А. В. Щукин. Вчера вечером приехали сюда. 68г. 10

Галина Щукина
Попытка продолжить...

Нашла поддержку откуда не ожидала ( от Н.Ф. Федорова 1829-1903 гг), родоначальника русского космизма, автора "Философии общего дела", считавшим, что философия ( познание ради познания) несостоятельна без Дела...
Педагог-новатор в молодости Федоров преподавал в школе историю, географию и астрономию.
Был убежден, что первое историческое знание ученик должен начинать с истории своего рода, края, отечества, как части всемирной истории.
Причем, предлагал делать "акцент на самоорганизацию".
Считал, что в каждой школе должен быть музей, библиотека, хранилище документов, обсерватория, как поприще дальнейшей деятельности подрастающего поколения...
"Все должны быть познающими и все должно быть предметом знания".
К.Э.Циолковский, Л.Толстой, Ф.М.Достоевский и др. состояли с Н.Ф. Федоровым в переписке, общались с ним в Румянцевской библиотеке, где он потом работал.

 Николай Федоров с большим интересом относился к эпистолярному жанру.

Утверждал, что настоящая смерть человека - это полная утрата памяти о нем.

(И наша жизнь - есть факт эстетического творчества. Искусство же - попытка удержать образ ушедшего... и т.д.)

            ...

01.04.68г.

Здравствуй, это я.
По плану через  13 дней должны уехать (наконец-то!) в полки.
А эти дни будут зачёты.
Завтра даже сразу два. Но, это не все.
Сдав зачёты здесь, уже с 15 по 18-е будем сдавать те же зачеты на аэродроме и они-то будут допуском к полетам.
Прошли медкомиссию (я тоже) и это была последняя перед полетами (я не считаю медосмотров перед каждым полетом).
Сегодня была последняя политинформация, а через неделю последняя баня!
Вот видишь - последнее, последняя, последний...
((позже это слово старался избегать...)).
Настроение "чемоданное", но нам не дают забыть о том, "где" мы еще находимся.
Сегодня 1-е апреля. Но, у нас даже такие извечные, черт знает откуда пришедшие, обычаи (все же день дурака) постепенно стираются. И проходят почти незаметно...
Не предусмотрено уставом.
Бассейн бросил... Отрицательная реакция моего носа на чрезмерную влажность. А с ним (с носом) надо считаться. Бросил без особых переживаний. Года четыре назад это было бы не так просто...
Сейчас "Авиационная физиология". О себе ты ничего не пишешь. Почему?
Ты так нужна. Понимаешь?
И если иногда долго не приходят мои письма, ты не "моги" думать, что "мне не до тебя".

  5 апреля - мандатная комиссия.
Будут решать, кто поедет, кто нет.
Я в списке "неблагонадежных"...
Шансы где-то около нуля. Единственное моё приобретение - пока что не кретин.
Но, иногда проскальзывают высказывания, которые и стали основной причиной постановки вопросительного знака после слова "едет".
...Ежели окажусь "нецелесообразным" к дальнейшему обучению, не знаю, что буду делать...
Если захочешь поиронизировать над таким настроением - что ж, можешь. Но, только подумай сначала, стоит ли?
 ((Размышляю, что Саша хотел сказать? Как вариант..."Можешь уйти")).

Конечно, мог бы и не писать тебе об этом. Ну как, например,  делаешь это ты, ((возможно, с тем же подтекстом: "Можешь уйти"?)).
В чем дело не напишешь, а настроение до следующего письма испортишь, уж это точно.
... Только не прими, пожалуйста, это письмо за попытку поиграть у тебя на нервах... И ожиданием эффекта,  довольно дешевого, "ах, посмотри какой я несчастный" !!

07.04.68г.

Здравствуй, милая Галка.
Ну, где же ты? Что ты замолчала?
В прошлом письме написал глупость..
.
Была мандатная комиссия - оставили.
Значит до от'езда 5 дней...
У нас тоже весна... Очень хочу увидеть тебя, ну хоть на минутку. Но, это почти из области фантастики. Потому лучше замолкаю об этом.
Сдал 3 зачета - 4.4.4.. Осталось еще 3. Ну эти, пожалуй, сдам без особых трудностей.
Сегодня решил победить хворь физкультурой и спортом. А поэтому с утра (сегодня воскресенье) сыграл 2 игры в ручной мяч на приз в честь Дня космонавтики. Заняли 2-е место

