Откровения парнокопытных

Темергалий Казиев
               
             



         

     Паслись однажды на просторном зелёном лугу осёл с бараном. День вокруг стоял знойный, с неба нещадно палило солнце и через время, не выдержав жары, осёл направился к росшему посреди луга тополю. Дошёл до дерева и сел под ним отдыхать.
     Вскоре к тополю подошёл баран. Подошёл, окинул отдыхающего осла суровым взглядом и сказал:
     — Ну-ка подвинься, осёл, дай и мне присесть. А то разлёгся в самой середине, забрал всю тень себе!
     — Не подвинусь! – ответил осёл.
     — Подвинься!
     — Не подвинусь!
     — Подвинься!
     — Не подвинусь!
     — Если не подвинешься – забодаю! – рассвирепел баран и, пригнув к земле рога, стал понемногу отступать назад.
     — Ладно, ладно, подвинусь, – не дожидаясь, пока противник начнёт действовать, согласился осёл и спешно перебрался в другое место.
     Увидев, что победа за ним, баран с торжествующим видом прошествовал на отвоёванный клочок земли и воскликнул:
     — Что, испугался меня? А ещё говорят, что нет никого упрямей вашей ослиной породы!
    — Конечно! Мы и только мы, ослы – самые упрямые животные на Земле! Если, допустим, я чего-то не хочу – никто не заставит меня это сделать! Даже человек!
    — Человек не может заставить, а я смог! Я принудил тебя оставить насиженное место. Ты испугался моих рогов!
     — Ничего я не испугался, баран. А ушёл оттуда только потому, что вконец замучили колючки – пока сидел, исколол об них все бока! Хорошо, что ты появился, подсказал, что пора уже поменять лёжку.
     — Ай какой хитрый! На ходу придумал, как ответить? – с улыбкой заметил баран и, опустив голову, заходил кругами на месте. – Уж не знаю, поверить ли тебе, но тут, похоже, и впрямь много всякой колючей травы… Не буду-ка я дураком, подыщу себе другое подходящее местечко…
     — Не надо искать, садись со мной рядом, – с готовностью предложил осёл. – Нам с тобой делить нечего. Посидим вместе, поговорим.
     Постоял баран, посмотрел по сторонам и, окончательно решив, сел возле осла.
     Пристроились они поудобнее и завели разговор.
     — Послушай, друг, мне давно хочется спросить, почему это некоторые животные считают тебя тупым? – начал с вопроса осёл. – Не верится, что ты такой…
     — Тупым?.. – в мгновение напрягся, насупился баран. – Никогда ещё не слышал о себе такого, но раз уж где-то говорят, отвечу. Тупым меня могут считать только те, у кого в головах вместо мозгов болотный мох! Презренные глупцы и завистники, они только и знают, что сочинять обо мне всякие там небылицы! Ну-у разве можно, разве можно им верить?! Разве я, правда, похож на тупицу?
     — Нет-нет, конечно! Ты совсем не тупой. Ты умный!
     — Вот это ты правильно сказал: в действительности я такой и есть – очень-очень умный баран. И вместе с тем очень смелый и решительный. Если, например, увижу, что кто-то чужой обижает моих овечек – сразу без раздумий бросаюсь в схватку с врагом! И при этом мне не важно, кто передо мной, человек или слон. Любого забодаю!
     — Любого-любого?
     — А ты что, не веришь? Да если я захочу – встану со своим стадом посреди дороги и… никто-никто не посмеет ко мне приблизиться! Все, даже огромные гудящие машины двуногих, остановятся, а потом осторожно объедут стороной. Представляешь? Вот такой уж я смелый…
     — Верю тебе, верю.
     — Очень хорошо, что поверил… Никакой я на самом деле не тупой, а наоборот – умный и смелый. Прозвище Смелый мне, кажется, больше всего подходит. Смелый баран – это звучит гордо!
     — Да-да! Ты и есть Смелый, разве может кто-то сомневаться в этом? Буду называть тебя так всегда. Но взамен тоже хочу кое о чём попросить.
    — О чём же?
     — О том же, о чём просишь ты. Желаю изменить о себе мнение: хочу, чтобы ты называл меня не упрямым, а упорным животным. Ведь я по праву заслуживаю почётного звания Упорный!
     — Согласен! Будешь для меня Упорным.
