Иволгинский

Алексей Вячеславович Журавлёв


       Пролог...

https://youtu.be/ess5r3b-CC8


.       Светлое и сильное место, однако...
        С простыми людьми и другим миром. ....
        Разные впечатления, и наверняка,  могут возникать в нас. 
        В одном и том же месте,  как с разными нами, так и с разными нашими ожиданиями..
         Январь. Метели и морозы, обещали суровые дни..
         Но, то ли природа нам благоволила, то ли небо вторило смягчением нашим намерениям.  А может и собственное наше восприятие действительности захотело не отвлекать нас от погружения в Великую пустоту Абсолюта...
         На самом деле, как оказалось, морозы не имеют такого уж значения.
        Когда уже нет ветра, влажности и мыслей о своих переживаниях...
         Ощущения жизни оно есть всегда, но оно  сильно отличается временами..
       Хоть минус двадцать два, хоть минус сорок два..
        В первый день  я прятал себя за тёплыми одеждами и шарфами..
          - Разве  на столько уж холодно? , - спросил улыбаясь местный житель..
            Я задумался... И оказалось, что вокруг гораздо теплее, чем я себе представлял...
            И тепло было теперь всё время путешествия...;;.


...
Глава первая.


https://youtu.be/WXZnjMtd5cA
...
      Наше путешествие началось с посещения и знакомством с островом Ольхон.
      И это неспроста..
      Вообще всё,  что в жизни происходит, всё неспроста...
      Мы знаем,  что Байкал самое глубокое в мире озеро.
      О том, что здесь живут очень необычные и странные люди. Шаманизм, легенды старые и новые...   Многое и многое...
       Об этом известно давно.. Но и только..
      Всего  этого не хватило бы, для того, чтобы вот так, взять и рвануть сюда..
..
        И только случай, провидение и сложившаяся цепь событий, позволили этому случиться...
        Основной причиной послужили чётки.
        Мои необычные чётки.
        Те, что подарены были два года назад, друзьями фармацевтами из Москвы.
        Те, которые очень необычным образом попали в мои руки, в духов день.
       О них и о многом,  зачем хотелось бы сюда поехать, я описывал в рассказе "Наука и не только".
       Но всё было на уровне возможного.. Никакой конкретики или намёков на когда...
       В середине ноября чётки мои рассыпались..
        Естественным желанием было их отдать в ремонт.
        Но как-то не хватало ясности или настроя на принятие решения.. Как мне казалось..
        И это, само по себе было странно..
        Им,  четкам, я придавал большое значение.
       А тут.. Бусины преспокойно себе лежали собранные в пакетике..
       И одно ранее утро, в конце ноября, совершило квантовый скачок и открыло корридор, указывающий куда и где важно и только там,  восстановить их...
       В тот день мне предстояла поездка на неделю в Москву.
       Не помню точно почему и как, но  это произошло, как вспышка..
        Вдруг появилась мысль, или даже прозвучал голос внутри моей головы..
        "..Нужно съездить в Иволгинский дацан и именно там всё сделать.. "
        И Ангел.
        Которого мне вновь послало небо, чтобы вечно сомневающийся я,  не отвернулся и продолжал видеть и знать свой путь..  В этот же самый момент, произнесла эту же мысль...
        И на столько это было разумно.....
       Осталось только осознать.. Когда точно это сделать.
        И вновь, казалось, что произойти такое может очень не скоро...
        По дороге в Москву, неожиданно, так как вовсе не планировал именно в этот день,  километров за пятьдесят я вдруг решил заехать к старшей дочери ...
          И первое, что я сделал приехав,  это рассказал ей и зятю про задуманное. И предложил поездку на Байкал..
          На принятие решения ушло не больше часа..
          Это реально удивительный факт проявления вспышки.. Зов подсознательного, Высшего и это про путь и поток...
          Так мы и оказались в удивительном путешествии..
          Почему Ольхон?
           Крюк в пятьсот километров до самого дацана?.
            Причиной этого , помимо желания лицезреть сам Байкал,  была как раз и в том же рассказе " Наука и не только ". И даже не причина..
           Информация о шаманах,  Итигэлове, монахах и странных дарах,  подсознательно требовала подтверждений или откровений. .

