Светоч памяти. Сгорая сам, светил другим

Мансур Суруш
СВЕТОЧ ПАМЯТИ. Сгорая сам, светил другим


Весть о кончине в возрасте 87 лет Насима Раджаба, этого славного и на редкость скромного человека, опечалила без преувеличения множество людей. Потому что не одно поколение таджикских читателей выросло и сформировалось как интеллигенция на книгах детских писателей, одним из них был неутомимый прозаик, драматург, журналист и переводчик Насим Раджаб.

Уроженец Самарканда, он после окончания университета в этом древнем городе переехал в столицу Таджикистана и более полувека, точнее всю свою сознательную жизнь, верой и правдой служил таджикской печати и литературе. Не один десяток лет работал в детских изданиях, с самого начала своего вступления на творческую стезю взялся за очень непростое и ответственное дело — стал создавать произведения для детей. И очень скоро прослыл как вдумчивый писатель, хорошо знающий психологию детей, их интересы и желания.

Перу Насима Раджаба принадлежат около 100 рассказов, несколько повестей, драм, множество художественных очерков. В основном они посвящены читателям школьного возраста. Большой популярностью среди юных зрителей пользовались спектакли по его пьесам «Месть», «Фара, Фира, Зара», «Учитель нашей улицы», «Я жизнь бы отдал за мороженое» и другим. Эти произведения отличаются не только поучительным содержанием, но и тонким сочетанием юмора, лирики и философии.

Насим Раджаб также много и успешно занимался художественным переводом. Так, именно в его переводе таджикские читатели познакомились с рассказом классика русской литературы И. Тургенева «Муму».

Издание в 2010 году четырёхтомника «Избранных произведений» Насиба Раджаба стало знаменательным событием не только в детской, но и в таджикской литературе вообще. Эти тома по сей день не залёживаются на книжных полках школьных библиотек.

Безусловно, члены Союза писателей — Насим Раджаб и его супруга Сафия Носир, тоже талантливый прозаик, внесли весомый вклад в развитие детской литературы в Таджикистане.

Об одной черте характера этой незаурядной личности хочется сказать особо. Работая в детских изданиях, он, не жалея своего драгоценного времени, активно поддерживал юных авторов, правил, редактировал присылаемые ими в редакции материалы, вёл переписку, давал советы и наставления, подсказывал новые темы. Поэтому ряд ныне известных писателей и журналистов по праву считает его своим наставником.

Вот что, например, по этому поводу уже на второй день после кончины писателя поведал мне Народный поэт Таджикистана Камол Насрулло:

«Будучи школьником в селении Панджруд, на родине великого Рудаки, я писал заметки, зарисовки, ученические стихи для газеты «Анбоз» и журнала «Машъал». И всякий раз к своей радости  получал ответное письмо за подписью Насима Раджаба. Я, естественно, тогда с ним еще не был знаком лично. Но и теперь я с благодарностью вспоминаю, как он приветствовал меня, тогда еще юнца, призывал серьезно относиться к творчеству, активно сотрудничать с периодикой. Лично я считаю его одним из своих учителей. Спустя годы наше заочное знакомство переросло в большую дружбу».

Очень тепло о покойном отзывается Народная поэтесса Таджикистана Гулрухсор Сафиева.

Вот что она написала, соболезнуя родным и близким писателя: «Когда в возрасте 22-х лет в 1979 году меня назначили главным редактором детского издания, Насим Раджаб и его супруга уже много лет работали там и считались мэтрами. Я счастлива, что мне довелось работать с этими милейшими людьми, учиться у них, перенимать опыт. Насим Раджаб был олицетворением  настоящего интеллигента. Считала и всегда буду считать его своим мудрым учителем».

Кстати, с Насимом Раджабом в одном отделе, которым он руководил в редакции газеты «Пионери Точикистон», работали в начале 80-х ныне лауреат Государственной премии им. Рудаки, Народный поэт Таджикистана, глава Союза писателей Таджикистана Низом Косим и директор НИАТ «Ховар», Заслуженный работник Таджикистана Саидали Сиддик, которые считают «Насимджон-ака» (так его называли) одним из первых своих наставников (устодов).

Да, вот такую добрую память оставил о себе Насим Раджаб, его будут помнить всегда. Потому что настоящие писатели не только приходят, но и остаются.

Напомним, что брат Насима Раджаба — Народный артист Таджикистана Бурхон Раджаб был одним из ведущих актёров театра имени А. Лахути. Такая вот творческая семья, дай Бог, чтобы таких было больше.

Мансур СУРУШ