Порываев на армейской службе, гл. 2

Афанасий Пласкеев
    
Глава вторая

1.
    После ужина 6 октября капитан Абраменко собрал всех новобранцев в классной комнате и подробно объяснил сценарий принятия завтра ПРИСЯГИ на плацу. Начало этого знаменательного для каждого новобранца мероприятия в - 11 часов. К этому времени все должны получить парадную форму, начистить сапоги и подшить воротнички.  Кто не знает  прочесть дополнительно текст  гимна СССР, а также текст самой присяги.  Вы все, кроме Порываева,  во время  прохождения курса " молодого бойца"  должны были с этими текстами ознакомится. Во время исполнения гимна не воспрещается подпевать, а после внятного прочтения текста присяги не забыть расписаться в специальном журнале о её прохождении. Командира отделения прошу обеспечить подготовку призывников к принятию присяги в строгом соответствием с порядком её прохождения.
     Завершив  беседу с новобранцами  капитан при выходе  из  комнаты положил  правую руку на  плечо Порываеву  и вкрадчиво  спросил: "Не обижаешься  на меня  за наряды? Порываев промолчал, Абраменко продолжил:
    - руководства части предлагает, чтобы  ты сразу  после Присяги написал заявление на сержантские курсы. Правда Красиков это предложение не подержал, так как ему снова придется искать нового писаря,  а Пирогов мне заявил, что ты от сержантских курсов отказался в пользу занятия спортом.
     В это время спортивный начальник части  майор  Рысаков,  подошел к Абраменко и Порываеву  и, прервав их разговор, заявил:
     - А я пришел сообщить тебе, Алексей, что в  связи с ожиданием плохой погоды в начале ноября,  проведение республиканского  мини марафона   с 4 ноября переносится  на 14 октября, и для включения тебя в списки участников, тебе необходимо  под нашим присмотром хотя бы просто  пробежать эти двадцать километров.  Завтра, сразу после Присяги переведем тебя в Медсанчасть, там тебя обследуют и подкормят, а  11  октября  ты должен уже принять участие в этом тренировочном пробеге. В такой ситуации Порываев вынужден был сказать Абраменко:
    - Вот , товарищ  капитан, как Вы слышали,  для меня сержантские курсы отменяются и я ударяюсь по указанию руководства части в бега на длинные дистанции. А  Вас, товарищ  майор, я прошу повременить с переводом меня в санчасть хотя бы на 8 и 9 октября, ведь в бюро пропусков п/я я и так буду отсутствовать завтра  целый день, а там есть неотложные дела по оформлению пропусков на предприятие. За понедельник и  вторник я постараюсь выяснить  с  Василием Петровичем  мое отсутствие в бюро пропусков с 10 до 15 октября или совсем освободиться от этой работы. Вмешался Абраменко:
    - Конечно же, Сергей Александрович,  Порываев дело говорит, ведь его работа по оформлению пропусков, пожалуй, важнее   подготовке в эти дни к соревнованиям.
     - Добро, я согласен - отчеканил Рысаков, - с Красиковым я сам поговорю, а тебя,  незаменимый писарь, я попрошу уже 9 вечером  поместиться в Санчасть и всерьёз  готовиться к участию в этом марафоне от всей нашей дивизии и даже от города Новосибирска.

