Хорошо, когда собака - друг

Иван Болдырев
                Рассказ

Студентка педагогического института Тоня Березкина сдала экзамены летней сессии и ехала к родителям в город Балашиху  немного отдохнуть. На летнее время у нее составлена целая программа времяпрепровождения. Все в ней было настолько невиданное доселе и привлекательное, что Тоня готова была прыгать от восторга. Девушке хотелось побыстрее попасть в родительскую квартиру.
С этой минуты для нее начнется сказочная жизнь.Как-то внезапно в их семье вдруг все хорошо наладилось. Отец Тони был неожиданно повышен в должности на своем заводе. Он стал начальником цеха. Мать длительное время преподавала математику в средней школе. Теперь она назначена завучем. Брат Тони демобилизовался из армии и тут же стал готовиться к свадьбе. Еще до призыва на военную службы он влюбился в девушку Валю Булахтину, которая училась с ним в одной  школе.

Правда, тут ладным оказалось далеко не все.  Обладатель громадных капиталов вдруг стал ярым противником этого брака.  Когда дочка Валентина привезла в Москву своего избранника отцу напоказ, тот при встрече держался замкнуто. Своего мнения при потенциальном зяте не высказал. Зато когда они остались с дочкой наедине, развязал свой язык вволю. Сказал, что если Валя пойдет против воли родителя, он от нее начисто откажется. Пусть сама себя материально обеспечивает. И он для нее станет вовсе не родитель.

 Но дочка оказалась в этом плане вся в родителя. С характером. Когда она уходила из столичного дома отца, мысленно для себя все повторяла: «Ну и черт с тобой. Как-нибудь с Максом и на свои зарплаты проживем. А твои сомнительно нажитые миллионы и сейчас мне поперек горла».

Валя с раннего детства  безмерных чувств к своему отцу не питала. Да и к матери – тоже. Вскоре родители перебрались  из своего родного села перебрались на постоянное жительство в столицу. Валя осталась жить в селе Ясеновке у своей тети. Та в какой-то мере заменила ей мать.

Несмотря на нажитые миллионы отец Вали в Ясеновке большой симпатией не пользовался. В селе о нем ходили нелицеприятные разговоры. Многие открыто говорили, что богатство Булахтин (Такую фамилию имел родитель Вали) нажил мошенническим путем. Все у него на обмане и воровстве. Валя с раннего детства слышала такое о своем папе. Ей было стыдно все это воспринимать. А потому редкие приезды родителей в Ясеновку она встречала с чувством определенной настороженности.

Хотя жители райцентра Ясеновке никаких претензий к Вале по этому поводу не предъявляли. Валю они воспринимали очень благожелательно. И своего нелицеприятного мнения при ней о ее отце старались не высказывать. Разве что ее сверстники досаждали иногда своими несдержанными языками. Девушка была своим односельчанам благодарна. Из села ее после окончания средней школы никуда не потянуло. Она обрела для себя специальность медицинского фельдшера и устроилась работать в местной районной больнице.

 Если к своим родителям Валя относилась предельно настороженно, то в семье  Березкиных она чувствовала себя вполне своей. Особенно в последнее время. В семью будущего своего мужа она приезжала чуть ли не каждый день. И знала, что здесь ее всегда ждут, по ней скучают.   Здесь ей всегда рады.  И никто ей тут плохого слова не скажет. Глава семьи был человеком решительным. Валя слышала не раз рассказы в семье о том, как крут был Борис Матвеевич Березкин на заводе. Правда, она слышала и другое. Хозяин семьи пользовался неукоснительным авторитетом на своем предприятии.

Но, несмотря на крутой нрав, к своей будущей снохе Борис Матвеевич относился неизменно доброжелательно и ласково. Она уже привыкла, что  свекор к ней хорошо относится, и нисколько его не боялась.
 