Хворь тоже, кажется, понесла потери...
В сотый раз показывали нам "В мертвой петле"- про Уточкина... Это в 1911году было. Хороший был парнишка.
У нас идет к.ф."Мужчина и женщина". Говорят отличный фильм. Но я его уже не посмотрю. Если увидишь - напишешь?
Кричат: Строиться на поверку.
...Галь, ну вот кажется мы и подошли к концу нашего "испытательного срока".
Напишу я тебе еще одно письмишко из этого приспособления для выворачивания нервов числа 11 или даже 12-го, у нас будет лекция по физиологии, а после обеда - уедем.
Правда, не так уж долго? Да?
Галь, а выпускаться мы будем на пол- года раньше. Вот так...
((Война во Вьетнаме, Пражские события..?))
         ...
                Саня.


12.04.68г.
        ...
Галь, миленькая, всё, все, всё!!!!
Через 2 часа уезжаем.
Всё уже собрано, связано.
Пообедаем и вперёд. Ну, вот видишь, всё стало на свои места.
А я кретин, и клянусь, что больше никогда в жизни не напишу тебе того, чего не произошло.
Ну, с какой стати ты должна, может быть, переживать из-за моих же выходок ?...

За окном сейчас почти точь в точь, как из твоего. Тополь и своречник, а возле него скворец.

((Моё окно на третьем этаже трехэтажного дома, г.Краснодар, пос.ТЭЦ, скворечник на уровне балкона, прибитый  к "пирамидальному" тополю.
Скворец был очень талантливым, пел без устали, подражал и воробьям, и соловьям...
В 30-ти метрах трамвайная линия с грохочущими трамваями ему не мешала)).

12.04.68г.

 ...

Ребята гоняют двигатели, я сижу в классе один и разговариваю с тобой.

Галь,ежели собираешься ехать одна,то и не думай даже. Хоть кто-нибудь из знакомых по работе или хоть как, но одну отпускать тебя "боюся". Ясно ?

((Предложили в завкоме путевку  путешествия по Волге на теплоходе "Аракс" от Ростова на Дону до Москвы и обратно (июнь месяц).

На пути в Москву, с Сашей не встретились...
 Его не отпустили.
 Только на обратном пути, уже перед отплытием, ходили с ним (он в курсантской форме) по набережной Волгограда, и все на теплоходе, казалось, наблюдали за нами)).

...Сегодня с утра был дождь. Сейчас выглянуло солнце. Подошли машины. Ну, что ж, давай "прощеваться".
 Миленькая моя, хорошая, самая дорогая...
Галичка, ты мне почаще пиши, ладно?
Завтра или послезавтра напишу тебе новый адрес.
Ладно? Ну, поехали?
Целую. Саня.


13.04.68г.

Вчера вечером приехали сюда.
"Сюда" - это гора, а на горе большая поляна - садись-взлетай хоть как.
Хоть вдоль - хоть поперек.
Вчера же получили  комбинезоны.
Сегодня 6 часов на стоянке...
Подъём в 5 30. В летные дни в 4-00...
Сегодня были запуски и пробы двигателя.
Ну, познакомились с нашим инструктором.
 Капитан Новиков. Женат - двое детей. Мы у него 13-ый выпуск.
С Вовкой мы в одной группе !...
Нас четверо: Владик из Одессы, Вовка, Эдик из Тулы и я.
Сегодня получили ботинки,- хорошие, мягкие; противоперегрузочные костюмы, шлемофоны, очки и т.д.
Вобщем, сейчас у меня вещей столько, что хватило бы набить матрас.

Городок состоит из 3-х казарм, штаба и столовой.
Есть спорт.площадка и бассейн. Есть лесополоса в метрах двухстах, шириной метров 10 и длиной километров 7.
И больше ни одного кустика.
Вчера приехали, а сегодня уже "облазим" ((солнечный ожег, знакомая история, все детство на Кубани)).
Я уже "облез". Пока что нос и щеки.
Но скоро скинем "бренные лохмотья" и "облезем" все как есть.
От подъёма до ужина, как в колесе. После ужина (сегодня, а завтра не знаю) занимаемся в классе. А я пишу тебе письмо.

