Садовой. История 4. Зимняя кутерьма

Борис Текилин
В прошлый раз, когда  Кирюша гостил на даче у бабушки Оли, а это было на осенних каникулах, вся земля в саду была покрыта ковром разноцветных листьев. А вот когда он приехал к бабушке на зимние каникулы, он даже не узнал её сада. Всё вокруг было покрыто белым-белым пушистым снегом, и земля, и кусты, и яблони, и даже ветки дуба, росшего в дальнем углу. Да и крыша дома тоже была устлана толстым слоем снежной ваты.
 
Бабушка расцеловала любимого внука и велела ему переобуться в тёплые валенки с галошами и идти погулять по саду, пока они с мамой будут готовить обед.
Кирюша, проваливаясь в рыхлый снег, вышел на середину сада и растерялся. Где тут прячутся знакомые с лета грядки? Чьи это следы отпечатались на снегу? Что это за белые кусты: крыжовник, смородина или малина? Сразу и не поймёшь, на них теперь не было ни листьев, ни ягод. И самое главное: где же его замечательный друг, садовой Флорик?

Кирюша начал искать домик гномика, заглядывая под каждый куст. Но снега намело так много, что кусты погрузились в него наполовину, и никаких домиков не было видно. Кирюша даже расстроился. Ведь уже почти два месяца, как он не видел своего друга, и ему не терпелось поскорее с ним встретиться.
– Ты что, заблудился, что ли? – услышал он вдруг знакомый голос.
Он обернулся и увидел Флорика, стоявшего прямо в отпечатавшемся на снегу следе от Кирюшиного валенка. Флорик был одет в ярко красный комбинезон, как у горнолыжников. На голове у него была белая вязанная шапочка с красным помпоном, а на ногах – красивые и лёгкие белые валенки, украшенные тоненькими полосками коричневой кожи. Такие же валенки, только побольше, были и у дедушки Вити. Он почему-то называл их бурками.

– Конечно! – ответил Кирюша, – ведь здесь теперь столько снега, наверное, твой домик так замело, что даже крыши не видно! Здравствуй Флорик!
– Здравствуй, Кирилл, – степенно ответил садовой, стараясь не подавать виду, что он рад возвращению своего воспитанника, – ты бы внимательнее смотрел под ноги, а то ты едва не растоптал мой дом своими ножищами. Вот же он! Видишь вон тот маленький сугроб? И вообще, ты уже в школу ходишь или ещё в детский сад?
– Я учусь в 1ом «Б», – ответил Кирилл. Он не догадался, что вопрос Флорика был с подковыркой.
 
– Странно, что ученик первого класса ещё не знает таких простых вещей! – покачал головой Флорик, – зимой садовые не живут в своих летних домиках. И чему вас только в школах учат? На зиму мы, садовые, переезжаем на зимние квартиры. Потому что зимой в саду дел не много, и в это время года нам положен отпуск. Пойдём-ка, я покажу тебе, где теперь живу.
Флорик пошёл прямо в сторону дома бабушки Оли, перепрыгивая из одного Кирюшиного следа в другой, ведь кругом были сугробы с него ростом, в которых он мог бы утонуть с головой.
Они подошли к крыльцу, где Кирюшины следы заканчивались.

– Теперь иди вокруг дома, – скомандовал Флорик, и пропустил мальчика вперёд.
Кирюша обошёл дом с правой стороны, специально делая совсем маленькие шажки, чтобы гномику не пришлось больше прыгать с разбегу из одного следа в другой. Потом он  свернул налево.
– Стой! – скомандовал Флорик, – вот здесь я живу.
– Где здесь? – удивился Кирюша.

– А вот где, – Флорик указал на незаметную дверку, сделанную прямо в завалинке, но Кирюша поначалу никакой дверки не заметил. 
 Тогда Флорик распахнул дверку. Из неё на улицу повалили клубы пара.
– Видишь, как у меня тепло. Это потому что моя квартира отапливается тёплым потолком, – похвастался Флорик.
– А у бабушки Оли и дедушки Вити дом отапливается печкой и тёплым полом, – сказал Кирюша.
– Это только для тех, кто живёт на первом этаже называется тёплый пол, потому что тепло в комнату идёт снизу, – объяснил Флорик, – а для тех, кто как я живёт под полом это называется тёплый потолок, потому что тепло ко мне идёт сверху, будто от солнышка.
Кирюша присел на корточки и заглянул в распахнутую дверку. За ней была видна уютная комната, обставленная старинной мебелью. Там был мягкий диван, полка с книгами и ещё много полезных вещей.

