Я ничего не хочу

Анатолий Васильевич Шамов
           В эпоху ноопоэзии (Шамов А.В., Краткий поэтический словарь, с.178, Черкассы, 2005, Орфей) эпоху подвижничества, проповедничества и служения мыслящего человека духовным  началам человечества, именно метод сюрреализма позволяет выполнить стоящие перед художником задачи с максимальной быстротой и убедительностью,  и бедем считать это неотьемлимым тринадцатым  принципом ( первая задача сюрреализма - служение становлению человека духовного).
  Но, вернемся  к анализу работ Т.Алюновой, как художника, которая успела написать несколько характерных картин в стиле сюрреализма с использованием методов символизма.
         Я горд тем, что мне выпало великое счастье быть одним из исследователей и популяризатором творчества талантливого поэта и, как выяснилось недавно, талантливого живописца  Татьяны Алюновой. 
         Хочется сказать несколько слов о социальной и философской сущности творчества  Т. Алюновой, как художника.
Её творчеству  свойственна глубина проникновения в суть явления, что мастерски отображается на холсте. Например, работа:  «Я НИЧЕГО НЕ ХОЧУ», где на шахматной доске условно, ассоциативно отображён   ряд основных человеческих ценностей и интересов над которыми фото автора, а внизу, в обратном порядке надпись: я ничего… 
         При этом  поражает глубина отображения идеи приоритета духовного над материальным, сам сюжет наводит на размышления, при чём всякий раз при новом взгляде на картину рождает новые и новые мыслительные ассоциации.
Её метод -  есть живительный процесс обогащения знанием жизни, приобщения к таинству жизни,  к открытию этой самой жизни совершенно с неожиданной стороны для человека, столкнувшеося с её творчеством.
Не трудно заметить, что,  без исключения, в каждой её работе есть  интерес к тонкой стороне изобразительного искусства, увидеть эксперимент и напряженный поиск выразительных средств для передачи особенностей тонкого духовного мира творца.
        Татьяна Алюнова  имела редкое качество воплощения  скрытой стороны  духовной жизни творческих представителей народа,  через только ею подмеченные особенности и штрихи, что свойственны людям искусства.
Её метод прост, понятен, позволяет увидеть то, как  художник  переплавляет личные переживания в характерные тенденции окружающей жизни , при этом глубоко  воздействуя на сознание и подсознание и читателя, и зрителя.
        При внимательном и вдумчивом просмотре её картин не трудно испытать особоё чувство соавторства и проникнуться  размышлениями, философскими обобщениями  и раздумья о смысле жизни, о справедливости, о благородстве. То есть испытать те чувства, что присуще творчеству людей высоко мыслящих, а также антиподы…  и чувство подлости и вероломства.
          Хочу отметить, что её творчество несет передовые философские воззрения, когда автор пытается изобразить не до конца познанные явления общественной жизни, найти правильный подход к решению жизненных проблем. 
         На примере творчества Т.Алюновой  мы видим, что сюрреализм в живописи изображает действительность, раскрепощает сознание, работает с подсознанием ( сверхсознанием ),   формирует позитивные мотивы, позитивные  цели завтрашнего дня, позитивные устремления личности. Переход от реалистического изображения действительности к  осмыслению её внутренних процессов и закономерностей и есть суть сюрреализма в изобразительном искусстве.
         Это путь к глубине мышления и восприятия, к полнокровной творческой жизни, к изменению качественной характеристики жизни и её оценки.
Картины Т.Алюновой дышат духовностью, связывают не проходящие ценности веков, народов, поколений. Примером может служить картина «СФИНКС», где автор в песчаной пустыне разместил пирамидку Рубика, как символ многомерности, многовариантности жизни, загадку и тайну самой жизни, в соотношении и проявлении одной из форм человеческого творения и сознания  - СФИНКСА. 
        В её  картинах воспевается красота мысли человека, его чувства и ум. Мы можем наблюдать удивительную гармонию человека и моря,  по нескольким характерным её картинам. Увидеть суть природного явления, поданного всего лишь несколькими мазками, проникнуться положительным чувством сопричастности к изображаемой природе.
       Хочу заметить, что в её творчестве  нашли применение все принципы высокого искусства. Мы видим гуманистическое и активное отношение к жизни, где конфликт уравновешен идеей гармонии мира.
Автору присущ метод  идеализации образа, смысловая полифония,  метод отвлечения – символизм.
        Бросается в глаза подчеркнутая выразительность сюжета,  непринужденность мазка, отсутствие сложной техники, и везде, и всегда, и над всем  превалирует её величество ИДЕЯ, а то и сумма идей.  В большинстве её работ присутствует напряженность, переосмысление вечных ценностей, что свойственно кисти нераскрытого полной мерой таланта. При этом мы видим, что  художественная идея раскрытия мира идёт не  через субъективизм ( что есть маньеризм, что также есть типичной, и, к моей досаде, столь  распространенной ошибкой  у ряда авторов) , а через законы природы и мира людей.  Виден главный интерес к внутреннему миру человека, стремление найти и отразить правильно тончайшее движение жаждущей познания мира души.
        В работах Т.Алюновой я увидел сильную творческую волю, внутренняя собранность, что позволило ей избежать пустоты, столь обычной для многих творящих в наше время.
        При высокой идейной оценке её произведений, выразительности приемов живописи, следует сказать, что автор на пути  освоения искусства  светотени и других художественных приёмов, и работа её кисти это только подступы к высокому мастерству.
          Важно и это бесспорно, стремление и попытка автора найти истину, открыть новое видение мира, мира, безусловно,  прекрасного.
Её попытка постичь психологию человека, точность психологической выразительности её картин заслуживает особого внимания, и я, думаю, будет отмечена последующими исследователями её столь короткого, но яркого художественного творчества, особенно в  части  интерпретации истины, на полотне, как на хирургическом столе. 
          В каждой её картине на первом плане человек с его мыслями и переживаниями, и именно  в этом проявляется талант художника, и именно это есть высоким показателем настоящего творца и исследователя,  каким была для всех нас Татьяна Алюнова.


               
                А.В. Шамов