Кризис нашего времени

Игорь Бабанов
П.А.Сорокин. Кризис нашего времени
…Для того чтобы разбудить американскую общественность, Сорокин делал то, что он умел делать лучше всего – писать о войне и разъяснять, что она несёт всему человечеству. В 1941 году выходит его работа «Кризис нашего времени», где начинающуюся войну он называет «самым кровавым кризисом самого кровавого столетия». Хотя, с научной точки зрения, эта работа являлась кратким изложением основных положений «Социальной и культурной динамики» с обоснованием и объяснением модели исторического развития общества, она была написана в ярко выраженном публицистическом стиле с постоянным привлечением внимания читателя к современным событиям либо в прямых, либо в косвенных параллелях с другими войнами и мировыми кризисами. Сорокин опирался на беспрецедентный в историческом и социологическом анализе войн статистический ряд (967 наиболее крупных войн, начиная с 500 года до нашей эры), и его выводы звучали набатом для американского общества, слабо верящего в угрозу европейской войны для Америки. Для рациональных американцев беспристрастные статистические подсчёты являлись убедительнее всяких слов. Поэтому Сорокин, зная об особенностях общественного мнения среднего класса США, переходит на язык цифр, высчитывая «коэффициент потерь всего населения». Он пишет: «Для Европы показатели движения войн при аналогичном измерении, а именно при подсчёте жертв на миллион соответствующего населения, следующие: в XII веке после Р. Х. – от 2 до 2,9; в XIII – от 3 до 5; в XIV – от 6 до 9; в XV – от 8 до 11; в XVI – от 14 до 16; в XVII – 45; в XVIII – 40; в XIX – 17. Когда мы подходим к XX веку, то только для первой четверти столетия показатель равен 52». Даже без упоминания гитлеровской Германии для читателя было ясно, о каком обществе идёт речь, когда Сорокин давал характеристику общества, где физическая власть заменяет справедливость: «В обществе или ряде обществ, состоящих из таких индивидов, неизбежным следствием будет умножение конфликтов, жестокая борьба, в которую оказываются вовлечены как локальные группы и классы, так и нации, и взрыв кровавых революций и ещё более кровавых войн».
Эта книга Сорокина была переведена на многие языки. Тогда же Сорокин призывал прервать губительную цепь событий, на основании которых он делал неутешительный вывод о неизбежности надвигающейся катастрофы: «Мы также видим, что мы живём в век, уникальный в своём неограниченном применении грубой силы в международных отношениях. Также мы наблюдаем трагическую недальнозоркость нашего стареющего общества. Уже на грани пропасти, до 1914 года, существовала твёрдая уверенность в том, что война является в буквальном смысле устаревшим способом решения проблем. И более того: даже после катаклизма 1914– 1918 годов оно продолжало верить в "устарелость" войны и в возможность вечного мира, который установит и будет поддерживать Лига Наций. Оно не осознавало, что скатывалось к ещё одному бедствию. Оно было так слепо и глупо, что всё тешило себя пустым понятием неопровержимой и непрерывной тенденции изъятия войны из хода человеческой истории». Если же масштабность и глубина «Социальной и культурной динамики» медленно открывалась для научного сообщества, то яркость, убедительность и своевременность «Кризиса нашего времени» содействовали тому, что книга немедленно была отнесена к числу наиболее читаемых. Рецензии и отклики на эту книгу появились практически во всех крупных газетах и журналах. Сорокин ежедневно получал десятки писем от самых разных людей.«Кризис нашего времени» привлёк к Сорокину внимание не только американцев. Его книга практически сразу после выхода в США стала переводиться на многие языки мира, включая испанский, немецкий, норвежский, японский, китайский и другие. Несмотря на заверения германских политиков и публично, и во время сепаратных встреч с правительственными кругами «великих держав» о поддержании «статус-кво», Сорокин, даже не располагая всей информацией о дипломатических изощрениях предвоенного времени, был убеждён в лицемерности заявлений политиков и иллюзорности мира. Сейчас, спустя многие десятилетия, поражает точность сорокинского определения международной ситуации 1939 года: «Если бы даже завтра было подписано соглашение о прекращении военных действий, это представляло бы главным образом "антракт", за которым последовал бы ещё более ужасный и катастрофический Армагеддон». Развитие событий показало правоту Сорокина, после чего его выступления и работы заняли центральное место в американских средствах массовой информации. «Армагеддон» скоро начался, войдя в историю невиданной доселе разрушительной силой против человечества.
