционной монархией.

Во всех революциях меня смущают не цели, а методы её достижения. Император ещё ни дня не проработал, а его уже объявляют негодяем, хотя те, кто его знали, были о нём другого мнения.

Опять же, если оппозиция выступает за отмену крепостного права, то ведь не обязательно свергать царя. Для начала начали бы перестройку с самих себя. Революционеры, ребята то были не бедные, показали бы всей России личным примером как это де-лается. Отпустили бы своих крепостных людей на волю, сами бы себе варили обеды, сами бы убирали за собой посуду, сами бы ухаживали за своей усадьбой. Так нет же, надо сразу же развалить всё государство и на развалинах и создать новое.

Госпереворот не получился. Зачинщиков отдали под суд. У всех арестованных нашли стихи поэта. Пушкину пришлось дать письменные заверения в том, что к восстанию он никакого отношения не имеет. Пятерых повесили, а остальных сослали в Сибирь.

Губернатор Воронцов умер в зените народной славы. После его ухода из жизни в народе ходила поговорка: «Бог высоко, царь далеко, а Воронцов умер.»

О социальном проекте «Новая Россия» я расскажу в отдельной статье. А эту статью закончу переводом на русский язык анализа русской жизни того времени, который был написан Абрамом Тиссеном.
 
Статью моего однофамильца я нашёл на каком-то краеведческом сайте, когда изучал родословную моей семьи. Адрес не записал, скопировал снимки текста. Текст написан старым готическим шрифтом. Хотел перевести автоматом, не получилось. Ни одна программа шрифт не смогла распознать. Пришлось переводить "вживую"

Абрам Тиссен, по профессии – адвокат и журналист, по вере – меннонит, родился в 1838 году в селе Шёнау Бердянского уезда Таврической губернии в семье Петра Тиссена и Маргариты Фризен. Село Шёнау находилось на берегу реки Молочные Воды в десяти километрах от села Блюмштайн. В Блюмштайне родилась моя бабушка Елена. Шёнау переводится как Красивая Долина, а Блюмштайн означает Каменный Цветок.

Во время Столыпинской аграрной реформы семья бабушки переселилась в Прииртышье. Во время гражданской войны отряды Нестора Махно саблями изрубили на куски жителей села Блюмштайн. Сколько родственников моей бабушки Елены пострадало, я не знаю.

Автор статьи был волонтёром во время Крымской войны. Абраму самому лично пришлось выложить 150 рублей взятки, чтобы его обоз пропустили к лазарету с ранеными русскими солдатами. Такой деградации личности жители меннонитских колоний себе представить не могли.

После эмиграции в Америку он из-за рубежа помогал чем мог голодающим в России. Собрал деньги со своих единоверцев, раскиданных по всему белому свету, закупил продукты и увёз их в Башкирию для голодающих детей.

Цитирую ниже статью Абрама Тиссена , изданную в Лейпциге в издательстве Роберта Хофманна.



Преследуют вас в одном городе, бегите в другой

«Неисповедимы пути господни и мы, люди, лишь после догадываемся чего они от нас хотят.»  Эти слова произнёс мой знакомый 22 апреля 1874 года. Он стоял у дороги и смотрел как меня ведут на каторгу. Меня арестовали без всякого расследования. Даже с ворами и убийцами так не обращаются ни в одной европейской стране.

Я шёл не в кандалах. Узников обычно заковывают по рукам и ногам в кандалы. Я не гремел дорогой этими железяками, свобода от них обошлась мне в четыреста рублей.
Во время ссылки мне часто приходили на ум эти слова. Всё пытался понять в чём был смысл моего ареста и последующей за ним конфискации всего моего имущества. Что в том полезного было для меня? Переходя из одной ссылки в другую я вёл дневник. Репортажи я хотел сохранить, но у меня их конфисковали и моё положение ещё больше усугубилось.

