Российский итог 2022 г. в исследованиях тукдама

Александр Кукаров
Это статья из проекта 3. Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


Исследования тукдама (тиб. святой ум), так называемой посмертной медитации, во время которой тело умершего адепта не разлагается в течение достаточно длительного времени,  и ведущих к нему практик медитации тибетского буддизма были начаты российскими учеными после встреч с Его Святейшеством Далай Ламой XIV в 2017 г. и позже. Руководит исследованиями академик РАН С.В. Медведев. Фонд академика Н.П. Бехтеревой, системообразующая организация этих исследований, на своем сайте анонсировал их главный научных итог 2022 г. (bekhtereva.fund)


Этот фонд был основан в 2018 г. академиком С.В. Медведевым (1949 г.р., см. примечание <1>). Его президиум: д.б.н., профессор  Ю. Д. Кропотов (президент фонда), академик РАН К.В. Анохин и д.б.н., профессор Т. В. Черниговская. Цель фонда: «организация и поддержка исследований, объектом которых является мозг человека, привлечение интеллектуальных и материальных ресурсов в область изучения механизмов работы мозга и их моделирования». Один из трех проектов фонда, «Исследование измененных состояний сознания», который рассчитан на пять лет (2019-2024 гг.), является совместным проектом российских, европейских, индийских и буддистских ученых по исследованию измененных состояний сознания и феномена «тукдам». Для этих исследований фонд академика Бехтеревой организовал сотрудничество следующих учреждений, т.е. привлек к ним такие интеллектуальные и материальные ресурсы: МГУ им. М.В. Ломоносова, института медико-биологических проблем РАН, института мозга человека РАН, Indian Institute of Science, отделения физиологии РАН, фонда «Сохраним Тибет» и центра тибетской культуры и информации.


Результат исследований, который заявлен в качестве главного научного итога 2022 г., сообщался на научных конференциях, а на сайте фонда дана ссылка на его публикацию в августовском номере International journal of psychophysiology <2>. Речь идет об исследованиях медитаций тибетского буддизма, ведущих к тукдаму, которые были рекомендованы специально для данного исследования Его Святейшеством Далай-Ламой XIV и включали «практики однонаправленного сосредоточения на пустоте, непостоянстве и бодхичитте, а также – аналитическую медитацию. Данная работа является первым этапом лонгитюдного исследования системы медитативных техник, позволяющих, согласно буддийским философским представлениям, опытному практику воспроизводить в процессе прижизненной медитации постепенные этапы умирания и смерти, чтобы получить возможность затем «распознать» их во время непосредственного процесса умирания/физической смерти».


Для того, чтобы понять этот научный результат 2022 г., нужно хотя бы в первом приближении разобраться с методом исследований, а именно вызванными слуховыми потенциалами - Mismatch Negativity или MMN. При его применении испытуемым не дается никаких инструкций, как реагировать на новый стимул, новый сигнал внешней среды и поэтому их реакция относится к непроизвольному вниманию. Традиционно MMN рассматривается как автоматический ответ коры мозга на любое изменение в потоке стимулов, идущих от внешнего мира, как отражение процессов автоматической сенсорной обработки. Примером изменения в потоке звуковых стимулов в тихой комнате, где метидитирует практик, может быть жужжание залетевшей туда мухи. Поскольку медитатор жив, то его слух работает и его мозг реагирует и на этот новый звук. Автоматизм означает, что время реакции на такой стимул, как слуховой, так и зрительный, около 0.15-0.25 секунды, т.е. по масштабам такой скорости реакции задолго до того, как он (а), возможно, подумает, «опять прилетела, ну сколько же можно туда-сюда летать».


«С другой стороны, нейронные процессы, лежащие в основе MMN все больше связываются с тем, что система восприятия распознает закономерности в событиях окружающего мира и формирует наиболее вероятностный прогноз по поводу этих событий. Данные взгляды на природу механизмов, которые лежат в основе происхождения MMN, заставляют соотносить MMN с базовым принципом работы мозга», о котором Н.П. Бехтерева с коллегами писали еще в 1971 г. (можно посмотреть соответствующую статью)


В связи с этим автоматическим прогнозом мозгом событий в окружающем мире в ответ на нестандартные внешние стимулы мне вспоминается такая дзенская история. Японский мастер дзенской медитации, который был воином, очень огорчился от того, что во время его созерцания цветущей сакуры не почувствовал, как к нему сзади подошел его слуга. Если бы это был враг, то он мог его убить.