…«Кризис нашего времени» обозначил определённый поворот в творчестве Сорокина – теперь он стремился не просто вскрыть причины того или иного явления, но и дать рекомендации по устранению их негативных последствий. Всё больший акцент в его работах делается на ценностных ориентациях и на моральном «здоровье» общества. В этой работе акцент по-прежнему делался на системности кризиса, лежащей гораздо глубже, чем отношения между политиками или реваншизм и агрессивность отдельных государств. Основная причина кризиса, по мнению Сорокина, это противоречие внутри общества, основанного на чувственной культуре, не приемлющего иных форм. «Основной вопрос нашего времени – не противостояние демократии и тоталитаризма, свободы и деспотизма, капитализма и коммунизма, пацифизма и милитаризма, интернационализма и национализма...Ещё менее значительны такие вопросы, как Гитлер против Черчилля или Англия против Германии, Япония против Соединённых Штатов, и им подобные. Мы слышали такие лозунги и ранее, во время войны 1914–18 годов. И тогда многочисленные голоса провозглашали источниками зла отдельные личности, такие, как император Вильгельм Гогенцоллерн, и отдельные страны, такие, как Германия; рассматривали их поражение как главный вопрос войны и радикальное средство избавления от зла. Кайзера низвергли, Германии нанесли поражение, но это не предотвратило, не ослабило последующего кризиса, не предупредило настоящую катастрофу. Ни Гитлер, ни Сталин, ни Муссолини не создали сегодняшний кризис, а, наоборот, существующий кризис создал их такими, как они есть, – его инструментами и марионетками. Если даже не будет их, то это не остановит кризис и не ослабит его. Пока существует кризис, он будет производить новых гитлеров, сталиных, черчиллей и рузвельтов».
От войны к миру: у истоков теории созидательного альтруизма Питирима Сорокина / П.П.;Кротов, А.Ю.;Долгов; Центр «Наследие» им. Питирима Сорокина. – Сыктывкар; Вологда: Древности Севера, 2011
https://www.pitirim.org/files/from-war-to-peace.pdf
В книге «Кризис нашего времени» (1941) П. Сорокин показал, что причину Второй мировой войны нужно искать не в особенностях тоталитарных лидеров, но в дезорганизации и ценностной дезориентации как международных, так и внутренних отношений государств после войны предыдущей.
...В 1941г. выходит книга П. Сорокина «Кризис нашего времени», появление которой сам автор объяснил тем, что «наступил конец удаче, исчезли счастье и благополучие миллионов» [Сорокин 1992b, с. 428], а также попыткой донести до широкого круга читателей идеи, высказанные им ранее в «Социальной и культурной динамике». Если следовать новой методологии, предпосылку Второй мировой войны нужно искать в дезорганизации как международных, так и внутренних отношений государств после войны предыдущей. С одной стороны, это нарушение норм международного права: Годы от 1914г. до наших дней представляли собой непрерывный ряд нарушений обязательств, торжественно принятых правительствами. Едва ли можно назвать хотя бы один международный договор, заключенный после 1914г., который не был нарушен или сознательно превращен в клочок бумаги одной или всеми подписавшими его сторонами…В результате мы оказались очевидцами войн, внезапно начатых без предварительного их объявления, вторжений и масштабных разрушений без малейшего повода со стороны ее жертв [Сорокин 2018, с.39].
С другой стороны, внутренний конфликт социальных и культурных ценностей, порождающий небывалую по интенсивности и разнообразию форм борьбу, проявляющуюся «в росте преступности и жесткости наказаний и особенно во вспышке бунтов, восстаний и революций» [Сорокин 2018, с.142]. Эмоциональному порыву многих исследователей, обвинявших в развязывании Второй мировой войны лидеров тоталитарных государств, ученый противопоставил логику понимания социальных процессов. Тоталитаризм – производная форма смены ценностей, стремление преодолеть наметившийся разрыв старого и нового. Поэтому при всем сходстве формы ценностное содержание сталинского и гитлеровского режимов было различным. Конфликт ценностей при сохраняющейся милитаризации общества привел человечество к такому социальному бедствию, как война.
