Грешница

Римма Ромашич
«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».Евангелие от Иоанна 8 глава.

Самым распространённым  местом в этой притчи по сей день остаётся фраза Христа: «кто из вас без греха, первый брось на неё камень». Особенно любят этой фразой оправдывать прелюбодеев, то есть изменников и развратников. Мол, все люди могут поддасться искушению, а значит, и судить никто никого не может, сказано же «не суди». Но если все согрешили, и никто не может никого судить, то это значит, что суды надо распустить и всех преступников оправдать! Ведь, если все грешники, следовательно, и наказывать никого нельзя. Так? Именно так и получается, если обезуметь! Не удивительно, что превратный ум, всё понимает превратно. Но это не повод следовать за ложью и слепо оправдывать всех, кто грешит.

Каждый здравомыслящий человек понимает, что даже несмотря на далёкую от совершенства систему правосудия, без законодательства и без судов не может существовать ни одно общество. Потому что тогда начнёт процветать преступность, вседозволенность и анархия, что неминуемо грозит уничтожением всего общества. Отказ от справедливой, но строгой системы правосудия всегда приводит к разорению и разрушению всего общества. Такова реальность. И Христос, говоря о милосердии, вовсе не призывает закрывать суды и отпускать преступников под честное слово, но и не призывает судить всех бездоказательно.

Люди, которые привели к Христу женщину, взятую в прелюбодеянии, не привели также мужчину, с которым она согрешила, а закон Моисея, по которому собирались судить, предписывает побивать камнями до смерти обоих. Более того, не привели ни одного свидетеля, а их должно быть не меньше двух, и именно они по закону должны первыми бросить камень в изменников. (Левит20:10; Втор17:7)

В итоге, люди взявшие на себя миссию судей, сами нарушили закон Моисея, по которому предписано судить преступников. А предложение Христа бросить камень первыми, означает признать себя  свидетелем преступления, а свидетелей они не привели, и сами не были свидетелями. Поэтому и разошлись.

Иоанн пишет, что книжники и фарисей через осуждение грешницы искушали Христа, видимо, чтобы спровоцировать на действия, за которые Его можно было бы публично осудить. Но сплоховали. Возможно, это дело всё было сфабриковано, и женщина лишь согласилась играть роль грешницы за вознаграждение, а может её заставили, ведь не было ни свидетелей, ни второго участника греха. Само судилище выглядело нелепо и попытка на скорую руку обвинить Христа в нарушении закона с треском провалилась.
 
Но следует заметить, что искусить многих будущих последователей Христа, фарисеем всё-таки удалась. Ныне ни мало тех, кто до сих пор готов оправдывать преступников, только бы казаться таким же милосердным, как Христос, отпускающий грешницу. Воистину, заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт!  Не для того ли Бог и создал суды, чтобы судить преступников? Но судить надо по всем правилам законодательства, чтобы доказывать вину и устанавливать истину, а не для того, чтобы отпускать преступников. И цель любого общества, как и всякого человека в частности, это научиться жить соответственно законам, как моральным, так и общественным. А в случае возникновения противоречий, полагаться на совесть и здравый смысл.

Фарисеи и книжники, будучи обличаемы совестью,  две тысячи лет назад были честнее многих современных судей, у которых этой совести уже нет, не говоря уже о тех, кто готов лгать  на ближнего даже бескорыстно, ради собственного удовольствия. Если бы сейчас к Христу привели грешницу, то постарались бы всё оформить так, чтобы и свидетели, и преступники были, как положено, и казнь состоялась по всем правилам. К сожалению, использовать закон против правды легче, чем устанавливать правду по закону.

Всё упирается в совесть. Судя по тексту Евангелия, раньше в людях совести было больше. Деградация общества, причём, повсеместно, налицо. Но разве не об этом предупреждает Сам Христос? Именно об этом. Но несмотря на страшные нынешние времена, которые грядут ещё хуже, всегда были, есть и остаются те, кто не станет свидетельствовать ложно, но и не станет молчать, если окажется свидетелем страшного преступления.

Христос не запрещает обличать грехи, свидетельствовать в суде, карать преступников и воевать в войнах. Христос запрещает всё это делать с лукавством, то есть против чести и совести.

Спаситель отпускает грешницу не осуждая, прежде потому, что независимо от её прегрешений, суть была не в ней, а в желании фарисеев опорочить Христа, заставить Его осудить грешницу вопреки закону тогдашних властей, запрещающих казнить за прелюбодеяния. Но Христос не нарушил закон Моисея, именно потому, что согласился казнить грешницу, следуя закону Моисея. Расчёт был на совесть фарисеев, и она у них оказалась. Сейчас такой номер уже не пройдёт, сейчас могут оболгать так, что и комар носа не подточит, потому и не приходят сейчас пророки и уже не придут. А этой грешнице Спаситель на прощание говорит то, что говорит всегда и всем: «Иди и впредь не греши».