Поговорим о педагогике?

Ваша Лена
Вчера прочитала рассказ, где красочно описывалась нестандартная ситуация. Малышка шести лет, увидев в магазине торт, начала настойчиво просить у мамы его купить. Мама отговаривала - он большой, ты не съешь, куда я его потом дену? "Хочу, хочу! Съем, съем!" - настаивала дочка. Сценка привлекла внимание других покупателей и мать, дабы не выглядеть равнодушной и жадной, купила злополучный торт.

Как и ожидалось, шестилетний человечек, откусив кусочек, есть не стала и разъяренная мамаша не придумала ничего лучшего, как тыкать малышку в этот торт мордочкой, как нашкодившего котенка. При этом она орала на нее, измазала кремом все личико, волосы, разлохмаченный вдребезги торт повис ошметками на плачущем ребенке. Мать, отведя душу, успокоилась, вымыла дочке голову, а та извинилась и стала "шелковой". А какой еще может быть шестилетняя девочка после такого грубого наказания?

Автор, рассказав эту поучительную историю, стала спрашивать мнения читателей. Мое мнение - однозначное осуждение мамы - автор проигнорировала, впрочем - ее право. Я с интересом знакомилась с потоком рецензий и чем больше читала, тем больше удивлялась. Откровенное большинство читателей одобрило строгость свирепой мамаши.

"Правильно она поступила! Мой трехлетний сын как-то заругался матом, я так его отлупила - навсегда запомнил!" - хвасталась одна мамочка. "Правильный метод! Меня вот батя частенько порол ремнем - и ничего, я вырос и, вроде, удачный получился..." - довольно рассказывал другой читатель. "Молодец мама! Так ей, дочке, и надо, совсем от рук отбились!" - вот основной лейтмотив реакции большинства читателей. И лишь мизерная часть рецензентов высказалась прямо противоположно, осудив такой варварский метод воспитания.

Оказывается, автор рассказа - педагог и от ее рассуждений у меня, говоря неизящным слогом прошлых лет - глаза на лоб полезли. "Дети не могут мыслить правильными категориями, - объясняла автор - Поэтому их нужно воспитывать в строгости, ведь основная масса детей - озорники и шалуны...Матери виднее, как поступить со своим собственным ребенком...Жаль, что педагогика не приемлет физического наказания...Ремешок нужен, а не муси-пуси..."

И я подумала - какое счастье, что у меня были такие родители, которые совсем не применяли ремешок.

Мама много говорила со мной, читала, рассказывала, а я впитывала, как губка все, что слышала. Самое страшное наказание было в том, что если я слишком доставала маму - она на какое-то время переставала со мной разговаривать. Но это случалось редко - пара-тройка раз за все детство. Однажды я, заигравшись с подружкой в соседнем доме, забыла про время, и родители меня потеряли. Полдня я находилась в чужой квартире, не спохватившись, что мама ищет меня - по всему двору, по всем знакомым, бегает, расспрашивает, уже входя в панику. Потом я вышла во двор, увидела маму - бледную, с растрепанными волосами, кое-как заколотыми шпильками на затылке. Увидев меня, она заплакала, прижала к себе, и мы пошли домой. Мама так рассердилась, что не разговаривала со мной часа два, а я мучилась угрызениями совести, но молчала, почему-то стесняясь извиниться. И все же потом нашла в себе силы подойти, признать свою вину и пообещать, что больше никогда так делать не буду. Это был не вынужденный ход - это был естественный поступок человека, осознавшего, что причинил боль своей маме. Сколько мне тогда было лет? Не больше семи, я училась в первом классе. И запомнила это на всю жизнь. Телефонов в квартирах тогда почти ни у кого не было, поэтому появилась обязанность у каждого члена семьи: уходишь куда - оставь записку. Обязательно.

Перед сном мама приходила в нашу с сестрой спальню, целовала на ночь, подтыкала одеяло и закрывала за собой дверь. Я засыпала, видя полоску света из комнаты родителей и слыша их негромкие голоса, приглушенный смех. Эта полоска света и голоса родителей, которые каждый вечер что-то оживленно обсуждали - устойчивое воспоминание детства. Тепла, любви, защиты, незыблемости мира. Уверенности в завтрашнем дне. И в том, что тебя крепко любят и никогда не дадут в обиду самые близкие и родные люди - мама и папа. Они сильные и умные. За ними ты как за каменной стеной.

Представить, чтобы меня тыкали носом в торт с криком: "Ешь! Ты же заставила купить!" или били ремешком...этого даже в кошмарном сне трудно представить.

Когда родился мой сын ( а мы с мужем работали день-деньской), мама вложила в него очень много. Благодаря ей он знает разговорный русский язык. Он знает русские сказки, русские книжки, русские фильмы. Мама читала ему, комментировала то, что было непонятно, рассказывала о себе, обо мне, маленькой,  я иногда поражаюсь - как много он помнит до сих пор из того, что рассказывала ему бабушка.

Однажды муж шлепнул расшалившегося сына - и мама это увидела. Она изменилась в лице. Ох, и скандал ждал нас, когда сын уснул! Мама категорически не допускала этого самого "физического воздействия".

Возвращаюсь к рассказу-вдохновителю. Да, маленький ребенок может быть капризным, вредным, несносным. Требовать невозможное, вести себя скверно, вывести из терпения. Проще всего - физическое воздействие. Самая отвратительная мера воспитания. Он мал и беззащитен. Он не ответит тем же. Но он - запомнит. И, как знать, не сломает ли это физическое воздействие - неокрепшую детскую психику, не породит ли комплексы, которые потом, через много лет, взорвутся бомбой и поранят других людей, оказавшихся рядом? Какой ценой этот ребенок станет "шелковым"?

Я не педагог, как автор рассказа-вдохновителя. Но я убежденный противник рукоприкладства в семье. Маленькому ребенку, своему ребенку - все можно объяснить. Убедить. Не потакать во всем, нет. Не портить вседозволенностью. Но - не бить. Никогда. Ни в коем случае.