Внучечка. Часть 1

Оксана Нарейко
С тех пор, как я вернулся с того света, я перестал радоваться праздникам. Нет, неправильно сказал. Только традиционным, всем привычным праздникам, так будет вернее. Они стали для меня пустыми, ненастоящими. Почему? А кто ж его знает! Самому обидно. День рождения любимой внучечки, а мне ни холодно, ни жарко. Сказать кому, в презрении утопят. Любящий дед, а самому важному дню в жизни не рад. Даже оправдываться и объясняться не буду. Не так уж и важен теперь этот день для меня, да и для внучечки тоже, что весьма удивительно. Радуется девчонка куклам и платьям, но праздником ни этот день, ни даже Новый год не считает. По малолетству объяснить свои чувства не может, и поэтому иногда влетает ей от родителей за, как они думают, бесчувственность и равнодушие.
Но бывают такие особенные дни, когда нам с внучечкой страсть как хочется мороженого, и вот тогда мы понимаем: это праздник пришел. Неизвестный и скромный, но отпраздновать его непременно надо. В такой день я покупаю большой торт из мороженого, лимонад для внучечки, коньяк себе, и мы вдвоем тихонько отмечаем непонятный (пока непонятный) праздник.
Как я дошел до жизни такой? А вот сейчас расскажу. С чего бы начать? С того самого злополучного дня, когда я повез жену и тетку на старое кладбище? Нет, начну с внучечки, если бы не она, не видать бы мне сегодня солнца и снега, не есть мороженое и не радоваться жизни.
Внучечка (я называю ее только так, сам не знаю почему) появилась на этот свет только тогда, когда мы с женой уже решили, что род наш прервался, бессмертие, которое проявляется в жизни потомков, нам не положено, и помрем мы, оплакивая дочкину несчастливую судьбу и наше одиночество.
Не везло нашему ребенку. За какие такие заслуги одни подлецы ей встречались? Не знаю. Часто так бывает. Человек хороший, а жизнь ему даже не язык показывает, а то самое срамное место. Человек старается, живет по чести и совести, а жизнь еще больше глумится. Вот так с дочкой нашей и вышло. Она даже на нас с матерью кричала один раз, обвиняла нас в том, что мы ее порядочной и честной воспитали, оттого и все ее беды и несчастья. Спросите, причем тут хорошее воспитание и несчастливая судьба? Связаны они ох, как крепко! Растили мы дочь очень прямой и честной, оттого и многие беды валились на ее голову. Вот, к примеру, был у нее один ухажер. Красивый, статный, успешный. Цветами, подарками, обожанием и любовью дочку одаривал. Мы с женой даже деньги на свадьбу копить начали, радовались, дочкины подружки завидовали, принц такой не часто попадается! И что в итоге? Принц оказался женатым. Пришел как-то к нам и признался, что жена и двое детей у него, но он, как человек порядочный и честный, от них уходит, потому как дочку нашу любит пуще жизни. И ведь не врал! Действительно он ее полюбил, но вот только дочь его прогнала. Потом долго переживала, все плакала ночами. Жена даже уговаривать ее начала. Мол, что такого, что женат был? Ошибки все совершают, не каждому везет найти свою половинку с первого раза! Но любит же, прощения просит, умоляет! На это дочь ответила, что начинать любовь с вранья - весьма дурная примета.
- Ты пойми, мама! Если бы он честно сказал, что у него семья! Но ведь обманывал, говорил, что холост и идеал ждет! Как так можно?
Что тут скажешь? Вроде бы и права дочка, а вроде бы... Жалко ее было до слез, и его жалко. Страдал ведь, лгун, говорил, что бес попутал, что побоялся сразу признаться. Потом смирился, конечно, да и дочь немного успокоилась и сказала, что принимает свою одинокую судьбу и вселенскую несправедливость.
Справедливости, как известно, действительно нет, да и у Бога на каждого свои планы... так мы дочку и пытались успокоить. К смирению не призывали, нет. Наоборот говорили, что лучше весь свой печальный опыт хорошо обдумать, в форточку вышвырнуть и смело идти вперед.
Не знаю, то ли судьбе надоело, что дочка, как ванька-встанька все встает и с улыбкой живет дальше, то ли урок какой наш ребенок усвоил, но только встретила она хорошего человека, вышла замуж и, не мешкая, родила нам внучечку - мое солнце.
Жену свою я когда-то сильно любил, жизнь бы свою отдал за нее не раздумывая, и это не пустые слова, так и было. Потом чувства поблекли, успокоились, переменились, гореть от страсти только молодым предназначено. Любовь стала привычной и уютной, домашней. Знаешь, что есть у тебя свой человек, который не обманет, не предаст, плечо всегда подставит и тарелку борща нальет, даже когда ты ночью с работы уставший приползешь (или с рыбалки, не сильно трезвый, но это уже детали). Дружба, привязанность, привычка, любовь. Какая разница, как называть это мирное чувство. Главное, что оно есть. Дочку, конечно же, люблю. Зятя тоже, рад ему всегда. Но все эти чувства мельчают и испаряются, когда думаю о внучечке.