Глава вторая..

https://youtu.be/X3vAzKPmgrA
...
       И так Ольхон.
       Остров УАЗиковых Буханок, добродушных островитян, собак и природы во всём..
       Всего пятнадцать минут переправы с материка на него, и ты уже не ты...
        Иной мир, иные звезды и люди..
        Вступив на твердыню  места силы и кладези легенд,  удивляешься простоте...
        Простоте во всём..
        В работе местных жителей,  в чистом снеге и небесной синеве, в ярком и морозном солнце, в пересказах традиций каждого по своему, и даже в названиях вкуснейших буз, загудаев и бухлеров;;...
         Здесь можно остаться навечно в любой точке касания и даже на льду, в поцелуе замёрзшего Байкала.
          Как с бухлером,  так и вовсе без него ;;
          Нам возможно очень повезло..
           Снега, по словам аборигенов столько не было никогда..
            Это сильно смягчило проезжаемые нами тропы на УАЗиках.
            А воздух, сухой и морозный, смягчил сами морозы..
            Пузырьки застывшего метана, наплески и гроты прибрежной полосы,  удивительные памятники природных ресурсов и даже лиственницы..
       Всё это приклоняется перед Величественной Шаманкой и тринадцатью Богами, в самом центре архипелага шаманизма и социализма;;   
          Любуясь видами мыса Бурхан, обязательно останавливаешься у тринадцати деревянных столбов, сверху донизу обвязанных разноцветными лентами.
          Их называют столбами Сэргэ. У бурятов они обозначают то,  что к столбам можно привязывать лошадей.
          Но не в привычном  понятии , а чуть шире.
         Считается, что столбы эти связывают между собой три мира.  Очень схоже с ведическими представлениями про Навь, Явь и Право.
        Считается, что жители каждого из миров, проезжая мимо, могут остановиться в этом месте и привязать коня.
          Для этого на столбах вырезано по три специальных кольцевых канавки.
          Вообще,  на Ольхоне, места со столбами – священные. Через столбы сэргэ шаманы и простые люди общаются с духами, просят их о чем-то. А вообще, такие столбы часто устанавливаются у юрт и дорог.
          Самые же высокие – у могил шаманов.
           Вот и подножия горы Шаманки, которая пугает своей легендарной непокорностью к туристам, есть такой столб..
          Обходя Шаманку со стороны озера,  каждый из нас прикоснулся к общению с духом той самой, что хранит в горе молчание потока истины....
           Всё нам было очень и даже очень поточно там..
           А из первого для меня открытия в откровенном было узнать, что остров делит бурятов на две части вероучений..
           Все, кто живут на острове и выше на сервере, в основном почитают шаманизм и его традиции.
            Южане же, все кто ниже Южного моря Байкала, а это всё Улан-Удэ и Иволгинский дацан в том числе,  исповедуют в основном буддизм...
            И это была первая нестыковка в описании  мной событий, происходящих в рассказе "Наука и не только"...
            Возле дацана вряд ли могли быть шаманы...
            Что же я познаю дальше..
            Байкал нас провожал Хивусами и пением твердеющей, чистейшей воды..

https://youtu.be/oS8gbg9hMHQ
Глава третья.
...
        Ранним утром, мы приехали в Иволгинский..
        Рождественский праздник не обещал бурных потоков посетителей, и поэтому все гостевые дома, кроме одного, были закрыты..
        Встречала нас абсолютная и удивительно молчаливая тишина. 
        Из малочисленных постояльцев гостиницы,  половина участвовала в ретрите молчания, а остальные, видимо молча им соответствовали...
        Да и весь посёлок,  показалось смиренно ждал рождества нового дня..
       Нашаманенные, мы шумновато однако, влились в светлое место буддизма, по бурятски...
        Нам удалось всё таки уговорить пошептаться одну из постоялец.
     Которая вкратце, ввела нас в курс изведанного уже ими с мужем и детьми, расписания работы храмов-дуганов монастыря. ..
       И немного подождав,  в морозное утро седьмого января, мы подошли к вратам заповедного, буддийского чуда...

