Об энергетической дипломатии Кыргызстана

Авазбек Атаханов
Некогда Кыргызстан являлся крупнейшим экспортером электроэнегии в регионе, а теперь в силу различных объективных обстоятельств превращается в ее крупнейшего импортера. Причем, к сожалению, эта тенденция не только сохраняется в последние годы, но и не ослабевает. Необходимо в ближайшие годы переломить ситуацию в данном направлении, ибо существующие угрозы и вызовы могут серьезно отразиться на нашем экономическом и политическом суверенитете в будущем.
 
Об этих вещах сказал и наш Президент С.Жапаров, поздравляя сегодня наших энергетиков с их профессиональным праздником, поставил перед ними более чем конкретные задачи по дальнейшей модернизации и развитию энергосектора страны, в том числе путем эффективности энергоснабжения, улучшения доступности энергетических услуг, внедрения современных энергосберегающих технологий, повышения инвестиционной привлекательности энергетических проектов, чтобы построить такие объекты как Камбаратинская ГЭС-1, Верхне-Нарынский каскад ГЭС, ТЭЦ-2, а также ряд малых ГЭС и других объектов по выработке возобновляемых источников энергии.
 
В настоящее время национальная экономика постепенно переходит на новый уровень, характеризующийся растущим спросом на энергию и следовательно мы должны серьезно повысить энергетическую эффективность и обеспечить энергетическую безопасность страны.

Отрадно, что наше Правительство поддерживает концепции инновации, зеленого развития, открытости и обмена, выступает за чистый, эффективный, безопасный, устойчивый и современный энергетический сектор. И это оправданно, потому что в условиях постоянного роста цен на топливно-энергетические ресурсы, трудностей с их поставкой, при ограниченных валютно-финансовых возможностях Кыргызстана, только гидроэнергетика, использующая непрерывно возобновляемую водную энергию, способна разрешить многие наши проблемы.
 
Сегодня внешнеэкономическая деятельность государства в достаточной степени политизирована, а переговоры на высшем уровне все чаще включают в себя экономический аспект сотрудничества и взаимодействия государств. Особенно это касается энергетической сферы.

Война на Украине заставила многие страны пересмотреть устоявшиеся взгляды на вопросы энергетической безопасности и энергетической дипломатии. Именно поэтому нам необходимо разработать свою энергетическую дипломатию, направленной на защиту и отстаивание национальных интересов в области производства, транспортировки и потребления энергоресурсов.

Для осуществления этой задачи в первую очередь необходимо создание привлекательной инвестиционной среды в сфере энергетики, что невозможно без увеличения тарифов на электроэнергию, развитие гидроэнергетической инфраструктуры страны и соответствующей правовой базы, которая будет стимулировать применение инноваций и рациональное использование долгосрочных инвестиций.

При этом надо помнить, что электроэнергия, вода, горы, ледники, окружающая среда, изменение климата и бедность тесно взаимосвязаны друг с другом. Только комплексное решение всех семи задач даст долгосрочный эффект для устойчивого развития нашей страны.

Под воздействием все возрастающего спроса на энергию и глобального изменения климата, гидроэнергетика имеет ряд уникальных преимуществ - это экономически выгодная технология, минимальное воздействие на окружающую среду, рациональное использование воды, улучшение качества жизни сельских районов, сокращение выбросов в атмосферу.