– Эта квартира мне в наследство от прадедушки досталась, – сказал Флорик, – я бы тебя пригласил к себе, но боюсь, ты сильно наследишь, вон у тебя галоши какие огромные. Мне потом два дня убираться. А у меня отпуск.
Кирюша совсем не обиделся, что друг не пригласил зайти. Ему бы туда всё равно нипочём не влезть.

– Надолго ты в наши края, Кирилл? – поинтересовался Флорик.
– До самого конца каникул, – ответил Кирюша.
– А что же ты к нам не приехал Новый год встречать? Знаешь, как у нас тут весело было! – сказал Флорик, – хотя откуда вам там, в городе, знать, как по-настоящему Новый год встречают.
– Мои родители Новый год всегда дома встречают. И я с ними. А уже второго января папа пошёл на работу, а мы с мамой поехали к бабуле и дедуле.

– Молодец твой папа, работает даже в праздники, денежки зарабатывает! – похвалил Флорик Кирюшиного папу.
– А я вот не понимаю, зачем нужно ходить на работу и деньги зарабатывать, – Кирюша пожал плечами, – всё-таки взрослые такие чудные, зачем-то ходят на работу, а ведь можно было бы на работу не ходить, а пойти прямо к банкомату, сунуть в него карточку и взять денег сколько нужно. Моя мама всегда так делает.

– А нам, гномам зарабатывать не нужно. У нас и так денег полные кладовые. И деньги-то у нас настоящие, металлические, а не бумажки там какие-нибудь и не карточки из пластмассы. Вот такие! – гномик достал из кармана золотистую монетку и дал Кириллу посмотреть. На одной стороне у монетки была надпись «1 золотой», а с другой был нарисован какой-то старый гном с длинной бородой, в полосатом колпачке на кудрявой голове.
– А мне папа недавно похожую монетку подарил. Но она была золотой только снаружи, а внутри у неё была шоколадка, – сказал Кирилл.
– И где теперь эта монетка?
– Я её съел, – ответил Кирюша, – очень вкусная была.

– А что ж ты меня не угостил? А ещё друг называется! – проворчал Флорик и забрал свою монетку у Кирюши.
– Флорик, ты что, обиделся? – спросил мальчик.
– Вот ещё! Делать мне нечего, на такие пустяки обижаться. Съел, ну и на здоровье, – сказал гномик весело, – а вот мои монетки есть нельзя, хотя некоторые и любят их на зуб пробовать.
– А зачем же ты каждый день работаешь, если у тебя и так денег полно? – удивился мальчик.
– Сокровища у нас, гномов, есть, только мы их не тратим, потому что нам поручено их охранять. Но ты, Кирилл, только никому-никому об этом не рассказывай. Это наш большой секрет! А работаю я, потому что делать любимое дело – это большая радость. Самое большое удовольствие в жизни – это делать любимую работу и создать что-нибудь красивое и полезное.

– А, что, например?
– Например, устроить праздник для зверушек. Вот, например, в этом году я у нас в саду замечательный Новогодний праздник устроил. Всем было очень весело.
– А кто был у вас на празднике? – спросил Кирюша.
– Сад у нас небольшой, поэтому я пригласил только самые близких друзей: полевых мышей Фушу и Мушу, зайчика Руньку, белочку Рыжуху, сову Лупу и дятла Тамтамыча. лису Фуську и лиса Фруню. А ещё бабушкиного кота Тишка и дедушкину собачку Боню. И, конечно, мою лучшую подругу Лилию, – сказал Флорик, а Кирюше показалось, что щеки гномика покраснели.

– Мы на лужайке вон под той ёлочкой собирались. А самое главное, что к нам на праздник заходил прямо из лесу самый настоящий Дед Мороз, – с гордостью добавил гномик, – так что у нас было много подарков и вообще, было очень весело. Жаль, что тебя с нами не было!
 – А как же все твои друзья-зверушки друг дружку не скушали? – удивился Кирюша –
ведь ты пригласил и мышек, и кошек, и зайку, и собак с лисами, и даже сову…
 – У настоящим друзей кушать друг друга не принято. Кроме того, мы с Лилией организовали для наших гостей обильное угощение. Для мышек – крупа и сыр. Для зайцев – морковка и капуста. Для белок – орешки. Для птичек семечки и сало. А для остальных – кошачий и собачий корм в пакетиках.  А ещё Лиля напекла очень вкусных пирожков с разными начинками. Знаешь, какие вкусные пирожки она печёт! Пальчики оближешь!