Сейчас, когда очень удачно от этого всего освободился, спрашиваю сам себя: какой результат всего этого? Ответ лишь один может быть - я узнал Россию и это заставляет меня вразумить немецких колонистов, особенно меннонитов.

Чтобы иметь правильное представление о настоящем, нужно знать прошлое, а лишь в их связи можно уловить верный ключ к пониманию будущего, поэтому я хочу коснуться следующих вопросов:
    1. Как мы попали в Россию?
    2. Кто мы теперь такие?
    3. Что делать?

Как мы попали в Россию

Было время, когда Россия из сотен бандитских формирований спрессовалась в единое государство. Появились такие лидеры как Петр Первый. Они поняли, что одними казнями можно лишь утомить палачей, но не улучшить государство. Он стал вербовать мигрантов для увеличения населения страны. Вторая его цель была разбавить народ свой зарубежным влиянием.

Ему удалось придать русским городам внешний европейский блеск, который скрывал за собой прежние формы жизни.
Приближённые царского двора строили друг другу козни и не гнушались никакими методами для свершения государственных переворотов. В ход шло и до сих пор идёт всё: интриги, подкупы, подлог, казнокрадство, фальсификация документов, яд, кинжал и меч. Жестокая эксплуатация крестьян убивает в них желание плодотворно работать.

Положение изменилось, когда на престол взошла Екатерина, вдова убитого царя. Для возрождения России она сделала больше, чем все её наследники. Мимо её острого ума не прошла одна простая истина: процветанию России не поможет внешний европейский блеск. Ключ к решению многих проблем лежит не за рубежом, а внутри самой России, в её народе, в его отношении к православию, представляющему собой огромные ресурсы христианского мира.

Улучшение земледелия при ней стало задачей государственной важности. Среди прочих программ была программа заселения целинных земель немецкими колонистами. Реализацию этой программы она лично контролировала с особым усердием. Это можно подтвердить сотнями примеров. Приведу лишь один из них.  Меннониты паковали свои вещи и собрались переселяться в Россию.

Тут вдруг влиятельные особы пустили слух, что в России вещи все у переселенцев отберут, а самих продадут в рабство русским дворянам. Сработало. Эта весть дошла до Санкт-Петербурга. Екатерина приказала одному очень способному генералу срочно выехать в Пруссию и развеять все страхи. Этот военный чиновник ходил по домам и пустил в ход всё своё искусство убеждения. Свои слова он излагал письменно и заверял государственной печатью.

Среди прочих условий были навечно дарованные привилегии: освобождение от воинской повинности и свобода выезда из страны, если жизнь в ней не понравится. Что было нашим предкам делать? Оставаться? Где? В Пруссии, в которой Фридрих Великий им грозил повальной мобилизацией на смертоубийство? Бежать в Европу, туда, где ещё витал дым костров инквизиции, на которых кремировали наших братьев по вере.

Среди проповедников нашлись провидцы, утверждавшие, что в самом Священном Писании указано, что спасение надо искать на Востоке. Так началась массовая эмиграция в Россию.

На сегодняшний день неоспорим тот факт, что немцы в России, обрабатывая землю, смогли построить себе красивые дома, развести сады и леса. Принесли доход не только себе, но и стране. Этот доход в имперскую казну исчисляется миллионами. Почти вся наша сельхозпродукция уходила за границу, а взамен Россия получала иностранную валюту.

И не в том наша вина, что в этом товарообороте дебет не всегда сходился с кредитом. Отмена крепостного права в 1861 году  вывела русское крестьянство из огня в полымя. Сельское хозяйство России пришло после этого в упадок. В правительственных решениях нет мужества хоть как-нибудь изменить это положение, чтобы люди могли продуктивно работать на своей земле.
Кто мы теперь такие?

Мы сейчас находимся в таком положении, в котором оказались потомки Иосифа в Египте. Четыреста лет они были верны вере своих отцов, но потом их начали притеснять и перед ними встала перспектива  полного уничтожения. Российское правительство нас не хочет угробить в смысле физическом, мы должны раствориться в славянской среде, как это не раз бывало у других народов.  Моисей добился у правителя Египта разрешения на эмиграцию своих братьев по вере и вывел их из Египта в страну обетованную.

