Глава 1. Сюрприз...

Ася Котляр
Ася Котляр

ГЛАВА ПЕРВАЯ

СЮРПРИЗ!..

Да, так иногда бывает: не знал, не гадал, а жизнь преподнесла очередной сюрприз. Вы скажете, что без сюрпризов жить скучно? А я не буду спорить: очень скучно. А что делать, если сюрпризы сыплются на голову так часто, что не успеваешь отжить один, а второй тут как тут!

Школа – это просто какой-то дом сюрпризов, потому что каждый ребёнок, согласно философии рождения человека – это чудо. А чудеса в нашей жизни – сюрпризы. Не всегда это хорошие сюрпризы, иногда совсем страшные, но если мы получаем его, значит заслужили. Всевышнему, согласитесь, виднее, кому и что посылать.
Итак, за семестр до окончания учебного года я стала учителем выпускного 8с класса. Наша школа – прогимназия вот уже семь лет. До этого мы были обычной средней школой о двенадцати классах. Потом стали десятилеткой, а с 2016 года – прогимназией. Мы, учителя, ужасно переживали: как же можно забрать у нас старшеклассников? Переживали недолго: нас захватила бурная школьная жизнь, и мы постепенно смирились. Какое-то разумное зерно в этой реформе было: раньше основное внимание уделялось начальной школе и старшим классам: средняя параллель выпадала напрочь. Сейчас самый сложный подростковый возраст в нашей прогимназии под контролем. Тут я ставлю большой знак вопроса: он у нас, или мы, учителя, у него?

Ни для кого не секрет, что  13-15 лет, то есть подростковый возраст, – это тот ещё сюрприз как для родителей, так и для учителей. Дети, которые как-то резко перестают быть детьми, становятся неуправляемыми в основной своей массе. Этот возраст им «сносит голову», «качает крышу» и «срывает башню», что приносит нам, взрослым, кучу неприятностей и проблем. Ребятам кажется, что взрослые – это какие-то совершенно отсталые существа, которые живут по каким-то своим, совершенно устаревшим законам. Мы даже изъясняемся на разных языках. Нет, что-то общее у нас, безусловно, есть, но в этот период подросткам кажется, что нет ничего, чтобы могло объединить нас хоть в чём-нибудь.

В современной школе проблема коммуникации учителей и подростков принимает совсем грандиозный размах: практически все учителя годятся им в бабушки. Чуть не написала «в дедушки», но осеклась: в наших школах учителя-мужчины – это вымерший род. Кому сказать спасибо, я точно знаю: обществу и государству. По своей сути мужчины – добытчики, а что они могут добывать в школах? Профессия «учитель» скатилась на последнюю ступеньку списка всех профессий, превратившись из уважаемой и духовной  в какой-то чудовищный атавизмом. Но она стала и дефицитной в современном обществе. «В учителя идут либо дураки, либо фанатики», - когда-то, в перестроечные 90-е годы утверждала я. Многие из нашей учительской братии, презрев гуманизм и человеколюбие, подались в бизнес. Кому-то повезло – он там и остался, а кто-то прогорел и… и вернулся обратно в школу. Я знаю и тех, и этих. Кстати, ваша покорная слуга – не исключение: чего я только не делала: шила, вязала, пекла торты, делала украшения… Но всё это я творила параллельно со школой: не представляла жизнь свою без этого «института».

Я к тому, что в школе всё непросто: учителя – старые, дети – новые. То есть, они совсем новые. У нас с моей подругой и коллегой, Ириной Вячеславовной Алексеенко, есть мастер-класс, который мы проводим для родителей и учителей: «В мир идут новые дети». Новые дети отличаются от тех, что появились на свет двадцать лет назад. Чем? В первую очередь тем, что их жизнь насыщена огромным количеством информации: гаджеты, картинки, звуки, тексты, люди – всё это сменяется с такой скоростью, что только успевай наблюдать. Именно это обилие и породило у современных детей КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ.

Клиповое сознание – такая способность молодёжи очень быстро выделять из огромного потока информации то, что необходимо. Это мы долго переключаемся с одного на другое: у детей всё происходит мгновенно. Мало того, они могут одновременно воспринимать абсолютно разную информацию. И, что уж совсем интересно, они её как-то запоминают. Возможно, ненадолго, но это уже зависит от многих факторов и самого ребёнка. А ту информацию, что им совершенно не нужна, они с лёгкостью выкидывают из ячеек своей памяти. Эти дети очень прилично усваивают рекламу, но тяжело переваривают длинные тексты. Их клиповое сознание строится исключительно на образах: видят картинки, мгновенно анализируют, потом также быстро сортируют, отбрасывая ненужное, и этот процесс длится бесконечно и непрерывно.

Я пишу об этих важных вещах не ради красного словца: мы, учителя, для наших учеников тоже своеобразные картинки, сменяющие друг друга. Как только дети чувствуют и понимают, что картинка сделала своё дело – она идёт в мусорное ведро памяти.
И тогда им нужно что-то новое, неизведанное, то, что по их мнению сделает их жизнь ещё более яркой.