          А уж будущая свекровь души в ней не чаяла. Она доверяла ей все свои тайны. И они частенько уединялись где-нибудь в укромном месте и подолгу о чем-то шушукались. Но сама Валя всей своей душой тянулась к Тоне. Вот и сейчас, когда студентка вошла в квартиру, Валя сразу к ней метнулась, крепко обняла и расцеловала. При этом веселым голосом произнесла:

– Не надо! Не надо! Можешь ни о чем не говорить!  И так видно, что у тебя все прекрасно!
В квартире Березкиных все было готово к торжествам. Сдвинутые столы ломились от закусок. Заманчиво поблескивали бутылки со спиртным. Их тоже было предостаточно. Борис Матвеевич гостеприимно развел руки. Это значило, хозяин квартиры приглашает госте за столы. Все последовали этому приглашению. Негромко был включен магнитофон. И началось широкое веселье. Вскоре дело дошло до танцев. Но тут возникли определенные трудности. Зал в квартире Березкиных был, на первый взгляд, просторный. Но приглашенных на пиршество было слишком много. И для танцев возможности были ограничены. Так что показать себя  в этом плане получалось не у всех.

Через два дня Тоня и Валя выехали в Ясеновку. Если для Вали там было все слишком хорошо обжитое, то Тоня в село попала впервые. Для нее в нем было все ново и незнакомо. На следующий день после приезда Тоня вышла на улицу, чтобы осмотреться, и повнимательнее посмотреть, что из себя представляет сельское поселение. И увидела, что в соседнем доме, что рядом с домом тетки Валентины у ворот на скамейке сидела ветхая старуха. Подбородком она опиралась на свою палку. Видно было, что бабушка сильно согбенна. Прожитые годы скрутили ее основательно.

Когда они ехали из Балашихе в Ясеновку, Тоня все расспрашивала Валю, какие в их селе порядки, привычки, традиции. Ей врезалось в память то, что в селах люди здороваются даже с теми, с кем они совершенно не знакомы. Вот она и решила последовать сельским порядкам:

– Здравствуйте, бабушка, – стараясь быть предельно приветливой, произнесла она.

И вдруг увидела, что бабушка медленно поднимается со своей скамейки. Было видно, что полностью разогнуться у нее не получится. Но бабушка вдруг нагнулась чуть ли не до самой земли в поклоне. Слабым, хриплым, но таким ласковым душевным голосом она вдруг произнесла:

– Доброго тебе здоровья, дорогая моя. Пусть у тебя все будет путем. Пусть тебе во всем сопутствует удача и безмерное счастье. Пусть Всевышний на небе будет к тебе всегда благосклонен. Долгих тебе лет, любящего заботливого мужа и ласковых послушливых детей.
Не привыкшая к такой задушевности Тоня совсем растерялась. Дрожащим от волнения голосом она выдавила из себя:

– Спасибо вам, бабушка, за добрые, душевные слова. Я вам очень за это благодарная.

И заспешила в дом тетки Валентины. Та вгляделась  в глаза подруги и очень удивилась:

– Да что с тобой? Кто тебя в нашем дворе так испугал? У нас там ничего страшного не водится.

Тоня растерянно махнула рукой:

– Да не у вас. По соседству.

– По соседству? Да там бабушка Христина живет. Но она за всю свою жизнь даже мухи не обидела. Чего же ты там испугалась?

Тоня с некоторой досадой восприняла непонятливость Валентины:

– Ничего я не испугалась. Меня поразили доброта и душевность бабушки. У нас в городе, как мне кажется, такие люди не водятся. У вас, что все люди такие?

– Да нет. Бабушка Христина редкость. От нее за версту добротой и сердечностью веет. Она ужа давно в лучший мир собралась. Да только в канцелярии Всевышнего, видать, считают, что она не все свои добрые дела на земле совершила. Вот и отпускают ей долголетие. Ты с бабушкой Христиной поддерживай отношения. Она своей добротой и мне подымает настроение.