Что касается нас, меннонитов, то мы, согласно нашей Веры, никогда не претендовали на какое-то политическое влияние, нам по Вере это не положено, тем не менее по всей России развернулась компания, направленная на усиление ксенофобии.

Этот процесс начался во время немецко-французской войны и стал набирать силу после создания германского государства. Опасения что мы сможем представить для России такую же угрозу какую представляли евреи Египту беспочвенны. Эта проблема до сих не решена, но не будем терять мужества и останемся примером для всех, кто следует идеям нашей веры.

В Мировой истории много примеров того, как целые народы исчезали. Всё это решалось оружием. Наше братство решило в таких деяниях не участвовать. Почему-то это наше решение воспринимается как агрессия. Германофобия, направленная против Германии, коснулась и нас самих.

Нарастающая после 1871 года ксенофобия приводит многих политиков к одному очень страшному прогнозу: вполне вероятно, что даже самые миролюбивые монархи не смогут предотвратить будущее столкновение между Германией и Россией. Тогда боже упаси оставаться в России «немецким еретиком», так нас теперь называют в церквях и в школах. Тому, кто имел возможность видеть, как обходились с татарами во время Крымской войны, не нужно объяснять, что это означает, тут все комментарии излишни.

Есть что-то жалкое, совершенно бессмысленное в том, что ведущие партии сочли нужным насадить в российских школах. Я бы так не думал, если бы сам не был очевидцем. Во время ссылки мне пришлось увидеть как низко опустили русский народ. Воспитание цивилизованности и возвышенность духа в школьных программах не предусмотрены.

Зашёл я как-то раз на урок в одну уездную школу и услышал там целую лекцию об аморальном облике немецких колонистов.
Оказывается, мы чрезвычайно эгоистичны, живём в уединении и ведём себя в России как масоны, которым не терпится уничтожить всё российское государство. Для того ли нас позвали в Россию? Нас призвали в Россию развивать земледелие и распространять по стране культуру земледелия. А мы что тут делаем? Истощили всю землю, набили себе карманы деньгами, обездолили и поработили русских крестьян.

Как вам это? Учитель заявил детям на том уроке, что пора этим притеснителям указать  на своё место. Пусть принимают православие, тогда им будет прочитано истинное евангелие, и они смогут жить как все нормальные люди.

Я не мог дождаться пока учитель закончит свою лекцию. На перемене у нас с ним произошёл разговор. Я спросил его видел ли он когда-нибудь живого немецкого колониста. Не видел. Говорю ему, что имею честь представиться таковым.

- Простите меня, если бы я знал это, я бы не обсуждал эту тему сегодня.
- Я вообще не обижаюсь, наоборот, мне очень интересно узнать, что думают о нас в российской глубинке. Утверждать, что колонисты культуру земледелия не распространяют – это, конечно, неверно. Не наша вина в том, что наш опыт в стране не востребован должным образом. Скажите мне, пожалуйста, что заставило вас вводить в заблуждение своих учеников?
- Я преподаю по школьному учебнику. Он рекомендован святейшим синодом, вот посмотрите, я от себя ничего не прибавил и не убавил.

Заглянул в тот учебник и глазам своим не поверил. О какой аморальности меннонитов они ведут речь, если в Тверской губернии на сто тысяч рублей, выделенных на строительство сельских школ построили всего лишь сто школ вместо тысячи. В России лишь десятая часть детей школьного возраста получает школьное образование.

Питерские издатели на высшем уровне обвиняют немецких колонистов в том, что они свою задачу не выполнили, как были иностранцами, так ими и остались. Мало того, что на них русские батрачат, так они ещё и заставляют русских батраков говорить по-немецки. Стоит ли терпеть инородные элементы в теле страны и жить иллюзиями будто ничего у нас перед глазами не происходит.
 
