В эпоху ноопоэзии (Шамов А.В., Краткий поэтический словарь, с.178, Черкассы, 2005, Орфей) эпоху подвижничества, проповедничества и служения мыслящего человека духовным началам человечества, именно метод сюрреализма позволяет выполнить стоящие перед художником задачи с максимальной быстротой и убедительностью, и бедем считать это неотьемлимым тринадцатым принципом ( первая задача сюрреализма - служение становлению человека духовного).
Но, вернемся к анализу работ Т.Алюновой, как художника, которая успела написать несколько характерных картин в стиле сюрреализма с использованием методов символизма.
Я горд тем, что мне выпало великое счастье быть одним из исследователей и популяризатором творчества талантливого поэта и, как выяснилось недавно, талантливого живописца Татьяны Алюновой.
Хочется сказать несколько слов о социальной и философской сущности творчества Т. Алюновой, как художника.
Её творчеству свойственна глубина проникновения в суть явления, что мастерски отображается на холсте. Например, работа: «Я НИЧЕГО НЕ ХОЧУ», где на шахматной доске условно, ассоциативно отображён ряд основных человеческих ценностей и интересов над которыми фото автора, а внизу, в обратном порядке надпись: я ничего…
При этом поражает глубина отображения идеи приоритета духовного над материальным, сам сюжет наводит на размышления, при чём всякий раз при новом взгляде на картину рождает новые и новые мыслительные ассоциации.
Её метод - есть живительный процесс обогащения знанием жизни, приобщения к таинству жизни, к открытию этой самой жизни совершенно с неожиданной стороны для человека, столкнувшеося с её творчеством.
Не трудно заметить, что, без исключения, в каждой её работе есть интерес к тонкой стороне изобразительного искусства, увидеть эксперимент и напряженный поиск выразительных средств для передачи особенностей тонкого духовного мира творца.
Татьяна Алюнова имела редкое качество воплощения скрытой стороны духовной жизни творческих представителей народа, через только ею подмеченные особенности и штрихи, что свойственны людям искусства.
Её метод прост, понятен, позволяет увидеть то, как художник переплавляет личные переживания в характерные тенденции окружающей жизни , при этом глубоко воздействуя на сознание и подсознание и читателя, и зрителя.
При внимательном и вдумчивом просмотре её картин не трудно испытать особоё чувство соавторства и проникнуться размышлениями, философскими обобщениями и раздумья о смысле жизни, о справедливости, о благородстве. То есть испытать те чувства, что присуще творчеству людей высоко мыслящих, а также антиподы… и чувство подлости и вероломства.
Хочу отметить, что её творчество несет передовые философские воззрения, когда автор пытается изобразить не до конца познанные явления общественной жизни, найти правильный подход к решению жизненных проблем.
На примере творчества Т.Алюновой мы видим, что сюрреализм в живописи изображает действительность, раскрепощает сознание, работает с подсознанием ( сверхсознанием ), формирует позитивные мотивы, позитивные цели завтрашнего дня, позитивные устремления личности. Переход от реалистического изображения действительности к осмыслению её внутренних процессов и закономерностей и есть суть сюрреализма в изобразительном искусстве.
Это путь к глубине мышления и восприятия, к полнокровной творческой жизни, к изменению качественной характеристики жизни и её оценки.
Картины Т.Алюновой дышат духовностью, связывают не проходящие ценности веков, народов, поколений. Примером может служить картина «СФИНКС», где автор в песчаной пустыне разместил пирамидку Рубика, как символ многомерности, многовариантности жизни, загадку и тайну самой жизни, в соотношении и проявлении одной из форм человеческого творения и сознания - СФИНКСА.
В её картинах воспевается красота мысли человека, его чувства и ум. Мы можем наблюдать удивительную гармонию человека и моря, по нескольким характерным её картинам. Увидеть суть природного явления, поданного всего лишь несколькими мазками, проникнуться положительным чувством сопричастности к изображаемой природе.
Хочу заметить, что в её творчестве нашли применение все принципы высокого искусства. Мы видим гуманистическое и активное отношение к жизни, где конфликт уравновешен идеей гармонии мира.
Автору присущ метод идеализации образа, смысловая полифония, метод отвлечения – символизм.
Бросается в глаза подчеркнутая выразительность сюжета, непринужденность мазка, отсутствие сложной техники, и везде, и всегда, и над всем превалирует её величество ИДЕЯ, а то и сумма идей. В большинстве её работ присутствует напряженность, переосмысление вечных ценностей, что свойственно кисти нераскрытого полной мерой таланта. При этом мы видим, что художественная идея раскрытия мира идёт не через субъективизм ( что есть маньеризм, что также есть типичной, и, к моей досаде, столь распространенной ошибкой у ряда авторов) , а через законы природы и мира людей. Виден главный интерес к внутреннему миру человека, стремление найти и отразить правильно тончайшее движение жаждущей познания мира души.
В работах Т.Алюновой я увидел сильную творческую волю, внутренняя собранность, что позволило ей избежать пустоты, столь обычной для многих творящих в наше время.
При высокой идейной оценке её произведений, выразительности приемов живописи, следует сказать, что автор на пути освоения искусства светотени и других художественных приёмов, и работа её кисти это только подступы к высокому мастерству.
Важно и это бесспорно, стремление и попытка автора найти истину, открыть новое видение мира, мира, безусловно, прекрасного.
Её попытка постичь психологию человека, точность психологической выразительности её картин заслуживает особого внимания, и я, думаю, будет отмечена последующими исследователями её столь короткого, но яркого художественного творчества, особенно в части интерпретации истины, на полотне, как на хирургическом столе.
В каждой её картине на первом плане человек с его мыслями и переживаниями, и именно в этом проявляется талант художника, и именно это есть высоким показателем настоящего творца и исследователя, каким была для всех нас Татьяна Алюнова.
А.В. Шамов