Жара все дни стояла невыносимая. И за три дня до воскресенья Валентина сказала подруге:

– Ну хватит такое терпеть. В воскресенье повезу тебя познакомлю с нашим славным Доном. Думала и Максима с нами пригласить. Да у него хозяин не человек, а бездушная машина оказался. Когда твой брат у него попробовал отпроситься, он сказал: «Какой среди лета может быть отдых». Максим было напомнил ему о конституции, в которой выходные в неделе предусмотрены. Хозяин сказал Максиму, что он может жить по конституции. Да только после выходного он может к нему на работу не приходить, а написать заявление по собственному. Вот и получилось, что не хозяину, твоему брату просить прощения.

В воскресенье Тоня проснулась рано и суматошно стала собираться на Дон. Ей очень хотелось побыстрее взглянуть на эту славную реку. Но Валя охладила ее порыв. Сказала, спешить не надо. Пусть вода в Дону немного прогреется, тогда в ней и поплавать будет намного приятней.

Выехали они из дома часов в одиннадцать. Когда добрались на Валентиновой машине, имели возможность убедиться, что купальщиков там оказалось немного. Все, видать, придерживались правила, спешить на Дон рано не надо.

Сначала они держались вдвоем. С ними здоровались. Но в компанию к ним никто не напрашивался. И лишь в полдень к ним подошел парень, который поздоровался с Валей, как с хорошей знакомой. А с Антониной он лишь раскланялся. Подруга представила ей парня. Оказалось, что это видный спортсмен, которые преподается бокс в местной спортивной школе. Он преуспевающий человек. Часто участвует в спортивных соревнованиях. И, как правило, выходит в них победителем.

Антонина спортивными делами не очень интересовалась. О парне, которого ей подруга представила как Алексея Егоровича Мязина она впервые услышала. Алексей Егорович много говорил. Валя лишь изредка его спрашивала, чтобы что-то конкретно уточнить. Да иногда лаконично высказывала свое отношение к спортивным событиям в их районе или области.

Тоня приглядывалась к парню и в разговоре не участвовала. Она наблюдала. И у нее стало складываться первоначальное мнение о спортивном преподавателе. Ей стало казаться, что Алексей Егорович человек с заметной долей хвастовства и нахальности. И она подумывала, что ей надо от этого человека держаться подальше.

Она предложила Вале пойти поплавать в Дону. Та извинилась перед преподавателем по боксу и они вошли в реку. Течение было стремительным. Они несколько раз пробовали противостоять ему. Но все оказалось напрасным. Течение относило их и им требовалось выходить к берегу и по мелководью возвращаться обратно. В следующий раз, когда они в который раз пытались побороться с течением, со стороны Павловска приплыли две моторные лодки. В каждой было по два лодочника. Одна лодка ушла в глубину, чтобы не мешать девушкам. Другая наоборот приблизилась к ним так, что Тоня была вынуждена руками оттолкнуться от ее борта. И ее основательно крутануло.

За всем этим хулиганством внимательно наблюдал Алексей Егорович Мязин. Он стремительно вошел в воду и позвал лодочников на берег для разговора. Те хохотнули и благодушно согласились: «Поговорить, так поговорить. Нам это ничего не стоит». Они тут же сошли на берег и расслабленно насмешливо смотнели на Мязина. Он был вполне спокоен и сказал своим противникам: «Ну, что. Начинайте». Те бросились на боксера. Но он молниеносными ударами обоих уложил в песок. Один даже потерял сознание. Его пришлось поливать донской водой. Боксер терпеливо дождался, когда лодочники оправятся от его примочек, сядут в свою лодку и отбудут подальше от своего противника. Только после этого он подошел к девушкам.

Но с ними  у него не получилось начать разговор. Боксера окружили отдыхающие и с восторгом смотрели на него. По всему чувствовалось, что они нисколько Мязина не осуждают. Некоторые даже говорили ему «Спасибо» за то, что девушку спас от дальнейших измывательств».

Тоня  с восторгом смотрела на Алексея Егоровича. Теперь она не замечала в нем ни хвастовства в разговоре со своими поклонниками, ни нахальства. Он был ее спасителем.