Вывод Сорокина был однозначен: трагедия новой войны не возникла «по причуде или по указке “безнравственных людей”, будь то ленины, сталины, муссолини или гитлеры» [Сорокин 2018, с.146]. Напротив, все подобные вожди являются «продуктом и инструментом» политической и социально-культурной дезинтеграции общества...
Марина Б. Буланова. Работы П. Сорокина периода Второй мировой войны: опыт современного прочтения в России и США. 2021
П.А.Сорокин. Кризис нашего времени. Диагноз кризиса
Три диагноза
Несколько лет тому назад в ряде своих работ, в частности в книге «Социальная и культурная динамика», я совершенно четко на основе обширных доказательств констатировал, что «все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества переживают серьезный кризис...Больны плоть и дух западного общества, и едва ли на его теле найдется хотя бы одно здоровое место или нормально функционирующая нервная ткань...Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами начинает опускаться на нас. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение – людей будущего» .
В противовес господствующему в то время мнению я указывал в тех же работах, что войны и революции не исчезают, а, напротив, достигнут в XX в. беспрецедентного уровня, станут неизбежными и более грозными, чем когда бы то ни было ранее; что демократии приходят в упадок, уступая место деспотизму во всех его проявлениях; что творческие силы западной культуры увядают и отмирают и т.д.
Эти утверждения были сделаны в то время, когда не было ни войны, ни революции, ни даже экономической депрессии 1929г. Горизонт социально-культурной жизни казался ясным и безоблачным. На поверхности все представлялось прекрасным и обнадеживающим. По этой причине господствующее настроение крупнейших мыслителей, так же как и настроения народных масс, было оптимистичным. Они верили в «большее и лучшее процветание», в прекращение войн и кровопролитий, в добрую волю и международное сотрудничество, осуществляемое Лигой Наций, в экономическое, духовное и моральное оздоровление человечества, в «рационализируемый» прогресс. В такой духовной атмосфере мои утверждения и зловещие предсказания, естественно, воспринимались как глас вопиющего в пустыне. Они или подвергались критике, или презрительно игнорировались. Целый легион «компетентных» ученых и критиков просто называли меня «Кассандрой» и другими epitheta opprobria (Бранные эпитеты -лат.).
Прошло около десяти лет, и то, что казалось невозможным, теперь стало фактом, а факты, как известно, – вещь упрямая. «Слащавые» теории моих якобы компетентных критиков безжалостно отвергнуты историей. Оптимизм, господствовавший до того, испарился. Без сомнения, наступил жесточайший кризис. Мы оказались в эпицентре громадного пожара, сжигающего все до основания. Всего за несколько недель он уносит миллионы человеческих жизней, за несколько часов он уничтожает города с их многовековой историей, за несколько дней стирает с лица земли целые королевства. Красная человеческая кровь широким бескрайним потоком течет по земле. Нищета, растущая день ото дня, простирает свою зловещую тень, охватывая все новые территории. И вот уже наступил конец удаче, исчезли счастье и благополучие миллионов. На земле исчезли мир, безопасность и уверенность. Во многих странах люди забыли, что такое процветание и благополучие, свобода превратилась просто в некий миф. Солнце западной культуры закатилось. Громадный вихрь накрыл собой все человечество…
Печатается по: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова; пер. с англ. С.А.Сидоренко, А.Ю.Согомонова. М.: Политиздат, 1992. с. 427–435.
Впервые: Sorokin P.A. Crisis of Our Age. New York: Dutton, 1941
П.А. Сорокин. Кризис нашего времени. Россия и Соединенные Штаты / Сост., под. текста, вст. ст. и коммент. В.В. Сапова. Сыктывкар: ООО «Анбур», 2018. 640с.
https://www.klex.ru/raq