 Глава четвёртая.

... https://youtu.be/eYKr4mjMVHM


Песнь вечности.

Восторжен запахом рассвет,
Манящий чистотой начала.
Мудрец, вдыхающий ответ,
Внимает правилам финала.

С восходом, новые ветра,
Уносят ветхие заветы.
И ясен ум, и жизнь пестра,
Повсюду вечности секреты.

К полудню свет и кутерьма,
Привносят суеты в палитру.
Тех красок множество, их тьма,
Забавны высшему арбитру.

Закат тревогою наполнен,
Неведом будущего день.
И кажется, что путь надломлен,
А мы, всего лишь чья-то тень.   
 
Восторжен запахом рассвет,
Манящий чистотой начала.
Мудрец, вдыхающий ответ,
Внимает правилам финала.

             . .
             Ворота дацана открылись, мы вошли на территорию и только тогда я осознал, что совершенно никакого алгоритма или мыслей у меня не осталось..
            Куда-то в пустоту ушла моя логика...
       Про чётки, Итигэлова,  про сравнения с написанным в "Наука и не только", про буддийский университет, ЖОР- рецептурник целебных трав.... Всё, как будто перестало иметь для меня значение. В никуда улетели мысли и ожидания....
           Сейчас, интересные барабаны,  дуганы и голуби занимали весь мой рассудок...
            Даже домиков лекарей я не заметил..
           На столько меня поглотила пустота благости окружающего пространства дацана...
            Ламы спешили на, службу. Каждый в  свой дуган.
            Я спешил в храм Зелёной Тары...
          И не потому, что разбираюсь в буддизме..
           А потому, что сработала информация от Макоши., сущности Богини, с которой  у меня связь в работе и кажется в вечности..
           Дело в том, что  показанный Ею мир существ, "МаТаРоШиКа",  очень символичен и напоминает матрёшку..
            Где каждый Небожитель,  расположен в порядке возрастания своего величия,  знаний и способностей..
            И первый слог Ма в названии МаТаРоШиКа, это Макошь.
            А вот следующий Та, и есть Тара... .
           И известное высказывание "старый-мудрый", вовсе не про мудрых  в старости...
          А звучит оно, как раз " С Тарой - мудрый ".
          Мы поднялись по ступенькам храма...


