Семипалатинский геолого-разведочный техникум

Александр Лухтанов
  Лухтанов Г. Д. Часть 4. Организатор учебно-производственных курсов (маркшейдерских, топографических и др), ставших основой Семипалатинского геолого-разведочного техникума, позже Педагогического института, а затем КазГМИ в Алма-Ате

Продолжение. Начало см. Часть 3. «Лухтанов ГД. Окружной маркшейдер в городе Семипалатинске».

Главной  проблемой, с которой столкнулся молодой инженер Лухтанов, работавший в 1928-1936 гг. главным маркшейдером горного округа в Семипалатинске, была острая нехватка обученных маркшейдерских кадров, а вернее, полное их отсутствие. Энергичный и деятельный Григорий Дмитриевич занялся созданием учебных курсов.  Были у него и организаторские способности и педагогический опыт. Дело в том, что он еще в юности закончил учительскую семинарию, а еще до этого зарабатывал себе на жизнь, подростком работая помощником учителя, а позже занимался репетиторством. Руководство поддержало его инициативу и в 1930 году при учебно-курсовом комбинате были организованы маркшейдерские курсы.
Любой рудник, любая шахта не может производить горные работы вслепую, тем более подземные, не имея ориентировку в пространстве (координаты и направление выработок), так же как и без графической и проектной документации, расчета объемов любых работ и т.п.. Всем этим занимается маркшейдерская служба (и далеко не только этим). Она  подразумевает проведение сложных инструментальных (геодезических) наблюдений и не менее сложных математических вычислений, причем без права на малейшую ошибку. Поэтому набирались люди, имеющие, как минимум, среднее образование и, по возможности, обладающие опытом работы на рудниках или шахтах.
Курсанты  первого выпуска, который состоялся 15 июня 1932 года, разъезжаясь по рудникам и шахтам, на обратной стороне коллективной фотографии в обращении к Лухтанову написали: 
«Многоуважаемый Григорий Дмитриевич! Являясь очевидцами Вашей самоотверженной деятельности в области подготовки кадров в наиболее важной отрасли промышленности, каковой является горнорудное дело, призванное обеспечить социалистическое строительство черными и цветными металлами, организацией краевых маркшейдерских курсов, мы проникнуты единым стремлением выполнить возложенные на нас партией и рабочим классом задачи, выражаем надежду на то, что мы, в случае могущих возникнуть на нашем пути - еще молодых специалистов – затруднений, в Вашем лице, также как в период нашей учебы, найдем товарищескую поддержку и верную  помощь.
    Искренне преданные Вам выпускники краевых маркшейдерских курсов. 15 июня 1932 года». Подписи 20 человек.
Это были первые, подготовленные в Казахстане технические специалисты. Из них выросло несколько талантливых руководителей производства, а Б.Керимбаев и Г.Каржаубаев стали видными деятелями в правительстве Казахстана. И таких курсов было несколько в годы 1930-1935, в результате на их базе  был образован  геолого-разведочный техникум. Это было первое среднетехническое учебное заведение в Казахстане, готовившее  технических работников для производства и в первую очередь для шахт и рудников: геологов, топографов, маркшейдеров. Размещался техникум в каменном двухэтажном здании старой постройки. Среди его преподавателей видим В.Гуцевича, геолога-поисковика, впоследствии доцента КазГМИ. Другой преподаватель Н.Пальгов, имеющий только среднетехническое образование, стал еще более известным ученым-гляциологом, стал академиком, исследовавшим ледники Заилийского Ала-Тау.  Сам Лухтанов писал в своей автобиографии: «С 1930 года я вел педагогическую работу в качестве организатора, преподавателя и заведующего различных курсов, затем преподавателя техникума, а с 1934 по 1937 год – преподавателя Пединститута в Семипалатинске». Читал он разные курсы от геодезии и картографии до математики и  латыни. Эрудиции ему было не занимать, ведь за плечами у него было два оконченных Вуза и три курса Харьковского Технологического института (и  это не считая оконченной в молодости Учительской семинарии).
Об этом периоде жизни вспоминает младшая сестра Григория Дмитриевича Зинаида Дмитриевна, жившая у него на иждевении.
«В 28 или 29 году в конце НЭПа в Семипалатинске начались забастовки. Рабочие, грузчики разбили биржу труда, громили учреждения.  Нам в Горном округе разбили окна, раскидали документы. С бунтовщиками сражались коммунисты. Помню, наш сосед отбивался кочергой.
После погромов, мы перешли на частную квартиру.
В те годы учеба была платная. Гриша получал 125 рублей в месяц и должен был заплатить школе  за меня весь месячный оклад. Дома Гриша много работал, занимался с книгами, он ведь учился тогда заочно в Томском горном институте на маркшейдера. Он ездил в Томск на сессии, там же и защитил диплом, таким образом получив два высших образования: годезиста и маркшейдера.
Кроме основной работы в Казахском геологическом управлении Гриша подрабатывал еще и в Риддере маршкейдером. Там ему и на всех иждивенцев выдавали паек, такой же, как и концессионерам-немцам. – муку, масло, какао».

На фотографии 1-ый выпуск краевых маркшейдерских курсов казахского геолого-разведочного техникума в 1932 году. В центре портрет организатора курсов ГД Лухтанова, левее и ниже (косо расположен) портрет брата Григория Дмитриевича Герасима(погиб в ВОВ). На фото есть портреты Керимбаева и Каржаубаева, ставших крупными политическими и хозяйственными деятелями Казахстана