Инструктор наш "КЭП" (капитан?), кажется "парень, что надо".
В кабине гул-шум, а в шлемофоне его спокойный голос:"Прошу Вас, не вяжите узелки из ручки управления" - сразу расслабляюсь и держу ее нежно-нежно.
Проходит еще минута и тот же голос замечает, что кран герметизации кабины совсем не расчитан на изгибную прочность - он, дескать, закрывается с помощью 3-х пальцев (заметте, без применения колена).
Ну и т.д. Ну вот, такие делишки.
Мой адрес: г.Волгоград 20, в/ч 62513-"А", Мне.

...Привет Люсе, Ларисе, родителям.

                Саня.


    20.04.68г.

...Галь, ох как я соскучился. Что случилось? "Прям" места не нахожу (слава богу, что мне не забывают указывать на него, изредка).
Прошла одна очень трудная неделя. Сдали экзамены по комплексному тренажу.
Прошли учебные катапультирования. Прыгали с парашютом.
Спали мало, в день часов 18 на ногах. Ну, ничего...
Еще дней 10 наземной подготовки и, если все будет в норме, полетим...

Здесь целыми днями гуляет ветер. Утром лужи замерзают.
Мы "обгорели" и обветрились...
"Кинуха" посмотреть на нас раздетых. Можно подумать, что мы не умывались по-крайней мере месяц...

Прыгали рано утром. Солнце всходит красное-красное. Приземлились в степи, где подснежников море...
Они все твои.
...
            Саня.



  28.04.68г.

....
Сегодня началась наша летная подготовка.
Приходится много писать. Но так будет одна неделя. Потом праздники и полеты. До них надо будет еще по одному прыжку сделать и "налетать" на тренажере около 3-х часов.

Тренажер - это очень умная машина. Сплошная кибернетика. Стоит больше 3-х "живых" самолетов. Иммитирует все стороны полета, вплоть до звука, кроме перегрузок...

Сегодня нам раздали карты. Я так увлекся размышлениями о предстоящем отпуске, все позабыл вокруг. Нашел даже (с точностью +-200м) место, где мы с тобой были...

А пока, с утра до вечера, а иногда ночью, летают инструкторы. Налётывают часы для подготовки к полетам с нами.

Приходится заполнять уйму цифр, данных и т.д. Не говоря уже знаний района полетов в радиусе 150 км. до мельчайших речушек, оврагов, поселков и т.д.
Но это уже более интересно, да и к тому же просто необходимо.

А ты по-прежнему так же далека.
Сколько еще так будет? Ты не знаешь?

Уже ночь. Черное-черное небо.

  06.05.68г.

Ну, вот видишь, как хорошо все получилось - и Вовка ((брат)) приехал (большой ему привет), и Танька с Лариской никуда не исчезли...
И вообще все отлично, да?
Ну а четверка по физике - это уже что-то...!

Я вот сейчас тоже пребываю в почти-что наивысшей степени блаженства, - "токо-токо" намазал мастикой и растер метров  так 300 квадратных полов. Время сейчас (по Москве), около 12, т.е. около 24 часов и я снова встречаю новый день с тобой.
У нас уже тепло. Днем жарко.
Зачастили "чиво-то" дожди. И полеты перенесли теперь уже на 7-е.
Уже почти месяц мы здесь. И у нас тоже все, что могло цвести - отцвело, но, наверно, поспешно - были заморозки.

А откуда ты знаешь, что мы обветренны и загорелы?
Насчет "обветренных"- это ближе к истине, а вот загорели мы ровно настолько на сколько позволяют одеяния, т.е. по горлышко (ежели начинать с головы) и до запястий рук (считая от пальцев) - красотища.
Волнует меня это, правда, не сильно.

 8.05.68г.

...Сегодня 8-е, вчера был ознакомительный полет по кругу, а  сегодня уже "зоны".
В зонах - ознакомление с управлением и простой пилотаж, развороты, наборы и снижения и т.д.
Полет 35 минут, а время летит!..
Только что вошли в зону, туда-сюда, а инструктор уже: "Доложи "зону", освободил, выход на привод...
Значит время уже вышло.
На посадке ничего не успеваю "усечь"...

...Разыскал Витьку Копылова!!!
 ((Его забрали в Армию))...
Вчера пришло письмо от Элки из Ленинграда.
((жены Виктора: умная, с  юмором, с характером;
Саша рассказывал мне, как она ими "командовала" и боролась со сквернословием в их среде, я немного "ревновала", но этого никто не знал...))