Среди авторов таких опусов есть также и чиновники немецкого происхождения из числа балтийских немцев. Не знаю из каких побуждений они приняли участие в этой охоте на ведьм. Из-за денег? Из-за славы, ради медальки на кителе? Ради служебного повышения в чинах? Или им это надо, чтобы отвлечь внимание от настоящих проблем, которые они своим бездарным управлением не смогли решить? Что они сделали для распространения передового опыта ведения сельского хозяйства, который мы ни от кого не скрываем?

Им знать бы надо, что им угрожает, если будет введена квота на участие немцев в управленческом аппарате. Политики определили её в размере полтора процента. Вот те немцы, которые так рьяно участвуют в антинемецккой кампании уверены в том, что в это число попадут, если будет проведена чистка российского управленческого аппарата? У нас то об этом голова не болит. Мы по вере не должны принимать государственные должности.

Пока я жил на юге России, мне ещё верилось, что славяне смогут достигнуть высокого уровня  общественного развития, но теперь, после того, как узнал чем живёт российская глубинка, из которой поступают в казну основные налоги, той самой России, в которой налоги  вымогают у крестьянина бичом, то меня берут сомнения в реальности такого прогноза. Эти сомнения усилились после того как я побывал в Швейцарии и в рейнских провинциях. На фоне, которых, мы, российские немцы, выглядим довольно отсталыми.

Я не верю в развитие всемирного цивилизованного общества. Всемирная история очень упрямая вещь. То, что однажды погибло, не может ожить. Сорок лет назад была искусственно восстановлена прекрасная Греция, казалось, что в этот труп приобрёл свежее дыхание и сможет возродится до великой Эллады. Что получилось? Эта небольшая милая бандитская страна интересна миру лишь раскопками своих древних городов.

Славянскую культуру не стоит искать в раскопках. Её можно увидеть в многочисленных каменных изваяниях, которые можно встретить в степи. На этих изваяниях та же самая одежда, которую сегодня носит на себе русский человек. Не хватает идолу лишь бича, которым палачи хлещут сегодня крестьянина.
 
Крестьянин не знает ничего о происхождении этих идолов, столько же понятия он имеет о значении святых образов, которым в своей избе поклоняется. Больше, чем вера им движет страх перед бичеванием и ссылкой в Сибирь.
Разговоры о руссификации не касаются основ дворянской жизни. Гувернёры обучают детей на немецком и французском, вся, так называемая русская литература и даже Академия наук, печатают свои трактаты на французском языке, русские издания стоят на полках больше для экзотики.

Если немецкие колонисты  почувствуют себя достаточно сильными для того, чтобы спасти от агонии русское общество, то  никто вам не будет препятствовать. Можете, если готовы, пожертвовать собой, для возрождения русской культуры, но ваша ли это задача? Если погибнет наша меннонитская община, то её ничто уже не сможет возродить.

В среде российской интеллигенции ненависть к немцам принимает смешные формы. Господин Ратков, например, редактор Московской газеты в № 263 от 3 декабря 1869 года похвалился тем, что отказался от взятки, которую ему предлагали в Берлине за то, чтобы он не подавал в печать недружественные Берлину статьи.  Редактору несколько раз делали предложение типа «услуга за услугу». Речь шла о тысячах рублей. Редактор с гордостью заявил, что устоял пред многочисленными соблазнами, которыми его пытались искусить.

Редактор Ратков представил себя как идеал неподкупности. Независимо от вида услужливости, которую могли оплатить, речь идёт нормальном поведении, которое редактор представил как геройство. В принципе, такие рассуждения позорят Россию.
Взятки  и казнокрадства достигла в России потрясающих размеров. Для фальсификации документов, приказов, даже царских указов, хватает несколько сотен рублей. Чтобы ограбить тысячу крестьян достаточно подкупить русского чиновника. Это очень просто и бессовестно делается. Через подкупы можно невинного неугодного кому-то человека отправить на каторгу, а преступника отправить на курорт.