Как только купальщики разошлись от преподавателя бокса, он подошел к девушкам. В районном центре  на открытой площадке у Дома культуры по воскресеньям еще проводились танцы. И Мязин пригласил девушек составить ему сегодня вечером компанию. Но Валентина отказалась. Сказала, что дома работы много. Надо провести в доме уборку. Да и нестиранного белья набралось много. Тогда Мязин пригласил Антонину на танцы. Она согласилась. Хотя Валя посмотрела на нее с явным осуждением.

Мязин обратился к Тоне с просьбой, чтобы она, как и Валентина называла в разговоре его только по имени. Поскольку они теперь становятся друзьями, ни к чему эта официальность. Девушка кивком головы приняла это предложение. Тут же Валя позвала подругу домой. Они сели в машину и отбыли с места купания. В дороге Валя завела разговор об их знакомце:

– Знаешь, подружка! Зря ты так втягиваешься в связь с этим Мязиным. Спортсмен он действительно отменный. И мне нравится, что он так часто становится победителем. Вот только человек он не ахти притягательный. У него таких, как ты, перебывало – не пересчитать. И все с ним расставались с обидой. Смотри, и ты так же вляпаешься по самую макушку.

Антонина заметно скукожилась и застенчиво подруге ответила:

– Да никаких надежд я на него  не испытываю. Просто захотелось потанцевать. Да и посмотреть, что у вас там собирается за публика. Ты вся в работе. Ты, как я поняла, день и ночь занята делом. А я у вас свободная. Мне иногда бывает даже скучно.

Валя лишь пожала плечами. Потом произнесла:

– Ну, смотри, смотри. Только потом не обижайся на меня, что не предупредила.

Вечером Мязин прибыл к дому тетки Валентины в назначенное время. Он терпеливо дождался, пока его спутница на танцы оденется. Вышла она очень праздничной и ее кавалер тут же сказал ей комплимент. Валя посмотрела им вслед и укоризненно покачала головой.

Тоня пришла с танцев уже заполночь. Она была заметно взволнованной. Когда улеглась в постель, не могла заснуть. Все металась с боку на бок. Часто вздыхала. Валя в который раз грустно подумала: «Вляпалась эта дура. Вляпалась».

Но больше предупреждать свою подружку не стала. Не маленькая. Пусть сама во всем этом разбирается. Но Тоня разбираться, видать, не стала. Вернее, она решила плыть по течению. К Мязину она теперь обращалась только по имени. Каждый вечер он приходил к дому тетки Валентины Марфы Захаровны, и они уходили гулять по улицам Ясеновки.

Со свидания Тоня стала приносить подарки от Алексея. То это были пакеты с дорогими конфетами, то в изобилии плитки шоколада, то дорогие французские духи. Как-то однажды Валя не удержалась и спросила: « Не слишком ты увлекаешься?» Но Антонина ответила, что нет. Это он для большего знакомства так старается. А так у них все только по-товарищески.

Валя еще раз только предупредила:

– Ну. Смотри, смотри. 

Время протекало быстро. Не успели оглянуться, как лето стало близко к своему концу. Валя приглядывалась к Тоне и замечала, что прежнее ее влюбленное восторженное влечение куда-то подевалось. Она стала грустной и какой-то растерянной. Да и у двора своей тетки Марфы Захаровны Алексея Мязина она видела все реже и реже. Свою подругу о таких наблюдениях она расспрашивать не стала. Если сочтет нужным, сама обо всем расскажет.

Только о своих неладах на любовном фронте Тоня к ней обращаться не стала до дня своего отъезда в Балашиху. Автобус из Ясеновки уходил по темному утром. Валя проснулась и увидела, что ее подруга сидела в комнате готовая в дорогу. Она не стала даже умываться. Тоня сидела на кровати вся издерганная. Валя взяла чемоданчик подруги и повела ее на автостанцию. Шли молча. И лишь только пришли к автобусной остановке Тоня заговорила:
– Ты у меня спросить ничего не хочешь?