2.
     Ровно в 11 часов 7 октября 1962 г. на  плацу воинской части (далее в/ч)  3679 состоялось торжественное  повзводное  построение новобранцев, одетых в парадную форму с оружием в руках на перевес. Под звуки военного оркестра на середину плаца был вынесен государственный флаг СССР   и  боевое знамя воинской части,  а её командир произнес стоя перед выстроенными в одну шеренгу призывников приветственную речь. После  выступления  командира части в каждом из  взводов   их командиры стали вызывать по списку из строя новобранцев, вручая им для чтения текст присяги  в  красочном планшете и те, кто как может  принялись читать текст этой Присяги.
    Все  участники принятия присяги, кроме Порываева, во время курса  "молодого  бойца" прошли тщательную репетицию, а  Алексей, достаточно освоив не хитрый порядок принятия Присяги, глядя на сослуживцев, все-таки испытывал  волнение,  в  ожидании своей очереди. С утра он дважды прочел текст Присяги, произнося  во всеуслышание её заключительные слова.  И вот теперь, когда прозвучала его фамилия, получив на руки красочный планшет с текстом присяги,  он строевым шагом вышел из строя на установленное расстояние, повернулся лицом к сослуживцам и руководству части, громко и торжественно стал зачитывать текст  присяги следующего содержания:
    "Я гражданин  Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, безприкословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.  Я клянусь добросовестно изучать военное дело,  всемерно беречь военное и народное  имущество и до последнего дыхания  быть преданным своему народу,  своей Советской Родине и Советскому правительству.
    Я всегда готов по приказу Советского Правительства  выступить на защиту моей  Родины - Союза Советских социалистических  Республик  и,  как  воин Вооруженных  Сил я  клянусь  защищать её мужественно, умело,  с достоинством  и честью,  не щадя  своей крови и самой  жизни для  достижения полной победы над врагом.
     Если же я нарушу эту мою  торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона,  всеобщая ненависть и презрение трудящихся."
     После прочтение Присяги  Порываев подошел к столику  и расписался  в специальном журнале о её принятии. Когда во всех взводах прошло это торжественное мероприятие,  командир части обратился с поздравлением  к новобранцам, принявших эту военную клятву,  ставшими теперь  военнослужащими, за которыми одновременно  закрепляются и определенные обязательства.  После исполнения гимна  СССР все участники, как бы парада,  четким строевым шагом пройдя вкруговую по плацу,  завершая  это мероприятие,  направились в свои казармы. Этот воскресный  день для всех военнослужащих, включая офицерский состав, был объявлен выходным. Многим  участникам принятия присяги, включая Порываева, была выдана увольнительная.

