1021. Х. чертовщина. В западне собственного обмана

Александр Кучуро
                Митька на всякий случай обернулся, желая убедиться, что нечистая сила не устроила за ним погоню и у него ещё имеется шанс вырваться из этой сволочной передряги.
                Мельком и то в один глаз Матюхин взглянул на вышедшего на дорогу лукавого обольстителя и тут же отвёл от него в сторону глаза, страшась всем своим сознание попасть под его влияние.
                Бежать и только бежать, вот оно единственное спасение, надёжный выход от возможной пагубной обречённости, нависшей над ним.
                Только перебравшись на другой берег, а там в последнем рывке взобраться в гору и оказавшись на верху, есть полная вероятность избавиться от всяких посягательств нечистой силы.
                Надо бы поспешать, пока это лукавое отродье не вздумало за ним устроить погоню, ведь чёрту ничего не стоит в одно мгновение оказаться возле него.
                А лукавый продолжал взывать, настойчиво с уговорами прося вернуться Митьку обратно в мельницу, заверяя что всё это не больше, как очередная шутка.
                Соблазниться на уговоры и заверения мельничного чёрта, быть полным дураком, не осознавая его коварного замысла.
                Ещё раз примерившись какой ногой ему ступить через дыру на мостке, Митька невольно оглянулся и в то же мгновение ужаснулся, в его сторону направился сам чёрт, принявший образ Гришки.
              Наложив на себя несколько крестных знамений и прося защиты у всех святых, Митька решается, делает широкий шаг, но оступается в самый последний момент, а тут ещё вышла подлая несуразица, словно какая – то неведомая сила потащила его за шкирку назад.
             В голове Матюхина промелькнула догадливая мысль, что это специально ему построил сам чёрт, с большим желанием утопить его в речке.
                И выждал же гад подлый такой момент, чтоб в точности и наверняка свершилось падение в речку, а там только и останется притопить, что того беззащитного щенка.
               Но не таков Митька Матюхин, не в его правилах сдаваться на милость какой – то там надменной шельме, он ещё по борется за свою жизнь и если придётся, то сцепиться в жестокой схватке даже с самим сатаной.

                В момент падения назад, Митька расставляет руки в ширь, а ноги сами по себе в раскорячку вытянулись вперёд, в таком положении, со свисающей задницей над водой, застревает Матюхин в дыре мостка.
                Всю эту происходящую картину наблюдал Гришка с дороги от мельницы.
                Ему было хорошо видно, что произошло с Матюхин на мостке.
            А всё по той причине, что дорога от верха с этого извоза и до брода у речки имела севера – западное направление, а вот брод и мосток при нём, согласно кротчайшему расстоянию, соединяли оба берега перпендикулярно речки, что указывало в сторону юга – запада.
                Пентюк заметив неуклюжее падение Митьки, не сразу сообразил, с чего это его сослуживец растянулся на мостке, а когда понял, что тот провалился в дыру и явно в ней застрял, не имея возможности самостоятельно выбраться, решил прийти на помощь.
                Скорым шагом с лопатой в руке, не оставлять же её валяться на дороге, более нужной вещи в хозяйстве не найти и разбрасываться таким добром Гришка не собирался, к тому же ему эти хождения и призывы облагоразумиться, порядком надоели, что вызвало в нём неодобрительные высказывания в адрес Матюхина:
- Ну не скотина безмозглая этот Матюха.
- Это надо было настолько ошалеть, чтоб всё принять за истинную правду.
-Вроде человек в годах, а соображения имеет совершенно детское. 
-Ну понятное дело, что пошаливает иногда чёртова братия, но для этого у них имеется отведённое для этого время.
- А сейчас день – деньской, какие могут быть нападки со стороны всей этой нечисти.
-И ты ему сколько не долдонь, всё сомнениями располагает.
-Хоть бы за фуражкой вернулся, нет же его понесло сломя голову, теперь вон корячиться, а выбраться не может.
-Так ему бестолочу и надо, в другой раз по умнее будет.
-На язык здоров, а вот с нервишками имеются проблемы.
-И как с таким слабонервным дальше службу нести?
-В случае любой заварухи сбежит же без оглядки, оставив своих сослуживцев без всякой поддержки.
                Митька отчётливо слышал, как со стороны дороги к нему приближаются шаги, чтоб увидеть, кто это был, ему надо было или круто повернуть шею вместе с головой или провернуться на какой - либо бок.