Очень ярким контрастом выглядит отношение России к своим христианам в сравнении с тем, как к ним относятся в мусульманской Турции. Та же самая Россия требует от турецкого правительства улучшить положение христиан, живущих в Турции, хотя у них там больше прав, чем у нас в России. Турецкий Паша может с полным основанием сказать: «Посмотрите, мы-то, турки, относимся к людям иной веры намного лучше чем русские!»

Российское мздоимство даже во время войны сильнее патриотизма. Мы же помним, как оно было во время обороны Севастополя. Наши волонтёры ждали по 5 дней пока их пропустят в больницу с провиантом, который мы собрали с меннонитского населения. В больницах от голода умирали раненые русские солдаты, а мы не можем заехать во двор. Охрана не пропускает. Заплатить надо. За что?
   
Правительство выделило нам 120.000 рублей за нашу усердную волонтёрскую работу во время крымской войны. Я бы никогда не стал упоминать эту сумму, если бы эти деньги остались в казне, а не попали в карманы чиновников. Из той суммы мне лично полагалось 150 рублей. Я их не получил. Вместо них меня одарили всякими грамотами похвальными приветствиями.

Мы жили в России, пользуясь привилегиями, которые русский простой народ не имел, жили обособленно и понятия никакого не имели о том, что всё в России решается через взятку, через нарушение законов. Мы к этому не приучены и поэтому нет никакого сомнения в том, что переход к такому  образу жизни  произойдёт для меннонитских общин очень болезненно.

Российские немцы не сделали ничего такого, что могло бы вызвать неприязнь. Если бы наши предки знали, что их потомкам прилепят ярлык еретиков и лишат всех обещанных прав,  то Южная Россия не увидела бы на своей земле ни одного меннонита. Мы без всяких на то оснований жили в убеждении, что все права, которые нам обещаны были, будут сохранены. Эти права были записаны золотыми буквами, документ хранится в пантеоне, который специально для этого построили на Хортице. Хранится этот документ за двойным железным запором. И как это теперь выглядит. Как приманка?

Пока мы в шестидесятых годах вставали на ноги после тяжёлой Крымской войны, на Неве развивались совсем другие события. Закон о колонистах, том 12, часть вторая в своде имперских законов пересматривался. Казалось, ничего страшного не предстоит, но тут заявили о себе ненавистники всего немецкого, вначале они потребовали кардинальных изменений, а потом полной отмены самого закона.
Дело даже не в том, что немцам предстояла полная ассимиляция.

Авторы проектов искали в реформе свою личную выгоду. Отмена сельского самоуправления привело бы к тому, что наши местные проблемы решали бы не мы сами, а решал бы русский чиновник. То есть любой вопрос можно будет решить через взятку. А нам это надо?

На нас хотят напялить смирительную рубашку. Чтобы всё выглядело прилично российское правительство умывают руки. Нам заявили, что в течение 10 лет мы можем покинуть Россию, если нам новый закон не нравится. В то же время факты говорят за то, что правительство России сильно заинтересована в том, чтобы мы не уезжали. За нами следит целый сонм чиновников и шпионов. Они получают зарплату от государства и чем они заняты? Следят за членами общины, которые принципиально не способны нарушить закон.

Смехотворная и ненужная слежка стоит казне многих тысяч рублей. Я читал одно письмо из Америки, пишет наш меннонит, бизнесмен, который успел туда уехать. Его письма вскрывали, некоторые не доходили до адресата, некоторые приходили через полгода. Как при таком положении можно развивать своё производство? И, как ему кажется, всё это происходило без ведома царя.

По идее при таком тяжёлом для страны положении настоящее адекватное правительство никогда не стало бы терять свою самую работоспособную часть населения.