     — А ты, дружище, всегда был и будешь Смелым!
     Поднялись осёл с бараном с мест, тепло обнялись. Потом, увидев, что солнце скрылось за облака, снова засобирались на пастбище.
    — Я, пожалуй, пойду на соседний луг к своим овечкам, а то оставил их там, даже не предупредив об уходе. Ждут теперь, наверно, моего возвращения, волнуются, – с тревогой в голосе произнёс баран.
     — Ступай, раз надо, – ответил осёл. – и передай всем, кого встретишь на пути, чтобы с сегодняшнего дня меня, осла, называли не упрямым, а упорным животным!
     — А ты передай всем, что я, начиная с этого дня, зовусь не тупым, а смелым животным! Да будет так! – отозвался баран.
     И они расстались.

     Один за другим минуло три дня, а на четвёртый осёл с бараном снова встретились. Встретились на этот раз не на лугу, а в центре села у покосившегося старого колодца.
     — Здорово, приятель! Как дела? – первым весело поприветствовал почёсывающегося о колодезную стенку осла баран. – Я так рад снова тебя увидеть!
     — И я тебя! – моментально оторвавшись от занятия, откликнулся осёл. – Как будто бы знал, явился! Ты можешь мне не поверить, но весь сегодняшний день я только и думал о том, как бы с тобой свидеться. И-и-и заодно кое о чём расспросить…
     — Расспросить? Какое совпадение! Ведь и у меня к тебе тоже имеются вопросы, – удивлённо вскинулся баран. – Но раз уж ты заговорил об этом первым, то первым и спрашивай! На всё-на всё отвечу!
     — Отлично, круторогий, благодарю за уступку! Из вопросов, что вертятся в голове, сразу задам главный: известил ли ты, как договаривались, о моём новом прозвании животных?
     — Кого успел, известил, конечно.
     — Замечательно! И как же они приняли эту новость?
     — По-разному…
     — Что значит, «по-разному»? Подробнее можешь рассказать?
     — Могу.
     — Так расскажи, расскажи же, как всё было! Уж больно интересно послушать…
     — Хорошо, слушай. Начал я со своих овец: собрал их вечером возле речки и во всеуслышание объявил, что с этого дня тебя, осла, следует называть не упрямым, а упорным животным. Закончил говорить и стал ждать ответа. А овцы мои между собой пошептались, головами вверх-вниз помахали и сказали: «Упорным или упрямым, нам всё равно, как называть… были б желудки полны, а остальное мало волнует». Так вот и ответили.
     — Спасибо и на этом. Узнали твои овцы о моём новом прозвании, а следом понемногу узнают и другие… Узнают и станут ко мне, ослу, совсем по-иному, с уважением относиться… Ведь я заслуживаю этого. А кому ещё ты рассказывал?
     — Кому ещё рассказывал? Многим. Многим и знакомым, и незнакомым животным. Но к моему удивлению не все приняли известие так, как следовало бы. К примеру, корове стал рассказывать, а она так внимательно выслушала, рогами в стороны покачала, а потом, вдруг, ни с того ни с сего, на землю повалилась и захохотала!.. Лежит, хохочет, будто сумасшедшая, трясёт копытами по воздуху... Сильно напугала, еле дождался, пока успокоится! После поднялась с земли и объясняет, что рассмешил я её до смерти, что никогда не сможет поверить в то, что ты, осёл, способен измениться…
     — Хватит! Хватит! Ничего больше не говори! – едва баран замолк, закатился криком осёл. – То, что она тебе промычала – это всё бред невыспавшегося попугая! Понял?! Уж знал бы, с кем имеешь дело… С глупой, не имеющей в голове ни капли ума коровой!
     — А что, она и правда, глупая?
     — Конечно! Покажи ей на дерево и скажи, что это трава – без промедления начнёт его грызть! И будет грызть до тех пор, пока не дойдёт до самой середины ствола – только тогда поймёт, что перед ней не трава! А известно ли тебе о том, что почти всё своё молоко коровы отдают людям – отдают, вместо того, чтобы досыта поить им собственное потомство! Это страшно даже представить – они оставляют голодными бедных маленьких теляток!.. Скажи, ну-у скажи, как после всего этого их можно назвать?! Одно лишь подходит – глу-у-упые… Глупые и бессердечные.