 Глава пятая.
..
.
      Служба уже шла, когда мы вошли в храм.
      И несмотря на то, что кроме трёх монахов в зале Дугана никого не было,  служба была всерьёз и очень завораживала своей харизмой звуков, красок и традиций бурятского буддизма..
      Я разулся перед входом в зал, и обойдя вокруг, восседающих в центральной части процессии лам,  умостился в полулотосе в дальнем углу храма...
       Мне очень захотелось войти в поточное состояние и прочувствовать  не умом, а сердцем, суть , читаемых на три тембра, мантр..
        Как всегда, меня отвлекало смущение и любопытство..
         Снимая с себя куртку и ботинки, я громко задел металлическую поверхность батареи. Чем вызвал поворот головы тройственного, монашеского союза... Обходя их вокруг, тоже вызвал беспокойство. Ну и моё желание восседать в полулотосе на полу, не осталось ими незамеченным..
        А любопытство моё,  не даёт мне сразу закрыть глаза и погрузиться в медитацию..
          Но благо ни-ко-го кроме нас в дугане, в этот день не было..
          И я через минут пять, убедившись, что для монахов  я был, как минимум не интересен, или же очередным полудурком, смог уйти в медитацию...
        Внутренняя работа ума с самим собой, в  дуальности, заняла ещё какое-то время..
         - Я есть., Это безусловно. - подумало между собой моё Я;;
           Монахи,  зачитывали  мантры  Зелёной Таре....
           Ничего не понятно было из песни каждого,  словами на санскрите..
           Да и думать об этом было бессмысленно...
           Наверняка всё лучшее,  выражали Таре, ламы в них...
       Звучание было приятным и его монотонность убаюкивала мой смущённый ум....
       Но он нашёл, о чем ещё побеспокоиться.. "А вдруг Макоша будет недовольна таким моим проступком... Ведь я же ВедМак, а не СТарой.. "
       И как, только начал погружаться в поток, сразу всё пришло в пустоту гармонии..
       Макошь улыбалась и благоволила...
      Снова это был вопрос веры.. И её значения.. С верой нет иного.. И не важно, что и как происходит.. Вера это путеводитель в пути,  путеводная звезда и связующая нить судьбы...
       Ещё минут через десять, сознание позволило не думать о присутствии ума... Нет больше правды и лжи,  хорошего и плохого...
       Голоса от песен монахов начали вибрировать где-то рядом с моей мыслью или нахождением моего созерцания...
         И я осознал..  Это были места  напряжения в моём теле...
        Вибрация их трансформировала в покой, и напряжение растворилось.....
          И вдруг, я начал понимать смысл мантр или их слова.. Не то, чтобы могу объяснить или сделать перевод, это выше объяснений.    На уровне каких-то иных средств выражения мысли... Возможно, что санскрит является неким праязыком.. На котором, могли общаться перволюди или наши души...
          Теперь всё стало явным... Я безошибочно знал, когда монахи сделают паузу или остановку  в песнях...
          В одну из пауз, ламы  бросали просо, заканчивая фразы..
        И как оказалось, не ради традиций... Всё время мантр они были не втроем   ..
        Им подпевал маленький воробей..
        Он был здесь всё время..
Но я его не замечал.
       За своими тревогами.. Ума и эго..
       Мне вдруг вспомнилась роль Маковецкого в фильме "Двенадцать".  Он там тоже общался с воробьем. И там воробей олицетворял ангела..
        Как же много ангелов вокруг...
      И Макошь, и Тара здесь были тоже, всё время..
      И будут.
      До нас, с нами и после.
.      Они всегда  Великие помощники нам, людям и существам, живущим здесь и сейчас....
     ...Ом Мани Падми Хум....
        Закончили ЛамЫ и..
        - Алексей, - произнёс старший из них, - Иди сюда...
         Я подумал, что мне показалось и не двинулся с места..
         - Иди сюда Алексей,  - уже чётко повторил монах..
          Ошарашенный я подошёл к ним.
          Каждый из них, поочерёдно стукнул меня по макушке, какими-то свитками.  Это были блокноты с мантрами на санскрите..
          А старший дал съесть одну изюминку..
          Ангел шла за мной следом. И как, оказалось,  это она, пока я медитировал, нашептала им моё имя;;. .
         Но объяснения ничуть не умоляли чуда общения с высшими сущностями...
           И  я захотел и сделал так. Каждое утро начинал с медитаций под мантры трёх монахов в храме Зелёной Тары...
           В одно из утр произошёл невероятный и забавный случай..
          Вместе с нами,  слушали мантры ещё несколько человек..
          Они находились рядом с моей старшей дочерью и её мужем..
           Я погрузился в своём и многое не заметил..
           Просо бросали, но воробья всё не было слышно..
            И вдруг, мой зять встал и открыл дверь Дугана... Впустил так сказать, оказывается воробья;;
           Он в своем погружении услышал его просьбу..
           Чем значительно удивил окружающих.. ;
            Тара она такая...
            Многое и не объяснить,  ни себе, ни кому-то..
             Но три монаха провожали нас с открытым сердцем..  Это было очень тепло..
            По Тарски ... ;;


