Малое из истории

Владимир Араба
 Есть такая местность, возникшая на левом берегу реки Лена, на издавна- Якутском тракте, под названием Кресты.

 В 1635г. Сотник казачий Пётр Бекетов на этом месте  построил острог Олёкминск, и который позже заново был отстроен выше по р. Лена на 12км., где и здравствует по сей день в статусе города.

  Впервые о деревне Кресты, упоминалось в рапорте Олёкминского управления 1858г., там сказано, что «деревня Кресты находилась на левом берегу Лены напротив устья Олёкмы, число её жителей составляло 18 человек». Известно, также, что деревня перестала существовать с 1964г., не выдержав испытаний сельскохозяйственных реформ Хрущёва Н. С.. Люди, а это несколько родов, переселились в соседнее село под названием Солянка.

 В подростковом возрасте, меня заинтересовала легенда, которая передавалась устно из поколения в поколение о смысле и значении названия местности, которую обжили некогда 18 человек проживавших в трёх дворах.

 Впервые, я услышал рассказ от своего школьного товарища Сидорова Володи, во второй половине 70х годов, когда мы вдвоём находились на рыбной ловле ленского осетра. Конечно же, и в то время был запрет на лов этой рыбы, и штраф за единицу пойманной рыбы независимо от её размера, составлял 100 рублей.  Для сравнения,– средняя и неплохая, кстати, зарплата в то время была в районе 120 рублей в месяц. Но запрет никого не останавливал, даже и сами инспектора снисходительно относились к тому, что несколько подростков приехавших из города на велосипедах и каждый, не более чем 3, 4 снастями закидушками либо донками, что то-же самое– ловили в течение ночи рыбу.
 Володя:
- знаешь почему место называется Кресты?
 -Нет не знаю.
 -При Романовых, при царях то есть, здесь занималась разбоем шайка бандитов, занимающаяся тем, что на шлюпках нападали на судёнышки немногочисленных старателей отработавших на золотых приисках р. Олёкмы, золото бандиты отбирали, а людей убивали, трупы их топили в Лене. Когда тела утопленников, впоследствии всплывали и были обнаружены, то вылавливали их из воды и хоронили по христианским традициям вблизи места их гибели, на безымянных могилах устанавливали деревянные кресты.

 Это предание, вполне можно было считать достоверным по причине того, что предки мамы Володи, единственного в городе государственного натариуса, проживали в Крестах, когда там была деревня. С тех пор эти красивые места, с ровной водной гладью поверхности Лены с сверкающей лунной дорожкой устланной к подножию ног, и яркой чистотой свечения звёзд на небе в ночи. А также красота сибирских огненно красных цветов саранок, словно были напоминанием о пролитии крови- в молчании просили помянуть погибших.

 В первой половине 80х, в военно-морском инженерном училище, в которое и привела меня лунная дорожка с р. Лены, я встретился с Олегом И., прибывшем на учёбу из Якутска. На волне землячества мы подружились, тем более что его мама родилась в Олёкминске и прожила в городе до окончания школы.

 От Олега я тогда услышал несколько иную версию о Крестах.  Итак, в 19 веке старатели, разбогатевшие на приисках Олёкмы, возвращаясь каждый в свои места жительства, тратили части своих трудовых накоплений на пьянство и развлечения в Крестах, ибо там было некое питейное заведение, где мгогое было этим людям дозволено, по причине достатка. Те, из них, кто не смог остановиться и прогуливал всё «в дым»,– поканчивали свою жизнь самоубийством в  Лене. 
 
Только итог- общий на эти две версии– могилы с крестами, и конечно же оправдание названию деревни– селению.


Верить Олегу, имею также все основания, ведь его мама была из рода Кушнарёвых, т.е как некогда говорили: «из купеческих гильдий».

 Эта, наиболее правдоподобная версия, вовсе огорчила меня, т.к причиной тому является банальная правда жизни– « намыл выпил утонул». А в творчестве Дж. Лондона- это боьба за выживание в экстремальных, не предназначенных для жизни- условиях крайнего севера, и любовь благодаря которой спасается один из двух, т.к другой, а вернее другая– Лабискви, незаметно для возлюбленного жертвует своими крохами пропитания, и самою жизнью,- своим поступком позволяет Смоку оставшемуся в живых, пройдя долину ледяной смерти- дойти до людей, и этим она достигает цели в любви.

  Однозначно, мне всегда хотелось переписать окончание либретто рок– оперы «Звезда и смерть Хоакима Мурьеты», предотвратив расправу на золотоносном прииске над супругами.

 Всегда хотелось романтики и торжества любви и здравого смысла.

 Тем не менее, события в Крестах, на самом деле более трагичны, чем описанные в творчестве писателей и музыкантов, а причиной является системное явление: «проклят всякий, имеющий желание быстро разбогатеть...».

 В итоге, как я понимаю, устные предания подвластны изменениям в умах и чувствованиях человеческих, оттого и множество версий. Возможно, что кто-то хотел облечь события в форму детектива, а для кого– то это был роман. Узнать об этом вряд ли есть возможность.