Помню, как мы с ней познакомились. Возраст у нее тогда был уже солидный - целая неделя от роду! Взял я ее на руки и понял, что весь мой мир только что аккуратно сложен в красивую коробку и принесен в дар этому  крохотному существу. Кроме мира, я отдал ей половинку своего сердца и три четверти души. Это все понятно и объяснимо, и можете называть меня чокнутым дедом, я не обижусь, я такой и есть. Необычно другое: моя внучечка тоже поделилась со мной радостью своего прибытия в этот мир. Словно связь какая-то между нами образовалась. Нитка протянулась, и самый мой большой страх - ожидание того момента, когда внучечка подрастет и захочет эту нитку ослабить. Будет так, будет, надеюсь только, что доживу до тех времен, когда внучечка станет совсем взрослой и снова укрепит нашу связь. Страх. Гоню его, ведь пока все не просто хорошо, прекрасно! И связь наша крепка настолько, что даже дочка ее заметила и начала меня немножко к ребенку ревновать. А я ведь действительно чувствовал, когда с внучечкой происходит что-то дурное, когда к врачу срочно надо или поговорить по душам, или медвежонка обязательно купить, пусть и дорогая игрушка, но нужна она ребенку. Бывают такие вещи. Вроде бы мелочь, пустяк, а в них есть что-то доброе, защищающее. Как показало время, внучечка моя тоже много понимала, хоть и была тогда, когда все случилось, совсем крохой - первоклассницей.
Что ж... вот теперь можно и тот день вспомнить. Сначала мне казалось, что все произошло по воле случая, просто вот так все совпало, но сейчас я беспочвенно и твердо уверен: все было спланировано заранее: и приезд тетки, и ее странное желание, которое ей было навязано неизвестно кем, и, конечно же, та старушонка.
Дом у нас большой, гостеприимный. Строил я его в надежде, что детишек у нас будет трое или четверо, а потом и внуки пойдут, и будем мы жить все вместе, дружно и мирно. Но, как говорится, ты там что-то себе думаешь, а на небе только смеются тихонечко и головами качают, мол, наивный какой, ну, потешь себя, коли охота есть, а на самом деле фиг тебе, а не большая семья, еще радуйся, что у дочки судьба сложилась, что ее семья живет с тобой и что зять - золото, и что тебя самого жизнь научила терпению и молчанию. А дом не пропадет, будут вам гости!
Так и получилось, что все дальние родственники, знакомые, а то и вообще люди совсем посторонние, часто гостили в нашем доме. Поэтому приезду тетки жены никто и не удивился. Одинокая, больная женщина, захотелось ей Новый год встретить с родными. А нам не жалко. Живи себе, сколько вздумается, место есть. Тетка как-то быстро и ладно обустроилась, пригрелась и прожила у нас месяца два, а потом, уже перед самым отъездом, и сказала нам, что хочется ей побывать на могиле знаменитого врача, которая на старом городском кладбище, про то захоронение ей в магазине рассказали. Мол, такой памятник красивый и солидный врачу сделали, и ели вокруг растут, и так приветливо и спокойно, что посидеть на лавочке там только в радость, а самое главное, если того врача попросить, он и исцелить может, он вроде бы при жизни любого больного мог запросто на ноги поставить, вот после смерти тоже практикует, привык врачевать, значит, за долгую-то жизнь. Мы с женой внимательно на тетку посмотрели и чуть не сказали ей, что она у нас в гостях на радостях от общения и вкусной еды умом слегка и подвинулась. Нет в нашем городе никаких чудес. А уж если бы была такая чудодейственная могила, мы бы непременно о ней знали! Но тетка уперлась и надавила на святое, сказала, что мы не хотим гостью уважить. Тут я, конечно, разозлился, да и жена губы поджала (все теткины капризы исполнялись мгновенно, злит, когда тебя несправедливо упрекают), но сдержались, смолчали и решили тетку на кладбище свозить. Пусть бродит среди могил, ту самую докторскую, чудодейственную ищет.