Иволгинский. Глава шестая..
..
       Выйдя из храма,  я снова увидел парящих светлячков..
        Они появились, как только я шагнул за ворота, во двор дацана.. И появившись впервые, мне показались просто изморозью в потоке тёплых струй яркого солнца..
        Но сейчас.. Это было иначе.. Свет стал гораздо ярче и теперь это не просто светлячки. Теперь это летящие звезды в космосе дацана...
       И барабаны.. Они здесь повсюду..
      Крутящиеся  цилиндрические бочонки..
        И каждый посетитель их вращает, как детскую карусель..
        Чуть позже я узнал, что они наполненны молитвами добрых намерений... И вращая их по часовой стрелке, запускают реализацию этих намерений..
       Но тогда... Звезды и барабаны снова ввели меня в прострацию..
       Со мной осталась только Ангел. Дочка с мужем убежали в дуган к Итигэлову..
       А мы, будто забыв о целях и намерениях путешествия, шли вдоль дуганов,  попутно раскручивая барабаны..
       В моей голове зазвучала песня:
...
       Тише, души на крыше медленно дышат перед прыжком.
Слышу все Твои мысли, то, что нам близко, всё кувырком.
Как проще сказать, не растерять, не разорвать,
Мы здесь на века, словно река, словно слова молитвы.

Всё, кроме любви, вся наша жизнь так далеко.
Я, я – не один, но без Тебя просто никто.

...
...
         Что значит доброе?
         Разве его нужно отделять от реальности, задумался я...
         Когда столько агрессии вокруг. Столько потоков крови и слез... И наша цивилизация ничего не может изменить.. Как будто мы, чем выше развиваемся, всё меньше понимаем, что же такое это Добро..
         В голове снова голоса..
         И кажется в этот раз не только Макошь..
         Будто Тара задаёт тон и вопрос:
        " А как ты думаешь, почему появляется новый человек? "
         Что за странный вопрос, подумал я.   Неужели будем это обсуждать..
        "Может хоть кто-то из ныне живущих точно знать, когда и где зародилась новая  жизнь? "
         Ну.. Наверняка кто-то и обладает такими знаниями, подумал я..
         В этот момент из под одного из домиков целителей и лам, выскочили маленькие щенята..
         И я понял.. Что все существа на нашей планете, знают когда и где.. Кроме нас, таких Великих..
       . " Это качество даровано всем существам изначально... И вы не исключение.. Но путь в отрицание самой природы,  закрывает в вас всё разумное..
          Делить себя же на гуманный и не гуманный народ, точно не про развитие.. Это вам не Доброе знамение.. О том, что путь не истинный..
          Путь истины или ЯвьСтены, настолько ЯвьСтвенен, насколько вы Добры. И способны любить саму Явь.. "
      ... Мы медленно шли и крутили барабаны..

  Пепел легок и светел, я не заметил, как время прошло.
Чары силу теряют и превращают жемчуг в стекло.
Как пусто в душе без миражей, без волшебства.
Мы здесь лишь на миг, пусть он звучит, словно слова молитвы..


Иволгинский. Глава седьмая.
...
     ГаВарить и РаДавать.

Тот Я, что варит Га и Ра дающий,
С телесным мной усиливает связь,
Как только сознаю, что лишь идущий,
Осилит путь познаний, Его вязь.

Когда мне кажется, что я Учитель слова,
И многих исцеляю словом сам,
Встречаю страх потерь всего, и снова,
Учусь ценить почтенье к Небесам.