Она живет в общежитии с Эдом ((сыном)).
Работает воспитателем в мужском общежитии! Вот она дословно:
"Должность - воспитатель. В общем-то, люблю мужчин, мне отвечают взаимностью. Сделала этот ход из многих соображений. И, прежде всего, из-за квартиры. Шутки в сторону, подробности следующим письмом..."
((Что-то я опять засомневалась:"А поймут ли правильно этот шутливый тон?"))


Ну, вот - завтра в 6 35 полетим.
 Ты со мной?

Сколько ждали. А все, вроде бы, совершенно обыкновенно, как будто иначе и не может быть.
А в летной книжке первая запись: "выполнен ознакомительный полет 20 минут..."
Завтра будет поставлено число и роспись инструктора...

Элкино письмо...
Нет, такого глубокого смысла я в него не вкладывал.
И вообще, я никогда и нигде не сравниваю тебя ни с кем, а тем более не ставлю тебе в пример...


             Саня. 




...Сейчас вечер. Полеты закончились. Тишина. Завтра полетов нет. Потом снова 4 дня в первую смену. Это значит подъём в 3-30 и вперёд...

У меня пока всё хорошо. Даже боюсь, что очень уж гладко всё получается. Как бы не расслабиться.

Налетал уже 4 часа. Это уже кое-что. Послезавтра начинаю полёты по кругу. Это значит, что досрочно переведён на 3-е упражнение. Программу мне сократили.
Только бы не расслабиться.

30.05.68г.

   Вчера у меня настоящий траурный день случился.
Слетал с инструктором по кругу, а потом должен был лететь с командиром звена.
Поставили условие, если хорошо слетаю, переведут на 4-е упражнение, а там и до самостоятельного вылета рукой подать.

Ну, и вот, слетал с инструктором - вроде ничего. Разобрали ошибки, что и как, ну, в общем, всё обсудили и полетел я с командиром.

Боже мой я, наверно, так плохо не летал даже в первые полёты.
А посадка... Чуть не посадил метров за 200 до полосы. Еле-еле дотянул. Потом ещё два круга и опять - то высота +-20м гуляет, то скорость.
А последний заход на посадку - чуть не промазал мимо полосы.
ВЕТЕР правда был,.. но ведь садиться нам придётся не в идеальных условиях.

Ну и вот. Посмотрела бы ты, как он меня "отбрил". А инструктор рядом стоит. Потом он ушёл и взялся инструктор.
Главное обидно - так подвести своего старичка. Стыдухи не оберёшься.

Ну, а в итоге - перевели. Даже 4 балла поставили.
А командир, оказывается для "профилактики" меня отчитывал, ну, и "система"...

...Сегодня летал в зону по 4 упражнению.
Вот это да !.. Штопор, бочка, переворот на горке, пикирование и горка.
Красотища! Если бы ты только могла это видеть.
Нет, видеть не то. Надо там, внутри, в кабине.
Тогда поймёшь.
Я ещё подумал - вот бы тебя так прокатить.

В общем, завтра ещё слетаем по кругу - будем имитировать отказ двигателя - и мои действия при этом. Потом...

Потом будем готовиться к самостоятельному вылету.
Если всё будет нормально, то в первой половине июня полетим!..

Инструктор возлагает надежды выпустить меня в первой пятёрке.
А у меня от этого "мандраж" ужасный.
А вдруг подведу.

Ведь перед самостоятельным вылетом надо будет лететь с "начальником" полка.

Налетал я уже почти 10 часов, это уже прилично. 43 полёта. Вот.

Встаём в 3-30...

2.06.68г.
У нас сейчас цветёт ковыль. Я даже не знаю правильно ли это "цветёт", может он просто такой и есть, но я-то вижу его в первый раз.
Ну так вот,- стоит только пройтись даже самому незначительному ветерку - и теперь это уже не степь, а целый океан-море...
Как подумаю, что вот бы с тобой так вот запросто забрести бы по колено в море и идти, идти...
А сверху интересно выглядит, особенно, когда летишь низко и смотришь далеко вперёд.
Дух захватывает.

А вообще природа тут слабенькая. Льёшь- льёшь на неё воду, а она не хочет вырастать и всё.
Мы уже полтора месяца поливаем  изо-дня в день кусты какого-то растения, и хоть бы что... ни одного листочка...
А мы всё льём и льём...

         


((Буду продолжать, постепенно.
Может все удалю, но не сейчас)).