Сейчас тенденция к смене учителя проста: мы каким-то образом стали поставщиками образовательных услуг. Главное, чтобы детям было удобно и комфортно. С одной стороны это правильно: мы их учим, воспитываем, получая за свой труд зарплату. Но с другой стороны это крайне неверно: учитель не может быть поставщиком услуг, ну никак не может. Мало того: не имеет права. Наша профессия – надстройка над всеми остальными, ибо в учительских руках – будущее Земли, как бы пафосно это не звучало.
Но бывает и так, что учитель не смог пробиться через те тернии, которые сейчас в детских душах и головах. Причины разные, но одна из них явная: мы старые, а они – новые. Вторая причина, как мне кажется, в тревожности современного мира: все на стрессе. Иногда идёшь на урок, а в голове полный хаос. Входишь в класс, а дети такие же: разобранные и взвинченные. И вот уже идёт коса на камень, а урока и нет.

Ещё одна из причин: родители хотят для своих детей всё самое лучшее, не подозревая, что для каждого ребёнка «лучшее» – это всё очень индивидуально.
Я вам так скажу: мы, учителя, не святые. У каждого учителя есть такие скелеты в шкафу, о которых не хочется вспоминать. Я не исключение: в 2014 году от меня отказались родители шестого класса. Заслуженно или нет? Мне кажется, что совсем незаслуженно. Дело было в гуманной педагогике, которые многие воспринимали как вседозволенность, не понимая, что что представляет из себя эта педагогика на самом деле. Да, я имею звание «Рыцарь гуманной педагогики», но и сама сразу не понимала многого. А когда поняла – влюбилась на всю жизнь. И скажу вам так: эта педагогика ДАЁТ ПОТРЯСАЮЩИЕ ПЛОДЫ, потому что философия её прекрасна! Увидеть в ребёнке личность, верить в безграничные возможности ребёнка, одухотворять знания, которые мы преподносим, порой, как формулы и факты – разве это плохо? Но родителям не интересны были воспитательные моменты урока: только знания, формулы, задачи и примеры.  Им нужны были мои ежовые рукавицы. А мне даже представить их было страшно… Я привыкла ДОГОВАРИВАТЬСЯ с детьми.
«Мы, родители, их будем воспитывать и любить. А учитель обязан их учить» - так было написано в письме директору. Можно подумать, что одно исключает другое… Я оставила класс, хотя больно до сих пор. Не стыдно, а именно больно. Дети были против такого родительского решения, но родители поставили вопрос ребром: или-или.
 
И тогда я решилась на ведение дневника, который назвала «Кто ты, учитель?»
Там – вся МОЯ личная философия, МОЯ гуманная педагогика, МОИ слёзы и отчаяние, радость и счастье. А урок свой я, всё же, выучила: нужно всё объяснять родителям. И нужно дать им столько информации, сколько они готовы принять, потому что отсутствие информации порождает непонимание, что рано или поздно приведёт к конфликту.

Прошло девять лет с того печального случая. Я стала много писать и говорить о педагогике и детях,  другие родители стали читать и слушать. И произошёл прорыв, ибо родители поняли, что для современных детей гуманно-личностный подход - единственно-возможный подход к детям. Авторитаризм не работает от слова «совсем». И родители потянулись за этими, новыми педагогическими знаниями, поверив в силу нашей волшебной педагогики!
Скажу честно: гуманная педагогика – огромный труд над собой, любимой. Каждодневный и ежечасный. Но он себя вполне оправдывает. Что нужно: для того, чтобы постичь всю глубину этого прекрасного учения, подаренного миру великим мудрецом, академиком, Шалвой Александровичем Амонашвили, нужно просто учиться быть учителем. Мне почти шестьдесят, а я до сих пор учусь. Не знаю, выучу ли всё, но здесь главное – посыл. Чуть позже я дам и основы, и критерии гуманного урока, и методы… Не всё получается сразу. Иногда всё настолько сложно, что, кажется, выхода нет. Но выход всегда есть: если Бог закрывает окно, он оставляет форточку.

Сегодня я благодарна тем трём мамам, которые подняли бунт против меня. Именно благодаря им я стала писателем. Благодаря им я стала копаться в себе и вытащила из себя столько ненужного хлама! Благодаря им я стала учителем… Просто учителем. Важно анализировать свои ошибки, а не скатываться в обиды, хотя, чего греха таить – до сих пор колет…

Вчера меня вызвала наша директор, Ирина Прохоровна, и я за полгода до конца учебного года получила выпускной восьмой класс…
Буду веси этот дневник и читать его ребятам. Попробуем написать его вместе. Обещаю быть правдивой. Что получится – пока не знаю, но лиха беда – начало. Потом, я надеюсь, как по маслу…

Продолжение: http://proza.ru/2023/03/23/1849