И то не блажь зарвавшегося эго,
Играть в ничтожество избранника Богов.
Я знаю, только Альфа и Омега,
Живут на протяжении веков.
......
       Возле Дуганов, по периметру всего дацана,  множество домиков в которых живут и принимают ламЫ, лекари и астрологи..
        А вовсе не шаманы, про которых я описывал в "Наука и не только".  В принципе эта неточность видимо была моя. В передаче услышанного ранее. В этом ничего не обычного нет..
        Вот всё остальное.. Итигэлов, необычность  чёток и сам голос.. Ещё требовали подтверждений..
        ЛамА Байин славится прозорливым в дацане, и мы зашли к нему на приём...
        Вначале общение было каким-то натянутым.
         Байин отвечал сухими и незамысловатыми советами, а я хотел спросить о многом..
         И вот, когда дошёл до вопроса о проявлении энергии и силы через меня, Байин преобразился...
           Его зрачки  вытянулись в вертикальные полоски, как у тигра или змеи. Что кстати, многие замечают и во мне, во время энергетических практик..
           Я это слышал от одной шаманки из Якутии, да и сам так думаю, это признак развития способности погружаться в поточное, трансовое состояние. В более глубокое, нежели многие практикующие входят...
         Объяснить даже себе, почему так у меня, я не могу... Как только пойму, обязательно поделюсь информацией...
          А в тот момент,  когда глаза ламЫ Байина трансформировались, я сам поймал это же состояние..
          И ламА,  мне так показалось, считал с меня состояние..
           Теперь разговор приобрёл совершенно иную форму..
            Байин явно теперь никуда не спешил. Его речь была тягучей и дружеской что-ли..
           -  Надо только всегда помнить, что не мы такие великие, а являемся проводниками этой, небесной силы..., -  признавая во мне наличие такой способности, говорил ламА..
         -  Мне это давно понятно - сказал ему я, -  но постоянно смущает то, что всю жизнь кто-то меня обвиняет в недополученных надеждах,  возложенных на меня ими... И я сколько не пытаюсь объясниться,  только всё больше сталкиваюсь  с непониманием и даже с озлобленностью...
        - Всё дело в простоте, - начал объяснять Байин, - у нас Буддистов,  иногда происходят такие практики простоты.. Где простым отличительным признаком, можно доказать  разницу между характерами, мировоззрениями и предметами.
          - Например такое,  - продолжил он, - доказать отличие между фломастером, карандашом и шариковой ручкой. Эти предметы имеют много общего и сколько не указывай на разницу в общем, всё будет спорно... И тогда ищем разное в них... Ручка и фломастер жидкостные, а карандаш твёрдый. Это первое... У фломастера капиллярный метод , а ручки шариковый... Вот так на простых объяснениях разницы, не возникает споров...
        - Очень интересно. -  решил ещё спростть я, - Но бывает так, что споры или ссора закончены.. И вроде бы наступило применение.. Но кто-то начинает объяснять другому,  как все-таки этот другой был не прав, да ещё и просит больше так не поступать... Почему-то в такие моменты и возникает некий осадок...
         - О... Это типичное проявление эго.. - заметил Байин, - ссора тогда закончена, когда никто не вспоминает о ней вообще.  А так.. Эго, как тлеющие угольки костра.. И любой ветерок, запросто может его снова разжечь...
         -  Кстати, - обратился он к Ангелу, - Вы  как свеча. В помещении, где нет ветра, всё хорошо. И горение свечи ровное, уверенное. Но, как только вынести свечу на улицу, то любой ветер легко может её задуть.. Вам нужна очень надёжная защита.. Чтобы пламя продолжало уверено гореть, даже при сильном урагане...

Было такое ощущение, что мы и ламА, просто старые друзья, которые давно не виделись. И вот встретившись никак не можем наговориться..
           В прихожей комнате, начал собираться народ, желающий попасть на приём к Байину..
          И стоило неких усилий, чтобы нам закончить аудиенцию..
          ЛамА пообещал посмотреть мои чётки и постараться их собрать..
           Мы расстались до вечера и отправились в Дуган Итигэлова...



 Глава восьмая.
..
.Дыханием едины

Вдыхая аромат травы,
И кипарисов запах стройный,
Я осознал, что дышим мы,
Друг другом, и бесперебойно.

Весь выдох поглощаю их,
А после мой они вдыхают.
Пока мы живы, этот стих,
Строение не потеряет.

Когда ж дыхание совсем
Быльём переродится в память,
По эту сторону систем
Потомки будут ритмом править.

