Поезд Москва-Санкт-Петербург. Июль 2022

Журавлева Елена
 Вспоминаю мою летнюю поездку в Питер, и из головы никак не выходит мой разговор с двумя соседками по купе. Одной из них была строгая пожилая дама, коренная петербурженка. Она живет рядом с Исаакиевским Собором, не любит Москву, и никогда не выезжала за границу. Вторая женщина помоложе. Она из Сибири и ехала в Питер к друзьям.

За час до приезда мы разболтались. Я сообщила, что всего две недели назад мы с мужем вернулись из Индии после шестилетней командировки и сейчас пытаемся вновь адаптироваться к Москве.
Они слушали мои откровения, с удовольствием поддакивая: «Конечно же, лучше жить на Родине». Одна из женщин с энтузиазмом принялась рассказывать о своей близкой подруге, которая уехала жить на Тенерифе, вскоре вернулась обратно в Россию и целовала в аэропорту землю. До того ей было неуютно на чужом испанском острове. Как она там оказалось? Неожиданно получила там в наследство от своих родственников маленькую виллу. Жизнь на Тенерифе казалась ей скучной и бессмысленной. Один и тот же пейзаж очень быстро надоел и ее хватило всего на полгода.
Эта история не была для меня сенсацией. Я знаю, каково жить на чужбине, пока ты не обрастешь друзьями, знакомыми и не найдешь себя занятие по душе. А главное, не поймешь, что другого здесь уже не будет, надо приспосабливаться.
Одна из женщин меня осторожно спросила: «А вы находились в Индии 24 февраля?»
Ей была интересна реакция индийцев на наши события. "Да! Я помню этот день по часам с самого утра, когда я заглянула в новости."
И тут меня прорвало! Случился почти пятиминутный эмоциональный выплеск. Видимо,до того накипело, что захотелось выговориться.
Я рассказала все, что чувствовала в те первые часы войны. Для меня это нестерпимая боль, безысходность и точка не возврата.
Я откровенно рассказала, как с ужасом смотрела тогда индийские новости, где зашкаливал поток информации о вероломном вторжении на Украину, где поносили агрессора, который развязал эту войну. Как безжалостно с утра до вечера показывали бомбежки украинских городов, плачущих женщин и детей. А еще женщины узнали от меня, что индийцы сняли часовой фильм о Зеленском, где осветили подробно его биографию от участия в КВН, до прихода к власти.
Мне было интересно наблюдать, как две не знакомые ранее женщины, совершенно одинаково реагируют на мой рассказ. Они явно такого не ожидали. Как же так? Индия – дружественная для нас страна. А оказалось, что Моди просто держит нейтралитет, и, оказывается, далеко не все индийцы и все журналисты его поддерживают. Не беспокойтесь! Индия всегда будет делать только то, что ей выгодно и никогда не захочет портить отношения ни с США, ни с Россией. А еще я с удовольствием рассказала дамам, которые слушали меня с открытыми ртами, что Индия за всю свою историю никогда ни на кого не нападала. Это демократическая страна, а это значит, что там каждый день где-то проходят митинги и забастовки, и люди не боятся выражать свое мнение. За это никого не сажают. И в новостных каналах журналисты могут позволить себе все, что считают нужным, и даже критиковать правящую Партию и Моди. Я поняла, что женщины слушают меня с некоторым недоумением и даже с раздражением. Как я посмела обрушить на них эту неудобную правду? Зачем я вывела их из зоны комфорта? А в конце разговора пожилая дама робко меня спросила: «А что, в Индии не смотрят наши российские новости? Там нет наших каналов?»
Я не рассказала этим дамам, сколько друзей я потеряла в эти первые дни войны. Как поражалась друзьям и приятелям, которые продолжали жить, словно с их страной ничего не случилось, которые как ни в чем не бывало присылали мне дурацкие картинки-поздравлялки "с масленицей" или картинки ; "с добрым утром". Что не так с этими людьми? Как можно продолжать жить, словно ничего не случилось?