«В исследовании приняли участие 94 практикующих монахов из буддийских тибетских монастырей юга Индии. На данный момент это самая репрезентативная выборка в данной области.

Показано, что во время исследованных традиционных буддийских медитативных практик отмечается уменьшение амплитуды MMN по сравнению с контрольным состоянием покоя при закрытых глазах. Данный эффект зависит от опыта практиков и максимально выражен в группе наиболее опытных практиков. Эффект ослабления MMN во время медитативной сессии также зависит от различных ситуативных факторов, которые мы попытались учесть, подсчитывая уровень дискомфорта (успешности /не успешности практики). В частности, показано, что ослабление MMN во время медитации происходит только на фоне низкого дискомфорта».


В связи с историей о созерцании цветущей сакуры это ослабление MMN еще раз напоминает о той очевидности, что монахи во время медитации должны находиться в полной безопасности. С другой стороны, полученный эффект можно понимать, как порожденную углублением в себя потерю интереса к окружению не на уровне вербальных деклараций «мне этот мир не интересен», а на уровне базовых автоматизмов мозга.


На сайте фонда академика Бехтеревой дано следующее обоснование научной и практической значимости исследований тукдама, состоящих из трех компонент: изучение практик, ведущих к нему, состояния умирания/переходного состояния, а также состояния тела практика после смерти и поиск возможных причин и механизмов отложенного/замедленного разложения.
 

«Данная исследовательская модель – определенные медитативные техники, как и возможность исследовать процессы умирания – могут дать западной науке качественно новые знания. Главное научное и фундаментальное значение исследований – исследование основной психофизиологической проблемы взаимодействия материального и идеального. Использование буддистских практик для психофизиологических исследований и, наоборот, использование психофизиологических исследований для получения новых знаний о буддистских явлениях. Получение революционно новых знаний о взаимодействии мозга/сознания и организма (это предложение выделено в тексте жирным шрифтом – примеч. моё, А.К.). В целом для общества – решение проблемы сохранения психического здоровья, а также – проблемы оптимизации подачи информации. Первая часть проекта посвящена исследованиям физиологических коррелят и механизмов медитации. Кроме очевидного теоретического значения для физиологической науки результатом станет возможность физиологического управляемого самоконтроля над эмоциональным состоянием, а также – в какой-то степени – над состоянием организма.

Основным результатом выполнения второй части проекта – исследования тукдама – будет, во-первых, огромный научный прорыв, поскольку понимание физиологических основ и механизмов явления, о котором в современной науке нет никаких предположений, крайне важно. Во-вторых, это даст практические выходы для медицины: начиная с возможности сохранения организма при ожидании подбора донора для пересадки органов до искусственного ввода организма в состояние анабиоза. Кроме того, на этом пути наверняка будет получен целый ряд знаний, как это всегда бывает при исследовании совершенно нового и непонятного феномена, в частности, о существовании тканей и всего организма в экстремальных условиях.

Решение подобных задач не под силу одной лаборатории, институту или университету. Необходимо объединение сил, наработок и подходов. Поэтому проект спланирован как комплексная междисциплинарная фундаментальная научная работа, в которой объединились основные исследователи мозга России, представляющие несколько научных школ, а также – специалисты по общей физиологии человека, без которых невозможно изучение влияние медитативных практик на организм в целом. (С недавнего времени проект стал международным – российские ученые объединили усилия в изучении тукдама с группой профессора Ричарда Дэвидсона из Университета штата Висконсин (США), а также – медицинских специалистов из Института тибетской медицины и астрологии (Мен-ци-кханг) и госпиталя Делек, находящихся в Дарамсале (Индия)».


Отдельно подчеркивается следующий момент, который очень хорошо виден в составе группы авторов статьи в International journal of psychophysiology: девять российских ученых, десять монахов из четырех монастырей тибетского буддизма в Индии, а также Ю. С. Жиронкина (фонд "Сохраним Тибет!") и Тэло Тулку Ринпоче (центр тибетской культуры и информации <3>).


«Важнейшим решением, радикально повлиявшим на судьбу проекта, было создание обучающей программы «Срединный подход в нейронауках» («Middle Way Approach in Neuroscience») и формирование по ее результатам группы монахов-исследователей. В основу этой инициативы положена идея Его Святейшества Далай-ламы о том, что процесс медитации методами западной науки должны изучать сами последователи буддизма в сотрудничестве с исследователями западной традиции. С этой точки зрения, российская наука, и в частности, ее физиологическая и нейрофизиологическая школы, занимают особое место в мире, объединяя технологический и холистический подходы, исследуя проблему, исходя из гипотезы (целого), что во многом сближает ее с подходами науки буддийской».