     — Несомненно, несомненно такие они и есть…
     Обиженно отвернув голову, осёл молча уставился вдаль. Затем, снова повернувшись к барану, неожиданно спросил:
     — Ты пробовал когда-нибудь ослиное молоко?
     — Какое-какое молоко? Я не совсем пойму, о чём ты говоришь…
     — Нет, ты не увиливай, а отвечай прямо! Ты пробовал когда-нибудь ослиное молоко?
     — Не-е-ет…
     — И никогда не попробуешь! Потому что мы, ослы, в отличие от коров – животные гордые, с характером, ни за что не допустим, чтобы кто-то чужой испил нашего чудодейственного молока! Никому, кроме ослят! Таково правило, которому мы твёрдо следуем.
     Досказав, осёл задрал кверху голову и надолго замолчал.

     В седьмой раз оббежав осла, баран в восьмой раз задал один и тот же вопрос:
     — Ты долго так будешь стоять?
     Не услышав ответа, он продолжил угрожающим тоном:
     — Совсем не хочешь со мной разговаривать? Тогда оставайся, упрямец, здесь, а я ухожу!
     — Постой! Постой-постой, не уходи. Я не упрямый, – резко развернувшись к барану, подал голос осёл. – Нам ещё есть о чём поговорить.
     — Проснулся, наконец?! Как только упрямым назвал – вмиг заговорил! – обиженно      хмуря лоб, передразнил баран. – Сразу вспомнил, что разговор не окончен.
     — А разве мы его закончили? Ты же, кажется, хотел о чём-то спросить…
     — Всё верно. С того момента, как увидел тебя, я просто горю желанием узнать, исполнил ли ты свою часть уговора – рассказал животным обо мне?
     — Рассказал, можешь в этом не сомневаться. И друзьям-ослам, и знакомым лошадям, и амбарному быку. И всё… больше никому.
     — Почему?!
     — Потому что вовремя понял, что не стоит тратить время понапрасну! Сам представь: сколько я своим знакомцам не разъяснял, не доказывал, что ты, баран, на самом деле не тупой, а умный и смелый – они не поверили! Они, видите ли, считают себя такими же!.. И как, ответь, после этого другим о тебе рассказывать?
     — Они считают себя смелыми?! Да об этом даже смешно слышать. Стоит им лишь увидеть перед собой машину – разбегутся-разлетятся в стороны, как трусливые кролики! А вот мне, барану, никакие машины не страшны: если захочу – забодаю, переверну любую вверх колёсами! Со мной на дороге шутки плохи!
      Воинственно встряхнув рогами, баран яростно забил копытами по земле. Потом успокоился и, качая головой, проговорил:
     — О-о-ох, до чего же двуличные, до чего же двуличные животные… Нагло приписывают себе достоинства, которыми лишь я один обладаю! Как же обидно всё это слышать…
     — А мне не обидно? Мне не обидно было узнать, что какая-то там Бурёнка надо мной умным и порядочным ослом, смеётся?! Все, все вокруг настроены против нас, ведут себя как надменные зазнавшиеся индюки!
     — Точно! Точно ты заметил – все вокруг и есть индюки!
     — Живём посреди болота, где нет никого умнее и красивее, чем мы! Нет никого упорнее и смелее! – продолжил возбуждённо осёл. – Вот кто, скажи мне, из окружающих может сравниться с нами умом?
     — Не знаю. Может, люди?.. – озадаченно потупив морду, предположил баран.
     — Люди? Ты всерьёз считаешь, что эти двуногие умней, чем мы?.. Нет, ошибаешься, сильно ошибаешься, друг: я целых двенадцать лет прожил рядом с ними и за это время прекрасно изучил их… Они каждый день совершают множество глупостей, которые нам, животным, совершенно непонятны и смешны… К примеру двуногие сами себе готовят пищу, вместо того чтобы преспокойно питаться растущей прямо под их ногами травой! Представляешь, они никак не могут догадаться до такой пустячной, понятной и желторотому цыплёнку вещи – просто наклониться к земле и начать щипать сочную зелёную траву!..