Валя спокойно ответила:

– Думаю, ты и сама расскажешь. У нас ведь с тобой секретов уже давно не нет. Наверное, не будет и сейчас. Давай уж раскрывай свою тайну. Хотя я без твоего признания догадываюсь, что ваша любовь с этим боксером сошла на убыль. Я тебе и в самом начале говорила: этим все кончится.

Тоня тяжко вздохнула и сказала:

– Не обо всем ты догадываешься. Я ведь от этого боксера
забеременела.

Валю даже передернуло от неожиданности:

– Да ты что, серьезно?

– Серьезней не бывает. Я сказала об этом Алексею. Думала, он немного помнется. Он ведь в последнее время  с нарастающим холодком ко мне относился. Но потом предложит мне выйти за него замуж. Ничуть не бывало. Сказал, что он еще не готов обзаводиться семьей. Я спросила, когда же он для этого созреет? Ответил, лет через пять. Я поняла, что у меня никаких шансов. А я то души в нем не чаяла.

Вот так у меня все и разладилось. Знаешь, со мной на курсе учится девушка. Способная такая. Так вот однажды она сказаламне одну цитату: «Хорошо, когда собака – друг. Плохо, когда друг – собака». А я сказанное ей крепко запомнила. Теперь у меня крепко запомненное постоянно стучится в голове. «Хороша, когда собака – друг. Плохо, когда друг – собака». Вот к моему бывшему любовнику это очень подходит. А я так его полюбила. Думала до конца моих дней. А его и на несколько месяцев на хватило.

Вот такие у меня дела на любовном фронте, подруга.

Подошел автобус. В нем было всего три пассажира. Видать в такую рань ни у кого не было желания куда-то ехать. Валя взяла чемоданчик и зашла с ним в салон. Вопросительно посмотрела на Тоню, где та собирается сесть. Поняла, что подруга захотела обосноваться на заднем сиденье. Поставила там чемоданчик, обняла Антонину и вышла из автобуса. Он сразу же тронулся.

После отъезда Тоня не связывалась с подругой. От людей посторонних Валентина узнала, что у ее подруги Тони дела совсем плохи. Она наглоталась каких-то ядовитых таблеток. Хотела покончить жизнь самоубийством. Но врачи ее все-таки отходили. Носила в себе подруга мальчика. Он умер в ее чреве.   
Встревоженная Валентина всякими способами пытался связаться с Антониной. Но от той – ни ответа, ни привета.

Время шло и Валентина со временем пришла к выводу, что дружба их с Антониной прервалась навсегда. Но через несколько лет подруга вдруг прислала ей электронное письмо. Прочитала его Валя и поняла, что ее подруга так и не оправилось после разрыва отношений с боксером Мязыниым., Что та любовью все еще основательно сломлена. И, видать, от этого недуга не скоро освободится.

Тоня написала в своем электронном письме, что она, наконец, восстановила свое здоровье. И закончила пединститут. Теперь она преподает историю в средней школе. И, как это принято, она для многих перестала быть просто Тоней. Она теперь Антонина Борисовна. Вроде, как стала солидной женщиной. А какое там…

Антонина Борисовна писала, что вроде как справляется со своей работой. По крайней мере, большинство старшеклассников внимательно слушают ее уроки. Задают вопросы. Расспрашивают по теме. И она убеждена, для них ее уроки интересны. Значит, она 
что-то понимает в развитии мира на земле, и в разных на  ней странах.

Только вот в таком мизерном деле, как любовь, она оказалась неграмотной. Ее кавалер с ней просто поигрался. А как дело дошло до серьезного, он сразу от всего отрекся. Что же она в этой игре оказалась такой слепой? Не видела, что с ней просто поиграли и бросили?

И теперь  есть парни, которые проявляют к ней внимание. Они предлагают ей создать семью. А у нее начинает звенеть в голове цитата сокурсницы «Плохо, когда друг – собака». Неужели ей предстоит судьба прожить свою жизнь в одиночестве?»