Люблю я старое кладбище - тихое, ухоженное, чистое, засаженное древними елями и соснами. Нет, специально никогда не езжу, не дело живым в городе мертвых глаза им мозолить. Но вот если надо моего деда или бабку навестить, я с удовольствием еду. Кладу цветы и конфеты на могилы, разговариваю с усопшими родственниками, рассказываю им новости из мира живых, а потом не спешу уезжать, брожу по аккуратным аллеям, читаю надписи на могильных плитах, дивлюсь старинной моде на памятники и фотографии. Душевное кладбище, теплое, живое какое-то, хоть и глупо это звучит, если говорить о могилах. Не чета новому - пафосному и бездушному, где скорбь измеряется не слезами и душевными провалами, а количеством денег, вбуханных в памятники. Возможно, я несправедлив, и люди изо всех сил пытаются сделать, как лучше. Получается ли это у них? Я не знаю. Знаю то, что с нового кладбища даже убежать легко, забора, ограды там нет. Ох, нехорошо это. Стоит город мертвых, ни сторожа в нем, ни калитки, ни ограды. Гуляй, куда хочешь! Это я себе так представлял, как духи неограниченной свободой пользуются и пугают неосторожных путников. Ох, зря я так веселился. Как оказалось, старое кладбище, огороженное слегка покосившимся кирпичным забором, охраняемое пьяненьким привратником, может оказаться куда как опасней нового и бездушного, где мертвым до живых и дела никакого нет.
Привез я жену и тетку на кладбище в такой чудесный весенний день, когда про хвори забываешь, и душа так радуется, так хочет жить, что, кажется, любое дело по плечу. А потом думаешь, зачем тебе какое-то дело в такой прекрасный день? Вот я и решил: сейчас быстро тетка разочаруется в своих надеждах, отвезу ее домой вещи собирать, а сам поеду в магазин, бассейны посмотрю. Очень мне хотелось самому научить внучечку плавать. Можно сказать, это было моей мечтой. Присмотреть бассейн - это же не дело, а сплошное удовольствие! А вечером и в ресторан можно семью сводить. Просто так, потому что весна, и все хорошо. В общем, размечтался я, как девчонка наивная и несмышленая, не знающая, как опасно придумывать себе прекрасный день и не менее прекрасное его завершение.
- Где могилу искать? Вам рассказали? - неласково спросил я тетку. Та только головой завертела, затараторила, что надо идти по главной "улице", там будет бак с водой, а потом налево или направо, она совсем забыла.
- Идите, ищите, - и чуть не добавил "и обрящете", самому смешно стало.
- А ты? Вдруг нас обидит кто? - жена недовольно нахмурилась.
- Да тут и нет никого! Я пока на работу позвоню.
Не хотелось мне, ох, как не хотелось заходить за кирпичную ограду кладбища. Сам не понимал, что со мной происходит. Ведь думал пойти с женой и теткой, и когда тетка не найдет могилу, съехидничать, спросить, где же у нас такой доктор находится, который принимает 24 часа в сутки все дни в году до самого конца света. Но что-то удерживало меня от одного единственного шага. Если бы кто мне такое рассказал, посмеялся бы и святой водой предложил умыться, чтобы нечистого изгнать. Но я-то знал, что со мной все в порядке, а раз не хочется, то и заставлять себя не надо. Так я решил и действительно позвонил на работу. Они там одну и ту же партию бракованного ламината возили по всему городу и все пытались продать.
Слово за слово, и я уже орал и грозился всеми карами небесными балбесам - грузчикам. Вот тогда эта старушонка и подошла ко мне.
- Что? - не успев понизить голос, рявкнул я невзрачной бабушке. Она что-то говорила мне, не обращая внимания на то, что я сам говорю, вернее, кричу по телефону. - Что вы хотели? - переспросил я ее уже тише и приветливее.
- Помяните, - тихонько сказала старушонка и протянула мне пакетик. Я кивнул, машинально взял пакетик, тут же забыв про бабушку, и продолжил орать в трубку, вправляя мозги подчиненным.
-.... мать! - закончил я разговор и непонимающе посмотрел на липкий пакет. Откуда у меня это? Грязный, вонючий пакет, в нем банан - уже почерневший, полусгнившее яблоко и раскрошенное печенье. И записка с именами. Да, меня же попросили помянуть. Странно, обычно на помин старались купить все свежее и хорошее и уж тем более не экономили на грошовых пакетах. Меня затошнило от одной мысли, что это гнилье можно есть. Я хотел выбросить пакет тут же, но вдруг мне стало стыдно. Вполне возможно, что та старушонка живет совсем бедно и даже такой банан для нее редкость, возможно, она отдала все самое лучшее, что может себе позволить, а я брезгую, вместо того, чтобы догнать ее, дать ей денег или спросить, где она живет и привезти ей продуктов. Я бросил пакет в машину, на пол, на коврик, сам не зная, зачем. Есть я это все равно не собирался, но и выбросить у меня рука не поднималась.
"Потом подумаю, что с этим делать," - решил я и уже собирался звонить жене и спрашивать, где же они застряли, как вдруг (снова это вдруг!) меня потянуло на кладбище, хотя вроде бы я собирался искать ту старушонку. Но я вспомнил, как мне нравилась гулять по тихим "улочкам", какие мрачные, но интересные надгробия в виде дерева с обрубленными ветками я там видел и решил попозже рассмотреть их повнимательнее, да все времени было в обрез. Я вспомнил покой и уют елей и сосен, закрыл машину и вошел в ворота кладбища. И тут же померк свет.
©Оксана Нарейко
Окончание будет опубликовано завтра