     — Действительно, странно. Не услышь тебя, никогда бы не подумал о людях такое…
     — Э-э-э… Да я ещё много чего про них знаю, даром что ли целыми днями из-за калитки наблюдаю? Взять хотя бы то, как двуногие кушают… Это такое уморительное, такое забавное зрелище!.. Давай уж расскажу, повеселимся, похохочем вместе! – широко улыбаясь, осёл весело подмигнул глазом. – Начинают они с того, что садятся за длинный стоящий перед окнами дома стол. После этого расставляют на столе необходимые им для обеда предметы: сначала то, что называется у них чугуном – нечто большое, круглое, наполненное едой, следом чашки – тоже, как чугун, круглые, но поменьше, и ложки – такие чудные деревянные палочки. Потом перекладывают еду из чугуна в чашки и всё – кушают, кушают… А кушают люди совсем не так, как привыкли делать это мы, животные. Они берут в руки ложки и начинают быстро-быстро вычерпывать ими то, что находится в чашах. Зачерпнул – и в рот, зачерпнул – и в рот, зачерпнул – и в рот. Долго так сидят, едят…
     — Не понимаю, что в твоём рассказе смешного? – недоумённо поведя плечами, спросил баран.
     — А ты не понял? Тогда объясняю: смешное в том, что люди ведут себя как последние глупцы… Ну-у зачем им, скажи, есть пищу ложками, когда можно просто залезть мордой в чашку и быстренько-быстренько всё выхлебать! И ложки были б ни к чему, и сидеть за столом долго не пришлось бы!.. Теперь-то ты понял, в чём юмор?
     — Понял! Всё-всё понял, друг! – с готовностью закивал головой баран. – С виду вроде бы умные, а на самом деле они такие несмышлёные, такие неразумные… Ну уж если люди настолько тупы, то насколько же я, баран, в действительности, умный!.. Раньше ещё как-то сомневался в своём уме, а теперь уже – нисколько!
     — Не ты один, мы оба умные! – вплотную морда-к морде сблизившись с бараном, воскликнул осёл. – Не будь меня, ты никогда бы не узнал так много нового о людях и о себе!
     — Да-да, полностью согласен с тобой! Лишь мы вдвоём здесь самые-самые умные! Умнее двуногих, умнее удава, умней лесной совы и всех-всех местных обитателей. – ответил баран и, бегло оглядевшись по сторонам, рванул с места.
     Чуть понаблюдав за выделывающим вокруг колодца круги бараном, осёл не выдержал и тоже пустился в бег. С криками «Мы умные! Мы умные!», они затеяли перед колодцем невообразимую беспорядочную гонку.
     Первым прекратил бег осёл. Встав невдалеке от колодца он, глядя на село, произнёс:
     — Не перестаю удивляться нелепой привычке людей – ходят на двух ногах, как птички. Нет бы на четырёх, как мы, ведь так же и удобнее и быстрее.
     — Верно, говоришь, – кивая головой, подтвердил подошедший сзади баран.
     — Глядя на чудачества двуногих временами так и тянет, так и тянет как-нибудь подразнить их, заставить позлиться…
     — А ты что, умеешь дразнить?
     — Умею, конечно, подразниваю иногда своего хозяина: встану с полной телегой сена посреди дороги и – ни с места! Потом чуть-чуть сдвинусь и опять встану… Хозяин за спиной вовсю ругается, злится, а мне наоборот – весело!..
     — Здорово, просто здорово! Уж я бы точно не додумался бы до такого, – восхитился баран. – Позлить человека – ведь это очень опасное, очень рискованное дело. Потому что двуногий может взять в руки кнут…
     — Бывает, доходит и до этого. Когда заигрываюсь слишком или хозяин не в настроении, – со вздохом проронил осёл.
     Грустно опустив голову, он молча прошёлся взад-вперёд, а затем обратился к барану:
     — Не пойму, что это я всё о себе рассказываю да рассказываю, не пора ли уже дать слово тебе? Ведь ты же, кажется, говорил, что можешь рогами переворачивать машины…
     — Да, могу.
     — Хорошо, тогда покажи свои умения - переверни какую-нибудь прямо на моих глазах.
     — Но ведь вокруг не видно машин! Одни только люди...
     — Одни только люди? - не поверив, забегал глазами по сторонам осёл. - И правда что-то не видно четырёхколёсых. Разъехались, наверно...
     — Так и есть – разъехались! А это значит, что мне ничего не придётся тебе показывать. Остаётся лишь поверить словам.