Масштаб разрухи которая постигла Россию можно лишь понять когда побываешь в русской глубинке Я видел крестьянские деревни где не было ни одного коня, где за долги отдали последнюю корову. Я видел деревни, в которых нет ни одного дома дороже 25 рублей, а хозяйственный инвентарь лучшего крестьянского двора не  стоит больше пяти рублей,  бедность жуткая. Я встречал крестьянские дворы, которые в счёт долгов отдали всё что имели, и смогли при этом покрыть лишь половину всех долгов.

Интересно бы знать, как собирается правительство поднять сельское хозяйство при таком положении дел. За счёт чего оно хочет пополнить государственный бюджет? Кроме царских долгов бывшие крепостные должны выкупить у своего барина землю.  По закону об отмене крепостного права от 1861 года им предоставлена рассрочка на 49 лет. Долги, которые крестьянин должен выплатить барину намного превышают долги, которые не выплачены крестьянином государству.

Барин находится сегодня в отличном положении. Раньше он обязан был своего крестьянина содержать, и кормить. Сегодня крестьянин работает на поле, которое ему принадлежит лишь условно, работает не на себя, а опять же  на барина, уходит с поля домой и заботится о своей семье сам, а барину наплевать голодает крестьянская семья или нет.

Выколачивать долги помогают чиновники. В марте 1875 года градоначальник Мосальска вызвал в полицию тринадцать представителей крестьянства. Каждый представитель был выбран от четырёх, в некоторых уездах от восьми тысяч душ. Всю эту толпу полиция отругала словами, которые любой немец постеснялся бы повторить. Мужики упали на колени и стали извиняться за то, что в их деревнях недоимки.

Градоначальник приказал своим солдатам: «Заприте этих псов на неделю!»  Один седовласый старец упал на колени и стал целовать сапоги градоначальника, умолял смилостивится. Денег у крестьян нет, рассчитаться нечем. Вельможа  пнул деда в челюсть: «Уберите эту скотину!». Всех ходоков заточили в небольшой погреб, в котором они чуть не погибли от удушья. Приказ о заточении подписан местным судебным приставом. Выдан был без права обжалования.

Военизированная охрана градоначальника шастала по деревням с обысками. Проводить их положено было при хозяине, он считался должником, а не его жена и дети. Выручало то, что работники были на полях или на промыслах. Незавидной была участь тех, кого застанут дома. Если при обыске обнаружится заначка, которую крестьянин скрыл, то он должен был считаться с тем, что его на глазах жены и детей разденут и исхлещут плетью. По закону полагалось наказывать не больше чем двадцатью плетьми, но этот закон нарушался. Я был свидетелем одной такой экзекуции. У бедняги не было денег на взятку, его нещадно исхлестали плетью. Я насчитал 168 плетей.

В 1871 году в Курской губернии инспектор Михалёв приказал наказать плетьми крестьян, которые не отработали барщину. Прошло десять лет после отмены крепостного права. Крестьяне не обязаны были её отрабатывать, а инспектор не имел права наказывать людей за преступление, которое они не совершали.
Это не всё. Вместо двадцати плетей несчастным пришлось выдержать в десять раз больше. Шрамы на спине не заживали. 

Пострадавшие подали жалобу в высшие инстанции. Суда ждали пять лет. Суд состоялся в апреле 1876 года. Создали медицинскую комиссию. Врачи исследовали шрамы и заявили, что по ним невозможно установить число плетей. Свидетелей не допрашивали, инспектора оправдали. Это пример русского беззакония. Профессорам, которые воспевают реформы, восхваляют перспективы, которые эти реформы для народа открыли, надо хотя бы раз проехать по русским деревням и поглядеть что там творится.

Во время ссылки я встречал революционеров, они себя называют декабристами. Я читал их брошюры. Прочитал 78 статей разного содержания. Их программа сводится к тому чтобы кардинально изменить государственное устройство:

    • частную собственность отменить
    • табели о рангах отменить
    • ввести всеобщее гражданское право, все равны перед законом
    • ввести ограничения на продолжительность рабочего дня
    • ввести всеобщее обязательное образование за счёт государственной казны
    
Их программа мне нравится. Не могу лишь положительно оценить тон их политических статей. Авторы не скрывают своё презрение и даже ненависть ко всему немецкому и восхищаются всем французским.