3.
    Переодевшись после Присяги в повседневную военную форму Порываев, не успевший до этого времени написать родным и близким о своем местонахождении на    военной службе , направился   в  почтовое отделение воинской части.   Накануне он уже написал короткие сообщения о своем местонахождении (указав номер воинской части 3679 в городе Новосибирске)   своим родителям,  бывшим приисковым подругам: учителю  Лизе, бухгалтеру Светлане и даже секретарю райкома партии Касаткиной, в которую  был в последнее время безрассудно влюблен. Алексею оставалось только вложить  свои письма в конверты, написать на них адреса   и передать  их на руки  дежурному почтового отделения, услышав от  него подтверждение, что   переписка  всех военнослужащих  (а он только что им стал) осуществляется бесплатно.
     Вернувшись в казарму ему сообщили, что его приглашает в Дом культуры сам директор Веселов Илья Александрович. Было уже  время  обеда,  но  Алексей  уже готовый в душе  к участию в художественной самодеятельности,  не  мешкая  направился к Веселову.  К удивлению Алексея, хозяином  кабинета оказался моложавый, приятной наружности  мужчина с сединкой на висках, обложенный со всех сторон папками, коробками и какими-то бумагами,  пьющий чай, с наваленным горочкой в роскошную вазу, печеньем.
     Подойдя близко к столу Порываев не громко  спросил:
     - Мне  передали, что Вы  хотели меня видеть?
     - Да,  да , Порываев, я  был свидетелем,  как Вы артистично и звонко читали текст Присяги, мне такие  чтецы сейчас при подготовке к праздничному концерту как раз позарез  нужны. Признайтесь,  Вы раньше наверняка участвовали  в художественной самодеятельности и читали стихи. Прочтите хоть  что-нибудь.  Алексей, не возражая, с выражением произнес:
"О тебе о моей не встреченной
часто думаю я и мечтаю,
 не растраченной, не развенчанной
 мне тебя позарез не хватает..."
     - Отлично, Порываев! Правда, не совсем по теме.   К 45 годовщине Октября мы начали готовить праздничный  концерт и главное требование, чтобы в нем было отражено величие Великой Октябрьской Социалистической  Революции. Мы найдем  Вам пару  текстов и на следующей репетиции 14 октября Вы их   прочтете, и мы определимся какое из приветствий нам  взять. Алексей помялся и сказал: "Как раз  14 октября я не могу  прийти на репетицию, у меня важное в этот день мероприятие".  Веселов, протягивая Порываеву печенюшку спокойно сказал: " Так не вопрос,  приходите ко мне,  когда сможете,  ну хоть  15, главное нам надо найти что-то подходящее к приветствию по тематике, а Вам его выучить до 4 ноября, когда намечается наш концерт.
     Заглянув на кухню в столовой, Порываев полушутя выпалил поварам:
     - Сегодня  присягу принял,  к боевому заданию готов: картошечку вам  почистить (это мне в удовольствие) и что- нибудь перекусить.  Главный повар Сытин, пожав руку Алексею,  завосклицал:
     - Ну, Порываев, ты даешь, нам сказали, что тебя отобрали на всероссийское  соревнование по малому марафону на 20 км.  и мы будем со вторника тебе в санчасть еду носить, садись вон за тот стол.  Вася,  принеси-ка  Леше тот  мосольчик, что я себе оставлял, да рюмочку коньячка  в честь принятия  Присяги ему налей. Аппетитно  пообедав, настроившись застолбить дружбу с кухней, Алексей  вынул из бумажника десятку и, по тихому передав её Василию,  ушел.
      Посмотрев  на  часы  -   было уже четыре,  Порываев размышлял: идти по увольнительной уже было поздно,  да и не было никакой нужды, так как в кармане у него уже был пропуск на выход в город  для посещения бюро пропусков п/я  на три месяца. И, уже  раздумывая   идти ли ему в библиотеку,  в сознании спортсмена всплыло тревожное - предстоящий бег  через неделю на 20  километров, а он не тренировался  больше 3  месяцев. На отборочной тренировке 11-го  его могут еще и забраковать, вот  какой позор может быть. Эх, зря, зря я согласился на эти бега, не подумав, но, правда 10 км. на  республиканских соревнованиях  пробежал здорово, почти вех обогнал (занял 2 место),  да и здесь уже неплохо размялся  (обогнал всех новобранцев на 5 км.).  Отступать некуда, надо тренироваться:  впереди бега и 3 года военной службы.
     Вернувшись  в казарму он быстро переоделся в спортивную форму и выскочил на стадион. Уже пробегая первый круг Алексей размышлял: "До  старта на двадцатку остается одна неделя, а на проверочный бег  всего 4 дня. Надо хотя бы за это время войти в спортивную форму, "не до жиру (высокого результата) - быть бы живым (не сойти с дистанции). А что тут  размышлять:  круг на стадионе ногами уже измерял -  400 метров, как на современном стадионе, чтобы пробежать 20000 метров нужно покружить  на нем 50 раз, с ума сойти, а на  десятку - и то нужно пробежать 25 кругов, голова закружится. Главный вопрос: в каком темпе будет бег, ведь соберутся лучшие бегуны России на длинные дистанции и слабаков, как ему приходилось обгонять, здесь не будет. Но если сразу взять темп максимально, как приходилось на 10-ку, силенок на 20 точно не хватит.
     За время его рассуждений с самим собой он уже незаметно осилил 5 кругов, а это  уже  2 км. Вспомнился  последний бег в Якутске на 10 - ку: ему  7 км. удалось держать высокий темп, потом пять  кругов с передыхом и два последних - с максимальным напрягом, что было сил и второе место из   37 бегунов.  Пока он на бегу размышлял, уже потерял счет кругам,  но осилил еще не менее 7 км. и подумал: темп надо сбавить на 2-3 круга, а последнюю 400 - метровку надо пробежать изо всех сил.  После быстрого  финиша Алексей пролетел еще метров 20 и, не смотря на большое число зевак упал на траву. Поднявшись и направляясь в казарму  Порываев испытывал успокоение на душе: удалось пробежать в неплохом темпе примерно  9 с небольшим км. Но если сбавить  темп мог бы пробежать еще столько же.
     Тут к нему подошел старлей Скворцов, доставивший его в роту неделю назад и сказал: "Меня определили к Вам в тренеры, раньше я тоже занимался спортом (был многоборцем, и бегать тоже приходилось), но судя по Вашему бегу, мало чем смогу Вам помочь. Подойдя  к Алексею Виктор Степанович крепко пожал ему руку, а  это значило, что у Порываева в части появился из числа офицеров покровитель.