     — Пока не увижу – не поверю! – притопнув копытом, хитро сощурился в полуулыбке осёл. – Я ведь ещё не забыл, как ты хвастал тем, что можешь забодать любого, кто встанет на твоём пути. В том числе и человека…
     — И человека могу забодать, если надо.
     — Ну и отлично, это как раз то, что я хотел от тебя услышать. Хоть машин не видно, зато люди-то ходят. Ходят туда-сюда… – Оторвав от барана взгляд, осёл стал быстро осматриваться вокруг. – Там, вижу, по дороге один идёт, а вон недалеко за деревом двое стоят… А прямо перед нами ещё два человечка бегают… И они мне кажется, знакомы, живут где-то тут поблизости… Вот их-то ты и забодаешь… Что, сумеешь?
     — Этих? – впившись глазами в указанную сторону, уточнил баран. – Этих я запросто забодаю... – Маленькие человечки – не большие, отпора дать не смогут. Готов хоть сейчас начать!
     — Так что же медлить? Начинай! Начинай, пока они ни о чём не догадываются. Подберись поближе и бодай, бодай! Покажи, какой ты смелый!
     — Да, я смел и в этом не может быть никаких сомнений! – гордо вскинув голову, отозвался баран. И пригнув к земле рога он молча устремился вперёд к противоположной стороне улицы – туда, где весело переговариваясь играли с мячом двое мальчишек.
     — Первым бодай того, что в красной рубашке! Потом голопузого! Потом голопузого! - взволнованно подпрыгивая, напутствовал барана осёл.
     К моменту сближения лица мальчишек были обращены к тянувшемуся перед ними длинному забору. Послушный указаниям осла первой своей мишенью баран выбрал человечка в красной рубашке. Внезапно поддетый рогами тот резко подлетел вверх и после кувыркаясь покатился по земле. В конце, ударившись головой об забор, двуногий распластался без движения на месте. Остановившись перед поверженной жертвой, баран важно вскинул голову и разразился трёхкратным победным блеянием.
     — Бодай голопузого! Голопузого бодай! – Привели его в чувство, заставив вспомнить о втором человеке, долетевшие откуда-то из близи крики осла.
     Быстро сориентировавшись, баран глянул направо и увидел того, кого осёл прозвал голопузым. Он стоял у края забора и что-то громко кричал. Недолго думая, баран метнулся к крикуну. Но не успел совсем немного – голопузый ухитрился заскочить в находившуюся перед ним калитку, и последовавший следом удар рогов пришёлся по жёсткой деревянной тверди.
     — Смотри! Смотри! Этот, что в красной рубашке, поднялся! Бодай, бодай скорее его, пока не убежал! – снова разнёсся сзади ослиный голос. Спешно развернувшись, баран увидел стоящего на дороге осла: тот возбуждённо подёргивая ушами, указывал на место предыдущего столкновения с человеком. Глянув туда, баран с удивлением обнаружил, что никого у забора нет… А тот, кто недавно там был – побитый им мальчишка – теперь удирает от него по дороге… В секунду решив, баран бросился вслед за беглецом.
Но догнать человека, успевшего к тому времени порядком отдалиться, оказалось делом сложным. Мальчишка в красной рубашке тоже бежал очень быстро  – бежал и на ходу истошно взывал о помощи… А вскоре на его пути выросли люди – совсем не такие, как этот маленький беглец, а большие. Большие, да ещё и с палками в руках… Резко притормозив перед грозно надвигающимися навстречу двуногими, баран растерянно застыл на месте.
     — Убегай! Убегай быстрее, пока тебя не побили! – будто бы с неба, долетел вдруг до него знакомый голос. – Здоровье иногда бывает важнее подвигов!
     Оглянувшись, он увидел осла. И как только тот побежал, баран стремительно рванул вслед.
     Под устрашающие возгласы преследователей, они вихрем домчались до края улицы и, не снижая хода, один за другим нырнули в густые заросли циклахены. Добежавшие через время до того места люди, не обнаружив никого вокруг, помотали удивлённо головами и повернули обратно в село.
     Изрядно изодрав бока в дремучей травяной чащобе, осёл с бараном вскоре выбрались на открытую местность – к примыкавшему к селению большому лесному лугу. Едва покинув заросли, они возбуждённо заговорили, делясь испытанными недавно переживаниями:
     — Как же ловко мы сбежали от них! – начал баран, – в циклахену заскочили – и всё, не видно нас! Пусть теперь поищут ветра в поле...