Другая партия призывает реформировать монархию по английскому образцу. В их статьях сквозит та же самая ксенофобия ко всему немецкому, которая обосновывается не фактами, а лозунгами.

Не знаю принесёт ли облегчение русскому народу революция, но уверен в том, что чем дольше будет длиться бесправие и самодурство чиновников, тем страшнее тот грядущий бунт будет выглядеть. Тот, кто видел столько нищеты и бесправия, сколько мне довелось увидеть, будет с радостью встречать любой переворот независимо от того кто его совершит потому что хуже быть уже не может.

И когда такой переворот произойдёт, Европа увидит истинное лицо России, увидит как в ней издевались над людьми, как сажали в тюрьмы без суда и следствия,  мучили, убивали зачастую лишь для того, чтобы убрать свидетелей преступления. В тюрьме вместе со мной томился один кавказский дворянин. У него охрана забрала все деньги, он выразил своё недовольство, его заперли за то, что он якобы оказывал при задержании сопротивление. Если бы я не защитил его, он бы так умер с голоду, как это случилось с одним студентом.

Несколько  заключённых арестованных 1875 году и приговорённых каторжным работам были помилованы, каторгу заменили ссылкой. Они написали прошение о помощи в Париж, цитирую: «...Бог видит что мы после двенадцати лет мучений не можем себе купить кусок хлеба и одежду. Мы прошли пешком три тысячи вёрст. Голод и холод, мороз до сорока градусов, мы обнищали и положение наше теперь ещё хуже чем на каторге. Там по крайней мере был хлеб и кров...»

Эти люди просят о помиловании. И где они об этом просят? На земле индейцев? В Китае? В Турции? Нет, в России в  которой всех нас, меннонитов, хотят  осчастливить переходом в православие: Жаль что я не обладаю писательским талантом. Смог бы тогда красочно и доступно обрисовать то, что видел своими собственными глазами. Во многих российских губерниях вместо фабрик и заводов построены тюрьмы, в которых томятся люди попавшие туда неизвестно почему и неизвестно за что. Я ведь был не в самой плохой из тех пятисот тюрем. Можно лишь предполагать что там творится.

В июле этого года в Санкт-Петербурге прошла манифестация во время похорон студента которого уморили в тюрьме. Он томился там без предварительного обвинения неизвестно за что. Ораторы громко возмущались, требовали свободы, звучали призывы к свержению правительства. Полиция арестовала 150 человек. Их допрашивали пытались выяснить зачинщиков но всё безуспешно. Я квалифицирую это как знамение времени. Хочу теперь ответить на третий мой вопрос что делать. ? Отвечаю:

Покинуть Россию! Есть страны, где каждой христианской общине дозволено будет жить под своим сельским самоуправлением, а не под самодурством чиновников.



Статья меня удивила несколькими фактами, которых мне не хватало для достоверного утверждения о том, что
1. Первая Мировая война готовилась задолго до 1914 года
2. Антинемецкая кампания в России развивалась задолго до войны и нужна была       для того, чтобы в грядущей войне Россия оказалась на стороне Великобритании, а не Австрии и Германии
3. Программа создания советского государства была создана задолго до рождения Ленина.
4. Ссылка Ленина в Шушенском по сравнению с тем, что пережили создатели этой программы, была курортом. Кто этот курорт обеспечил? Зачем?
5. Территория между Мелитополем и Мариуполем пострадала в прошлом году от бомбёжек больше других ещё и для того, чтобы стереть с лица земли остатки памяти об успешном социальном проекте Екатерины Великой и Князя Потёмкина Таврического.
6. В этом проекте участвовали голландские меннониты, русские духоборы и молокане, русские и малороссийские свободные крестьяне. Они не должны были жить рядом и быть примером для всего мира.