К этой идее Его Святейшества Далай-ламы стоит добавить такой момент. После первой встречи с ним в 2017 г. российскими учеными в принципе рассматривались две возможности так сказать соединения субъекта и объекта в этих научных исследованиях: монах-исследователь, что и реализуется, и ученый-практик медитации.


Еще одно достижение последнего времени в рамках проекта фонда Бехтеревой по исследованиям измененных состояний сознания - открытие третьей российской физиологической лаборатории, которая располагается в буддийском тантрическом монастыре Гьюто (Gyuto) на севере Индии.


«Здесь будут проводиться нейрофизиологические исследования функциональных состояний мозга монахов в процессе тантрических медитаций в естественных условиях буддийских монастырей.

Для исследователей мозга человека практика тантрических медитаций в настоящее время является едва ли не единственной моделью осознанных глубоких погружений человека в мир собственных ментальных феноменов, – считает участник проекта, руководитель лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов МГУ профессор Александр Каплан.

Исследования физиологических проявлений этих феноменов приобретают все большую значимость и актуальность в связи со все большим пониманием общественностью и деятелями науки неблагоприятных цивилизационных тенденций в отношении здоровья мозга в целом и психических функций человека, в частности. Для каждого человека в отдельности возрастает угроза обеднения когнитивных способностей, дисбаланса эмоционального реагирования и утери гуманистически ориентированных целей.

В этой связи изучение способностей тантрических монахов к овладению и управлению собственными ментальными состояниями может оказаться полезным, во-первых, для проявления эффективности тантрических практик и, во-вторых, для оптимизации нервно-психических состояний и стимуляции личностного роста у людей европейской цивилизации».


***


Во время он-лайн встречи Далай-ламы с российскими учеными в мае 2021 г. академик С.В. Медведев сообщил ему, что они наблюдали тело монаха, находившегося в тукдаме 37 дней, приглашенный региональный судмедэксперт (Индия) констатировал, что его состояние радикально отличается от состояния умершего человека с такими сроками после смерти, т.е. тукдам был научно зафиксирован.


Р. Дэвидсон с коллегами (Center for healthy minds, Висконсин, США), изучающие тукдам с 2008 г. (см. об этой группе выше), в январском номере 2021 г. журнала Frontiers of psychology опубликовали статью с таким названием: «No Detectable Electroencephalographic Activity 24-hours After Clinical Declaration of Death among Tibetan Buddhist Meditators in apparent tukdam, a putative postmortem meditation state». Из ее аннотации узнаем: «Недавние исследования ЭЭГ в ранний посмертный период, которые предполагают сохранение электрофизиологической согласованности и взаимосвязанности в мозге животных и людей, усиливают необходимость дальнейшего изучения взаимосвязи между активностью мозга и процессом умирания. Неврология теперь в состоянии эмпирически оценить длительный процесс умирания и, более конкретно, исследовать возможность мозговой активности после прекращения сердечной и дыхательной функции. Под руководством Center for healthy minds Университета Висконсин-Мэдисон в Индии было проведено исследование посмертного медитативного состояния, культивируемого некоторыми практиками тибетского буддизма, у которых разложение предположительно замедляется. Для всех здоровых исходных (HB) и посмертных (PM) субъектов, представленных в статье, мы собрали данные ЭЭГ состояния покоя, негативного несоответствия (MMN) (см. выше – примечание моё, А.К.) и слуховую реакцию ствола мозга (ABR).  В то время как живые субъекты демонстрировали четко выраженные реакции MMN и ABR, ни в одном из случаев tukdam не было обнаружено никаких узнаваемых сигналов ЭЭГ».


Примечания


<1> Согласно Википедии, в 1948 г. будущая академик Н.П. Бехтерева (1924-2008) была аспиранткой института физиологии ЦНС АМН СССР, а ее первый муж, отец С.В. Медведева, В.И. Медведев (1924-2008), будущий член-корреспондент РАН, после окончания военно-медицинской академии был младшим преподавателем на кафедре физиологии этой академии.


<2> Академик Н.П. Бехтерева в 1984-1994 гг. была главным редактором этого журнала.


<3> Родился в 1972 г. в г. Филадельфии, штат Пенсильвания, США, с 1992 г. – шаджин-лама (президент объединения буддистов Калмыкии), он также является представителем ЕСДЛ в России, Монголии и СНГ.

   


Эта статья из сборника 3.