А я, возможно превращусь
В те кипарисы или травы.
И несомненно потружусь,
Над выдохом взаимной славы..
.    
.       Ожидания чуда,  которое мало  того, что само по себе является величайшим необыкновением человечества,  так ещё и неким образом, через дары и голоса, меня самого притянуло в этот,  "чужой", как мне казалось, монастырь,  было на пике воможного..
           Я ждал от встречи с Хамбо ламОй определённых ответов на вопросы, как о себе, о своих способностях, так и на странные взаимосвязи с самим Великим Учителем...
      И теперь,  находясь практически в метрах от Грааля, испив который казалось должно бы многое проясниться для меня во мне же, я как будто оттягивал время.  Время до самой встречи..
        И реально, именно в Дуган Итигэлова,  мы с Ангелом зашли после того, как обошли практически весь дацан..
        Войдя, как и во всех предыдущих храмах, я разулся..
        Но внутри нас встречал ламА, наверное самый серьёзный, из встреченных нами ранее лам..
        - Наденьте обувь! - скомандовал он и упрекнул -  Зима вокруг и полы холодные.. Что за дикость?.. - 
          Я попятился назад,  где уже последовав моему примеру, снимали свою обувь и другие посетители..
          Не вняв моему пояснению про наказ строгого ламы,  босые прихожане ввалились в Дуган..
         Очень громко, с неудовольствием, на языке видимо этого народа,  ламА и их пожурил за босые ноги...
         Стараясь не думать про строгий нрав смотрителя Итигэловского храма, я наконец-то приблизился  и увидел...
         За стеклом восседал Он..
         Или не Он? - начал пристально  изучать мой ум неподвижное изваяние..
          Всё, что я до этого момента видел и перечитал о Хамбо ламе, выглядело далеко не так..
          Тело неподвижно и в этом нет никаких нестыковок..
          Но вот голова Его...
          Она будто лакированная.    
          Как отполированная и не из живой материи..
          А отблески свеч и светильников на ней, только больше смущали мой разум...
          Я стоял напротив восседающего Учителя и искал...
          Чем бы себе объяснить и оправдать такую искусственность в предложенном  образе Дугана..
            И чем больше я всматривался, чем внимательнее разглядывал прикрытые веками глаза, тем всё сильнее  осознавал,  что меня накрывает состояние  сна.
          Причём с каждым большим обострением моего внимания, погружение  становилось всё сильнее и сильнее...
          В какой-то момент мне показалось,  что ещё немного, и мои глаза  сомкнутся, как и у Хамбо ламы..
           И вдруг..
           Я чётко увидел.
           Его глаза вовсе не закрыты. Они сомкнуты не полностью..
           И через эти малюсенькие щели заметно мельчайшее движение, еле очевидных  пятен-зрачков...
           Он  явно спит..
           Но не обычным сном..
           Сквозь дрему, Хамбо ламО наблюдает за всеми кто в храме ...
            Я начал ловить более пристальный взгляд на себе..
            Нереальность яви провоцировала путаницу в мыслях,  в глазах появилась пелена и они слегка прослезились..
            Стало довольно  трудно держать себя в трезвости ума и рассудка....
          И сон... Он просто одолевал..
          Я обошёл храм вокруг и присел на лавочку у дальней стены Дугана,  возле Ангела.
          И наблюдая за наблюдающим Величайшим из Учителей,  погрузился в благостную дрему...


Иволгинский.
Глава девятая.

СлаВам.

Как мало истины в словах,
Произносимых мною всуе.
Что гром, грохочущий в горах,
Они раскатами бушуют.

Оспаривая мой же нерв,
Чем жил я, и скрывая чувства.
Строптивый в них звучал резерв.
Из меркантильного искусства.

Как много в тишине меня.
В молчании блаженно Небо.
Не нужно мыслить семеня,
Тревогой о насущном хлебе.

Покойный ум на споры скуп,
И на слова, делами славен.
Не важно мудр или глуп,
Проникновеньем ветру равен.

И только из молчащих слов,
Я настоящий, хоть на малость.
Не вспоминая суть основ,
Всё Я, что в тишине осталось..

. ..