               Но любое шевеление телом грозило ему провалом в дыру, он и так с трудом удерживал себя в зависшем положении.
               Оставалось только одно, запрокинуть назад голову на сколько это было возможно.
                И что же он видит, с усмешкой на довольной харе во всю рожу к нему приближался в образе Гришки мельничный чёрт, в этом не было никаких сомнений, но для чего ему понадобилась лопата?
                Вот тут возникает любопытный вопрос, чего он с ней собирается делать?
                Догадка словно выстрел в голову заставляет вздрогнуть всем телом Митьку, он пытается изо всех сил вырваться из коварной ловушки, но всё это тщетно, все возможности к спасению терпят полный крах.
               Только один вопрос и остался звенеть в голове Матюхина, для начала прибьёт его чёрт и потом сбросит в воду или вначале сбросит в воду, а потом, когда Митька всплывёт, оголоушит его лопатой по башке?
              Вот и думай теперь, что лучше, ведь выбор не большой.
             Так или эдак, а исход одинаков, даже досада берёт, что всё так глупо вышло.
              И чего ему взбрело в голову переться на эту мельницу, тому же Гришке теперь без особой разницы, мучают, наверное, его черти в аду, а ему, Митьке, ещё по жить охота.
                Вот послышались гулкие и уверенные шаги по самому деревянному мостку, Матюхину из жалости к самому себе даже всплакнуть хотелось, жизни этой осталось у него с гулькин нос, а помирать никак не хочется.
            Выбор как видно не большой, а что сделаешь, когда сам себе ума не можешь дать, да и место погибели уж больно стрёмное, уж если на то пошло, то вынуждено следует сопротивляться до последнего, а там пусть выйдет, как выйдет, лишь бы только люди не осудили строго.

                Митюхин ещё раз запрокинул голову назад и с презрением глядя на перевёрнутое отображение с улыбающуюся рожей, вскрикнул:
- Сгинь с глаз моих долой нечисть поганая!
-Провалиться бы тебе на месте со всеми потрохами!
-Не подходи ко мне, иначе наложу знамение крестное!
- У дьявольское отродье, чтоб вам пусто было!
                Ему тут же в ответ прозвучало удивлённое вопрошание:
-Митька ты чё, совсем свихнулся или умом тронулся?
-Чего на помощь не кличешь?
- Я главное стою и наблюдаю, чего это ты на мостку застопорился, уж не собрался ли в речку прыгать?
- А там дальше гляжу, а ты растянулся барином на мостке и лежишь себе, полёживаешь. 
-И только потом до меня дошло, что ты в дыре застрял.
-Давай помогу подняться, у самого то, ни сил ни сноровки нет выбраться.
                Пентюк было наклонился, чтоб помочь Матюхину, а он тут же запротестовал, выкрикивая:
-Не подходи ко мне подлое создание!
-Не тронь меня своими грязными лапищами!
- Сгинь с глаз моих долой!
-Митька! Да ты чё, совсем свихнулся?
-Это же я, Гришка Пентюк!
- Разве не признал своего сослуживца?
-Ты, видно, когда падал, сильно башкой своей ударился, а всё по той причине, что свою фуражку в мельнице позабыл.
-Не тронь, кому сказал не тронь!
-Отойди от меня! Вскричал Матюхин.
-Знаю я ваши коварные проделки!
- Ей богу ты Митька совсем ошалел, ну -ка давай тебя уцеплю под мышки, да помогу встать.
-Чего ты ерепенишься, тебе же делают как лучше, а ты мне выказываешь свои капризы, что барышня кисейная.
- Я тебе взбрыкну, я тебе сейчас так взбрыкну, будет он мне здесь свой норов показывать.
-Счас как залеплю оплеуху в ухо, сразу у меня угомонишься.
- Был бы ты пьян, я бы ещё понял, но на трезвую голову ломать комедию не позволю.
-Ну – ка подымайся, шевели своим задом или ты хочешь, чтоб я тебя здесь оставил?
-Вполне могу, мне ещё саженцев накопать надо, а тратить на тебя время и деньги особо не собираюсь.
- Я же из дома отлучился на часок, а уже вон сколько времени прошло, а я ещё и в сад не заходил.
-Вставай бестолочь беспутная, не морочь мне голову своими дурными выходками.
-Надо ещё на мельницу вернуться, мне мешок забрать, а тебе фуражку, как ты без неё в разъезд собираешься вечером прибыть?
