(23 октября 1949 год игумен Никон Воробьев)
В один из праздничных дней, в нашу Воскресную гостиную (название мероприятию дал настоятель Михайловского храма), пришли две молоденькие девушки.
На встрече попили мой знаменитый, душистый чай, послушали рассказ прихожанки на заранее анонсированную тему: «Кто стал для меня примером православного христианина?».
А в следующий раз пришла только одна из тех двух «захожанок», и попросила уделить ей время для частной беседы.
И в этот вечер просидели мы с ней до поздна. Благо, что священник нас не торопил.
Мне, как приходскому психологу, часто приходилось выслушивать драматические и не очень, - жизненные истории.
- «Семья, из которой вышла девушка, была православной. Но имела лишь обрядовый характер. И подобная вера могла воспитать лишь честного человека».
У молодой женщины была, как мне тогда виделось, - жизнь без Бога:
-«Временами нападает на меня такая ужасная тоска и безнадежие...», - плача говорила она.
Уныние на фоне, - с виду вполне благополучной жизни?
Очень дорогой психолог, к которому раньше обращалась за помощью эта девушка, посоветовала ей – …найти любовника и не одного.
В напутствие я дала сестре во Христе совет святых отцов:
«Уныние есть скрытый ропот. Когда тебя будут бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю (см. Лк.: 23:41). Благодарю Тебя, Господи, что послал мне болезнь для спасения души моей. Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
И расстались мы по-доброму.
А настоятелю объяснила, что сестре во Христе нужно было выговориться.
И так мы с ней разговаривали месяц за месяцем, а подвижек в духовном становлении не было.
Ведь задача психолога – катехизатора на приходе привести и подготовить ищущего человека к покаянию.
Но прошло полгода, а наши беседы ни на шаг не продвинулись.
К встрече со священником на исповеди она была не готова.
И тогда я предложила девушке излагать свои переживания на бумаге, - вести дневник, и анализировать свое настроение после каждого посещения храма и встреч с прихожанами.
Но милая девочка стала писать письма… мне.
Удивительные это были откровения:
-«Честность и неотрывная от нее предельная серьезность, - в смысле ответственности за себя и свое состояние, ответственности перед Богом…, и постоянные душевные терзания с плачем.
Через год - два она «оттаяла» и стала понемногу приоткрывать завесу своих проблем - несчастий, которые оказались мне… - неподъемными.
- «Существуют свои духовные законы духовного роста, которые установлены совершенной Премудростью Божией, учитывающей психологию каждого человека» (Игумен Никон Воробьев)
И так, как она не могла решиться на исповедь у местного Аткарского священника, то я предложила девушке поехать со мной в рязанский храм, где служил знакомый батюшка, - бессеребренник.
После общения с мудрым и строгим православным священником, моя сестра во Христе кардинально изменилась.
Тогда то, она и подарила мне книгу игумена Никона (Воробьева) «Внимай себе», - письма о духовной жизни.
Это очень серьезный труд, через который красной нитью проходят слова:
- «Прими все, радость и скорбь, как от руки Самого Господа, и за все благодари, и проси терпения, и чувства благодарности».
Продолжение истории…
Белова О.В.
2022 год.
PS:
«Мира и спасения желаю тебе, дорогая девочка!
- Одна подвижница ХХ века лет двадцати двух мне пишет: «Мне очень трудно; кроме рассеянности, одолевают нехорошие мысли и ничего не хочется делать, в душе нечувствие ко всему духовному. Стала вспоминаться прошлая жизнь...»
Дальше она, к счастью, пишет: «Очень боюсь, не хочу вернуться назад в бездуховную жизнь»
- Существуют свои духовные законы духовного роста, которые установлены совершенной Премудростью Божией, учитывающей психологию человека.
Именно в силу особенности человека он должен подвергнуться длительному искушению от своих страстей, людей, разных обстоятельств, от демонов, чтобы познать свое падение, свои недостатки, бессилие, увидеть на опыте помощь и милосердие Божие, научиться смирению и терпению недостатков других людей, приобрести из опыта доверие к Богу, научиться предаться всецело воле Божией, отказаться от себя, то есть от своей воли, чтобы стать чистым бриллиантом, отражающим Солнце Правды Господа без искажений».
( письма игумена Никона Воробьёва духовным чадам)