         Белое , ватное и очень лёгкое..
         Среда, или субстанция, куда я погрузился, это чистейшего неба родник, покоя и благости...
         Нега обволакивала всё моё мышление ..
         Тени начали появляться, и голоса...
          Множество оттенков и тембров.. Они имели такую частоту, от которой веет добром и надёжностью..
          Ощущение полной безопасности и отсутствие суеты во всём...
          Не задумываясь, я начал всматриваться в силуэт.. И Он появился..
          Это образ Итигэлова..
          -  Кумиры... Только это и беспокоит испуганные умы.. Страх смерти, и потеря жизни.. - зазвучал голос, - И создав вновь кумира,  как идола, из основ страха религий поклоняются перед бессмысленным образом..
           - Каждый из Учителей, - продолжил голос, - совершал деяния ,  открывающие путь к любви и вечности, без страха за воплощение..  Мой опыт, про возможность перешагнуть за привычное... Не ради Величия моего деяния...  И таких примеров совершено уже множество..
 Но....
...
           Облака, образ и свет быстро растворились..
           Я открыл глаза..
           - Хватит здесь сидеть, - грозно заметил нам "серьёзный смртиитель",  лама Итигэловского дугана...
            Мы поспешно удалились из храма...


Иволгинский. Глава десятая. Заключительная..
...
.         Вечером мы посетили снова Ламу Байина..
          Мои чётки оказались действительно уникальными..
          Бай-ин сказал, что такие возможно делают только в Индии...
          Он их мне собрал и начитал мантры;;;.
         - Я хотел понять, - начал я разговор, -  чему, когда и стоит ли учиться у вас, в буддийском храме?..
           Байин посмотрел на меня поточным взглядом и сказал:
       - Не имеет смысла.. Всё уже своё есть.. А новое, будет только отвлекать... Просто иди своим путём..
         - А можно меня посмотреть, - попросила Ангел.
         - У Вас всё хорошо, Светлый человек.  В тёмное время очень хорошо видно светлых людей, - заключил лама..
         - А почему, когда мы вместе, - кивнув на меня, продолжила Ангел, - то много спорим и ругаемся?
        - Потому что положительные заряды,  друг от друга отталкиваются. Им лучше быть на расстоянии...
        Ангел перебирала предсказанные знаки и картинки..
      Лама сделал вид, что не услышал.. А мне сказал:
      - Скоро, в большую Луну, тебе будет очень нервозно.. Но всё поймёшь, когда вернёшься в практики и на свой путь..
      В этот момент, зять мой показал на картину сансары, на стене у Байина. И спросил про неё.
      - Это круг сансары, - подтвердил Лама, - и выйти из него может только тот, кто преодолеет всё притяжение привычек.  И в бесстрашии, а не из-за страхов неудач и совершения грехов, пойдёт прямо по своему пути...
 ...
       Перед отъездом ещё раз побывали у Итигэлова..
      Его слова, чуть позже, мне сильно помогли..
      - Тот, кто однажды заглянул за край и увидел большее, никогда не сможет от этого уйти... Человек, который об этом не знает, и не слышащий об этом, никогда не сможет тебя понять...
...
        Мы уехали обратно..
        Многое подтвердилось..
        Голоса, прозрение и откровения..
        Чётки,  монахи и знаки..
        Всё это реально..
        Но что же ещё???
        Думал я...
       И когда наступило полнолуние, когда я свою нервозность пытался скрыть за мирскими методами, всё стало ясно..
    .. Эта поездка, мои чётки, напомнили мне, и всем участникам нашей группы, о его пути...
       И кажется теперь, мы пойдём прямо..
       Каждый своей дорогой...

    До в Дзен


Мне Учитель сказал, что неважно,
За какой мы из лун встретим Дзен.
Наших страхов, кораблик бумажный,
Растворился в реке перемен.

Дзен потрогать умом невозможно.
Он находится там, где ничто.
Мыслеформы, как сон, осторожно,
Раскрывают неведомо что.

Я пытался тому дать огранку.
Но чем ярче оттачивал слог,
Выворачивал суть наизнанку,
За словами лишь слышал подлог.

В час, когда опускаю значенье,
Всех деяний и важность себя,
Нахожу от снобизма спасенье,
И без пафоса мыслю любя.

И о чем, рассказать мне не сложно.
Но как только начну говорить,
Вновь теряю поток и возможно,
Лишь без слов можно в Дзене парить