-Ну давай, давай, перекидывай одну ногу, а затем другую и вставай.
-Ну сколько мне одному упираться, совесть – то надо поиметь.
- Я ж тебе в няньки не нанимался, чтоб тут возиться с собой.
- Ну вот, уже лучше, а теперь распрямись во весь рост и встань на свои ноги.
                Матюхин с большим опасением приподнялся и не глядя на того, кто стоял у него за спиной, спросил:
- А ты и вправду будешь Гришкой?
- Вот ты Митька ишак упрямый, да Гришка я, Гришка.
- Если не веришь, то можешь меня потрогать.
- Во, держи мою руку, она такая же как и у тебя.
- Идём со мной, да не боись ты, человек я, а никакой – то там чёрт с мельницы.
-Хочу тебя обрадовать, что никакого деда с бородой и чертячьего гнездовья там нет.
- Попросту решил тебя слегка разыграть, припугнуть для общего веселья, а ты оказывается у нас очень впечатлительный зритель.
- До сей поры понять не можешь, что всё это тебе привиделось от собственных фантазий.
                Митька с недоверием повернулся к Гришке осмотрел его с ног до головы, да и задал вполне логичный вопрос:
- У меня ещё есть кое – какие сомнения на счёт тебя.
- Сколько тебя знаю, ты никогда таким разговорчивым не был.
-Если и скажешь, то коротко и не много.
-Ты всегда больше молчишь, чем говоришь.
-Ну ты и чудоковатая личность Митя, да как тут было не заговорить, когда с тобой такое помрачнение вышло.
- А на службе лучше по меньше говорильней заниматься.
- Да и с такой компанией, как у нас подобралась в разъезде, особо не поговоришь, каждый так и норовить перебить, до конца не выслушав.
-А я не большой любитель влезать в споры, не сдержан я в своих чувствах, могу и поскандалить.
-А наживать себе врагов среди своих особо не хочется.
-Сам знаешь, могут и в спину выстрелить, сказав, что это вышло по случайности.
-Да не надо на меня так коситься, я и есть тот самый Гришка, с которым ты клад с червонцами раскапывал. 
-Если говоришь правду, то побожись.
-Сказывали мне добрые люди, что если чёрт наложит на себя крестное знамение, то тут же лопнет, что мыльный пузырь.
- Да на, сколько угодно, могу и молитву прочитать на любой твой выбор.
-Так уж и ладно, поверю тебе Гришка, но смотри, если что не так, я у тебя вот этой самой рукой, без всякого сожаления всё нутро выпотрошу.
- Ты её Митя прибереги для врагов наших, а мы с тобой и без этих страстей сумеем сговориться.
-Идём вояка, заберём свои вещи, да хотя бы пару саженцев выкопаем, не с пустыми же руками домой возвращаться.
-А ты чего это прихрамываешь на ногу?
                Уже сходя с мостка, спросил Митьку Пентюк, забирая до этого воткнутую им лопату в землю.
- Да чё прихрамываю, подвернул я ногу и всё из – за тебя Гришка.
- И на хрена было затеваться дуростью заниматься.
-Глянул что никого там нет, да и веди себя по нормальному.
- Нет же подавай ему дурачество, ей богу, как пацан малолетний, всё ещё не наигрался всякими страшилками.
-Вот чего тебе всё неймётся меня задевать, как только ты появился у мельницы, так у тебя в одном месте засербило надо мной шутки подшучивать.
-Может ты на мне решил вымести свою злость, что я раньше тебя притопал на мельницу?
-Ведь были у тебя думки всё золотишко прикарманить себе, а тут на тебе Димка Матюхин объявился.
-Как тут было не обозлиться, прямо в глаза сказать не можешь, а вот изподтишка подгаживать, так ты большой мастак.
- Хватит тебе Митька серчать на меня, говорил же тебе, что по случайности забрёл на мельницу, хотел в саду яблоньку выкопать, да у себя посадить.
- Ага, яблоньку с золотыми яблочками хотел он выкопать, да припоздал маленько, мельничный чёрт успел всё выхватить и с собой унести, оставив тебя с большим носом.
- Это почему Митя только меня и тебя тоже, ведь я сразу понял по твоим грязным коленям, что это ты яму начал рыть.
- А ведь прикидывался овцой, что искал обронённый кисет, которого ты вовсе не терял.
-Что? скажешь не так?
- Или будешь извиваться передо мной, что уж под вилами?