     — Ты не сказал о том, что первым забежал в траву я! Мой высокий интеллект подсказал нам правильное решение, – поспешил добавить осёл.
     — Как будто лишь мгновения назад было - перед моими глазами снова и снова предстаёт тот незабываемый момент – когда точным и сильным ударом я заставил его покатиться по земле! Это было просто невероятно, просто неповторимо!..
     — Тут, круторогий, тоже не обошлось без моей подсказки: кто как не я навёл тебя на этого худосочного человечка в красной рубашке? И мне, если честно, было совсем не жалко его. Потому что отлично помню, как он однажды дразнил меня на
улице и ещё кидался камнями…
     — Единственное осталось сожаление – голопузого не успел забодать. Спрятался, хитрюга, за калиткой… Но я его всё равно, всё равно когда-нибудь найду... Найду и пройдусь, как по первому человечку рогами, будет лететь над землёй как мячик! –  порывисто водя головой, баран наступил копытом на гриб и горячо продолжил:
     — Ведь я же такой, я недаром зовусь Смелым, мне многое, очень многое под силу! Не один баран, не один козёл пали от моих мощных рогов! Двуногие со страхом разбегались в стороны при одном лишь моём появлении! Вот какой я!..
     — Да и я тоже, по правде сказать, несмотря на то, что выгляжу худеньким – не слабак. – Хоть многие считают нас, ослов, миролюбивыми животными, на самом деле мы не такие уж и мирные. Тоже любим иногда подраться… Если б захотел – легко побил бы тех людей. И не как ты, рогами, а кое-чем побольнее… Если не знаешь, то знай, что мы, ослы, лягаемся копытами не хуже лошадей! Так-то, друг...
     — Раз такой сильный, то почему же ты их не побил?
     — А ты почему не стал бодать? – ответил вопросом на вопрос осёл.
     — Почему не стал бодать?.. – привели в раздумье барана слова осла. – А зачем, если поразмыслить, их людей, бодать? Они о нас заботятся: кормят, поят, тёплым и безопасным кровом обеспечивают. Без них мы, пожалуй, не выживем, от голода и холода погибнем...
     — Согласен с тобой, брат, не надо трогать двуногих. Пусть живут, как живут, делают, что хотят. Уж нам, четвероногим, от них больше пользы, чем вреда… – одобрительно кивая, поддержал осёл.
     Прикоснувшись в знак проявленного единодушия головами, они устремили взоры на цветущий перед ними куст шиповника.
     — Какие красивые, просто изумительные розовые цветочки! А какой от них аромат!.. – приблизив морду к кустарнику, произнёс осёл. – Обожаю, обожаю шиповник!
     — Нашёл чем восхищаться! – насмешливо скривив губы, проронил баран. – Вот тюльпаны – совсем другое дело. Красные, жёлтые, белые… неописуемая красота!
     — Тюльпаны?.. Тюльпаны это, конечно, замечательно, но, как известно, они цветут только ранней весной. А вот летом нет ничего краше шиповника!
     — Почему же только шиповника? Ведь есть ещё немало других прекрасных цветов. Вот, например, неподалёку отсюда в овраге растут чудесные колокольчики. Они тоже очень-очень красивы и источают из себя неповторимый цветочный запах… Настолько необычный, что лишь раз понюхав, не забудешь его никогда!
     — Никогда-никогда? Ты меня заинтересовал, баран… Срочно хочу увидеть и понюхать колокольчики. Где это место? Веди туда прямо сейчас!
     — Прямо сейчас?!
     — Прямо сейчас!
     — Даже подумать не даёшь, осёл… Но я готов, я готов повести, куда просишь. Прогуляемся, пока не село солнце!
     — Прогуляемся, а остальные дела подождут!   
     Одновременно рванув с места, они быстро понеслись по дороге: игриво взбрыкивая копытами, резко поворачивая из стороны в сторону, оставляя позади себя густые-густые клубы пыли…
     Временами, внезапно прерывая гонку, баран останавливался и задыхающимся от бега голосом, восклицал:
    — Ты узнаешь, как пахнут колокольчики! Ты узнаешь, как пахнут колокольчики!
    И снова устремлялся вперёд...