– Как жалко, что меня с вами не было! В следующий раз я попрошу родителей встречать Новый год на даче у бабушки и дедушки, – сказал Кирюша.
– Вот это правильно! – похвалил его Флорик, – а теперь мне понадобится твоя помощь. Хочешь мне помочь?
– Конечно, а что нужно делать?
– Ты же видишь сколько снегу нападало. Только вчера трактор все улицы в посёлке расчистил, а сегодня их снова замело. Тебе-то в твоих огромных валенках такой снег нипочём, а вот мне с нашего участка никак не выйти – сугробы выше моего роста. А мне очень нужно попасть на соседнюю улицу. Так что я на тебя рассчитываю.

– А как я могу тебе помочь? – спросил Кирюша.
– Очень просто. У твоей бабушки наверняка есть какая-нибудь подходящая корзинка. Я в неё заберусь, а ты меня отнесёшь на соседнюю улицу к домику, где живёт Лиля. Ты будешь меня нести в корзинке, а я буду твоим штурманом.
– А кто такой штурман? – спросил Кирюша.
– Штурман – это тот, кто знает правильный путь, то есть, я, – объяснил Флорик, – ну, давай, беги за корзинкой, с которой бабушка летом за грибами ходит.
Кирюша побежал в дом. Минут через десять он вернулся, но в его руках никакой корзины не было.
– Ну, ты что, без корзинки? – удивился Флорик.
– У бабушки обе корзинки заняты. В одной картошка лежит, а в другой – луковицы каких-то цветов, она их весной будет сажать на клумбе.

– Цветы – это хорошо, красиво. Вот только, что же нам теперь делать? Мне, что же, прикажешь к тебе в карман пуховика забираться?
– Не нужно! Я свой школьный ранец принёс, – Кирюша повернулся спиной к Флорику и показал ему свой ранец.
– С этим ранцем ты ходишь в школу за двойками? – проворчал Флорик, – боюсь мне там будет неуютно.
– Нет у меня никаких двоек! У меня во второй четверти все пятёрки и только две четвёрки, одна по пению, а вторая – по рисованию.
– Ну, раз в твоём ранце двойки не водятся, мне не стыдно будет в нём ехать. А вечером ты мне напомни, я тебя научу петь и рисовать, я это хорошо умею. Тогда у тебя будут пятёрки по всем предметам. Ну-ка, присядь, – скомандовал Флорик.
Кирюша присел на корточки, а Флорик подпрыгнул, ухватился за лямку ранца и забрался в него ловко, словно белка по дереву.

– Ну, что стоишь, поехали скорее! – скомандовал Флорик.
Кирюша встал и пошёл к калитке.
– Дедуля, я пойду к другу на соседнюю улицу, я скоро вернусь, – сказал он дедушке Вите, который чистил дорожку от крыльца до ворот.
– Ладно, иди погуляй, – кивнул дедушка, не глядя на Кирюшу, потому что был очень занят. Вот он и не заметил Флорика, голова которого в шапке с красным помпоном высовывалась из Кирюшиного ранца.

Кирюша пошёл по заснеженной улицы до ближайшего перекрёстка и свернул в переулочек. Туда трактор не заезжал, и снега в переулочке было почти по колено. Но, к счастью, там утром уже проходил какой-то дяденька, и Кирюша старался идти, делая широкие шаги и наступая точно в дяденькины следы. Хорошо, что переулочек был совсем коротенький, так что Кирюша с Флориком уже скоро оказались на соседней улице.
– Куда дальше идти, направо или налево? – спросил Кирюша.
– Сворачивай направо и иди до двухэтажного дома с зелёной крышей, – ответил из-за его спины Флорик, – знаешь, где право, а где лево?
– Знаю. Право там, где правая рука, – ответил Кирюша.
– А как ты отличаешь, какая рука у тебя правая, а какая левая? – поинтересовался Флорик.
– Очень просто! Правой рукой я держу ложку, когда ем суп, или авторучку, когда пишу.
– Всё верно! Молодец!  – похвалил его гномик.