-Да всё я про тебя знаю и вижу насквозь, прибегал ты на мельницу не кисет искать, а червонцы выискивать.
-Больно за живое тебя задела эта болтовня Андрюшки Затулина на счёт украденных у Васьки – дурачка золотых червонцев.
-Вот и поверил в эту надуманную историю, сказанную и пересказанную много раз, а где в ней правда, а где вымысел, пойди теперь разберись.
- Ты Гришка не виляй передо мной хвостом как та сука собачья, сам ведь тоже припёрся сюда за тем же, что и я, только для этого лопату с собой притащил, чтоб скорее копалось. 
-У меня Митя в отличии от тебя, лопата при хозяйстве имеется и скажу тебе по секрету, собственно моя.
- А у тебя даже своей лопаты нет, по причине того, что ты хреновый хозяин.
- Да на что ни погляди, за что не возьмись, всё у тебя Митя в большом упадке, да какой там упадок, когда ты за всю свою жизнь так и не выбрался из бедности.
- Засосала тебя бедность по самую шею, а ты особы и не пытаешься из этого дерьма выбираться, а всё потому, что привык к такой жизни.
- Меня иногда берёт удивление, как так нерадиво можно хозяйствовать, ведь есть все условия поправить свои дела в лучшую сторону, а тебе это вроде как до одного места.
- А ты ко мне не лезь, не надо мне Гриша указывать, что и как делать.
- Я сам имею свои соображения, как и где поступать.
-Ну были у нас в станице богатеи, ходили, грудь вперёд выставляли, на людей сверху поглядывали, к бедноте казацкой презрение имели, а потом вдруг раз и последних штанов лишились.
- А Димка Матюхин как жил себе, так и живёт и ничего его конкретно не коснулось.
-Так теперь скажи мне Гриша, стоило стольким поколениям собирать богатства, чтоб в один из дней прибыла та самая беднота и лишила их всего имущества.
             На сегодняшний день уровняли всех подчистую, а где – то даже, я стал в моральном положении выше тех и других, то, что не рву волосы себе на голове от внезапных утрат и не посыпаю её пеплом от сгоревших хат.
-Интересно ты Митя рассуждаешь, тебя послушать, так вообще ничего не следует делать в плане собственного благополучия.
- Катись себе через жизненное поле, подгоняемый ветром переменных направлений, как тот шарообразный комгак, не имея собственного приюта.
                С таким узким мировозрением Митя далеко не уедешь, останешься в прошлом на посмешище более развитых народов, будут на тебя дивиться, как на того же дикаря.
-Сам ты Гришка дикарь неотёсанный, без всякого понятия главных жизненных целей.
-О куда тебя Митька понесло, да тебя сразу в министры надо подаваться, научишь брюхотелых уму разуму, да как им свои дела вести.

                Не заметно, в обоюдном споре, Митька в сопровождении Пентюка до шкандыбал по дороге к повороту на мельницу, где остановившись, советуя Гришке, сделал ему замечание.
- Вот ты всю дорогу идёшь и лопатой что посохом землю ковыряешь.
- А ума у тебя не хватает, что это дурная примета, поверь мне на слово, что твоя корова после этого может захромать.
- Вон ты куда, так ты прилепи ещё сюда то, что по моей вине сам – то ногу и подвернул.
-А на счёт коровы, так её у меня нет, только думаю на счёт такого приобретения и то с большим сомнением подхожу к этому важному делу.
-Время нынче не спокойное, всякое может случится, а лишние мне траты ни к чему.
-Если уж сильно припечёт, то чего не купить молока, хотя я до него не большой охотник.
- А ты Гришка не юли тут передо мной, если бы не твоя дурацкая выходка, с моей ногой всё было бы в порядке.
- А так видишь сам, к чему привели твои шутки.
- Человек я дюжа религиозный и вера во мне сильна, что к самому богу, что к этим проклятым нечистям.
- И не надо здесь ехидно усмехаться, что есть, то есть и по - другому относиться к таким вещам не приучен с малых лет.
-Ладно уж, поверю в твоё чистосердечное признание, пойдём заглянем в мельницу, да с ясным взором поглядим, может мы с тобой чуток не в том месте ковырялись, а?
- А всё Гришка может быть, этому лукавому прохиндею ничего не стоит отвести глаза в сторону, заставив рыться совсем не там.
                Пентюк и Матюхин свернули с дороги и направились к раскрытым настежь дверям мельницы.

11 – 12 январь 2022г.