– Что-то я здесь не вижу ни одного дома с зелёной крышей, – удивился Кирюша, – у всех домов крыши белые.
– Это потому что все крыши снегом замело. Раз крышу не видно, ищи дом с салатовыми стенами. Там ещё рядом голубая ель растёт. А если ты уже умеешь читать и считать, то тогда ищи на стене дома номер 47.
– А нас только до двадцати считать учили, – сказал Кирюша.
– Ну, значит, хотя бы цифры ты знаешь. Ищи сначала цифру «4», а потом цифру «7».
Кирюша увидел нужный дом, и вскоре они уже стояли у забора.
– Повернись-ка к калитке спиной, чтобы я мог из ранца дотянуться до замка.
Кирюша послушно повернулся спиной к калитке, а Флорик достал из-за пазухи большой серебристый ключ и открыл им замок.

– Теперь тридцать шагов вперёд. Хотя стой! Это моих тридцать шагов, а твоих только десять, ножищи-то у тебя вон какие длинные.
Кирюша сделал десять шагов, приговаривая:
 – Один, два, три… десять.
– А теперь ещё пятнадцать шагов направо, в сторону бани.

Кирюша прошёл сначала по расчищенной дорожке до крыльца дома, а потом повернул направо и пошёл по глубокому снегу к бане, из трубы которой валил густой белый дым.
Флорик попросил мальчика присесть и выбрался из ранца. Потом он постучал в дверь бани каким-то особенным стуком: «Тук-тук, туки-тук, таки-тики, тук-тук-тук».
– Лиля! Принимай гостей! – громко сказал Флорик.

Под крылечком бани отворилась маленькая дверка, которую Кирюша поначалу не заметил, и на пороге показалась крохотная девушка. Ростом она была с куклу Барби, в которую любила играть двоюродная сестра Кирюши Алиса, то есть, чуть-чуть ниже Флорика, а одета она была вязанное платье, сидевшее как влитое на её ладной фигурке. Кирюше она очень понравилась. Она была очень красивая, даже красивее, чем его одноклассница Варя, с которой он сидел за одной партой. У Лили были большущие ярко-синие, словно васильки, глаза, толстая золотая коса длиной до пояса, румяные щечки и вишнёвого цвета губки сердечком.

– Лиля! Знакомься: это Кирилл – мой друг и водитель ранца, в котором я к тебе приехал. Он хоть и человеческий ребёнок, но тоже очень хороший, почти как гном. И учится он хорошо. Это я не про школьные уроки, а про то, чему я его учу. Мы с ним за лето столько всяких разных полезных дел сделали! Помнишь, я тебе рассказывал про цветочное лекарство? А про войну с дроздами? А про рыбок?

– Ты его можешь совсем не бояться, – продолжал Флорик, – он мальчик добрый, не то, что Пашка, который живёт наискосок от вашего дома и швыряется огрызками яблок. И ты, Кирилл, знакомься: это Лилия, а для друзей просто Лиля. Она тоже садовая, как я. Только она пока ещё учится в школе, в выпускном классе. У нас, садовых, свои школы. С агрономическим уклоном.
– А что, разве на каждом участке есть свой садовой? – удивился Кирюша, – почему же мне никто про них не рассказывал.
– Это потому что не все нас, садовых, замечают, хотя и возятся всё лето на грядках. Некоторые люди думают, что овощи и фрукты в саду сами по себе растут, без нашей заботы. Но нам это даже на руку. Так нам спокойнее.

– Здравствуй, Кирилл, – сказал Лиля голосом, звонким, как серебряный колокольчик, –очень приятно с тобой познакомиться. Мне нравятся хорошо воспитанные мальчики. А этого Пашку с участка 46 мы ещё проучим за его плохое поведение. Вот только дождёмся лета и напустим на него комаров.
– Здравствуй, Лиля, – поздоровался Кирюша.

Он хотел ещё что-то рассказать Лилии, но Флорик сам стал вести с девушкой приятный разговор. А Кирилл оставалось только стоять в сторонке, склонив голову вниз, чтобы лучше слышать, о чём они там говорят.
– Лилечка, вчерашний снегопад был такой ужасный, что я никак не мог выбраться из дому. Зато сегодня я специально приехал на Кирилле. Он у нас лучше всякого вездехода…

В это время дверка под крыльцом бани снова отворилась, и на пороге показалась совсем крошечная, величиной не больше шоколадного батончика, девочка. Личиком она была очень похожа на Лилю, только глазки у неё были не голубые, а золотистые, а рыжие косички были тоньше и их было две, а не одна. Она была такая красивая, что показалась Кирюше похожей на фарфоровую статуэтку балерины, которая стояла у бабушки Оли в серванте.
– Знакомься, это Розочка, моя младшая сестричка, – сказала Лиля, – она в этом году пошла в первый класс.
– А это – Кирилл, ему семь лет, и он тоже ходит в первый класс, – представил своего друга Флорик.
– Очень приятно! – в один голос сказали Кирилл и Розочка и разулыбались до ушей.

– Розочка, ты иди домой, а то простудишься, всё-таки январь, а ты в тонком платьице – сказал Флорик.
Розочка ещё раз улыбнулась Кириллу и вернулась вовнутрь, прикрыв за собой дверь.
– Рано ей ещё наши взрослые разговоры слушать! – сказал Флорик, – да и ты, Кирилл, тоже отойди подальше, нам с Лилей нужно кое что важное обсудить по секрету.
Кирюша немножко обиделся, но отошёл в сторонку. А Флорик с Лилей взялись за руки и долго о чём-то разговаривали. Кирюша не мог слышать о чём, но догадался, что говорят они о чём-то очень приятном и хорошем, потому что губы их улыбались, глаза светились, а щёки покраснели.
 
Гномики никак не могли наговориться, так что Кирюша начал замерзать, стоя на месте.
Он даже несколько раз чихнул.
– Ой-ой-ой, идите скорее домой, а то твой вездеход Кирилл скоро совсем простудится, – сказала Лиля, – до завтра, Флоричек!
– До завтра, Лилечка! – ответил Флорик ласково, – завтра я опять к тебе приеду на Кирилле, если он, конечно, не разболеется.

Он решительно повернулся к Кирюше и громко сказал:
– Ты, Кирилл, лучше присядь пониже, чтоб мне легче было забраться обратно в ранец. И очень прошу тебя: не бежать, как в прошлый раз, вприпрыжку, а то я выпаду из ранца. Тогда придётся тебе меня в сугробе искать.
Назад они пошли по своим же следам, точнее, по следам от Кирюшиных валенок. По дороге Флорик научил Кирюшу петь песню про ёлочку. И не только первый куплет, который знают все, а всю песню целиком, и про зайку, и про волка, и про лошадку мохноногую… Всю, до последнего куплета про радость.
 
Когда они добрались до своего сада, Кирюша снова присел, чтобы гномику было легче вылезти из ранца.
– Признайся, понравилась тебе моя подруга Лиля? Правда, красивая? – спросил Флорик, и его щеки стали ещё краснее.
– Правда, очень-очень красивая! – подтвердил Кирюша, – и Розочка тоже красивая!
– Что ж, раз ты разбираешься в красоте, я тебе открою наш с Лилей секрет. Только это большой-пребольшой, большущий секрет, и никому о нём до поры до времени говорить нельзя, – сказал Флорик.
– Ну-ка, наклонись, – скомандовал гномик, осмотревшись по сторонам, чтобы убедиться, что никто их не подслушивает.
Кирюша послушно склонился к Флорику и навострил ушки. Он очень любил всякие секреты.

– Лиля самая красивая девушка в нашем посёлке. Я даже считаю, что красивее её нет на всём белом свете, хотя я никогда никуда из нашего посёлка не выезжал. Но это же и так ясно! А ещё она – очень добрая, умная и талантливая, – сказал Флорик и перешёл на шёпот: – так вот, Лиля – моя невеста, следующей весной она закончит школу, а летом мы с ней поженимся. И тогда она переедет жить в мой домик.
 
Кирюше этот секрет очень понравился. Ведь, если Лиля переедет в домик на участке бабушки Оли, у Кирюши здесь будет больше друзей. А может быть даже Розочка будет к ним заходить, чтобы проведать сестрёнку. Вот будет весело!

– Я очень на тебя рассчитываю, у меня даже есть план, – сказал гномик уже громко, – весной ты с родителями приедешь к нам на майские праздники и, пока взрослые будут жарить свои шашлыки, ты будешь помогать мне сделать мой домик побольше, чтобы в нём с уютом разместилась вся наша с Лилей семья.
 
Этот план Кирюше тоже очень понравилось. Он даже заулыбался.
– Ну, а теперь беги скорее домой обедать, а сразу после обеда возвращайся с карандашами и альбомом для рисования. Петь я тебя уже научил, буду тебя учить рисовать.