Таинство причастия. Зачем и как нужно причащаться?

Николаенко Сергей Витальевич
Прежде, чем мы ответим на вопросы, а также приступим к терминологии и дадим определения сего Таинства, давайте сначала изучим тексты Священного Писания, говорящие о причастии.

И первый текст, мы встречаем в Евангелии от Иоанна, где Сам Даятель Своего Тела и Крови, даёт нам наставления: почему важно принимать Тело и Кровь Христовы?

Ион.6:53-57
53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною.

И первое, что мы видим в этом наставлении, Христос указывает на важный аспект причастия: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Это серьёзное утверждение, требующее более глубокого исследования, чего данная статья не подразумевает. Но мы немного порассуждаем.

То есть, исходя из слов Христа, если мы не будем причащаться, в нас не будет жизни или сил, чтобы жить!
И последние стихи в этом отрывке ещё раз подчеркивают зависимость верующих людей от принятия Тела и Крови Христовой: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною».

Важные утверждения из этого текста: пребывает во Мне и Я в нём! Жить будет Мною!

И здесь можно было бы остановиться и рассмотреть эту истину более глубоко, написав целый богословский труд и подведя основание, исходя из объёма всего Священного Писания, но мы пойдём дальше. Просто сами порассуждайте, насколько мы должны зависеть от Бога, а не полагаться на свои человеческие силы. Принял Тело и Кровь Христа - имеешь жизнь, Христос в тебе, живёшь Им. Не принял - нет полноты жизни и присутствия Христа в тебе!!!
Можно привести грубое сравнение с людьми, которые зависят от лекарственного препарата: принял - жив, не принял - мёртв…

И всё таки приведу только один текст в подтверждение выше сказанному:
(Ион.15:4-8)
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

Но мы пойдём дальше и посмотрим другие тексты Библии. И следующий текст, опять наставления Самого Христа:
(Лук.22:13-20)
13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.
14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

И здесь можно о многом говорить, но выделим только последние стихи: «сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается».

Здесь Христос говорит, чтобы мы делали это в Его воспоминание. И что это Новый Завет в Его крови. То есть, здесь мы берём основание, что мы должны вспоминать о Христе, когда совершаем причастие. И также помнить о Новом Завете в Его крови. Заветные отношения - это отношения договора любви между двумя сторонами. И как в брачном завете, есть обещания любви и верности, так и в завете крови, есть Божьи обетования, которые мы принимаем через принятие крови Христа.

В Новом Завете есть много обетований для Божьего народа, но хотелось выделить те, что были совершены именно при жертве на кресте:
1.Он понёс наши грехи на кресте, чтобы мы имели прощение и спасение во Христе!
2.Он был проклят за нас, чтобы в нашей жизни было разрушено всякое проклятие!
3.Он понёс наши немощи и болезни на кресте, чтобы мы имели исцеление!

Иса.53:4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Иса.53:5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Мат.8:17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.
1Пт.2:24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
Гал.3:13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе

Поэтому, принимая тело и кровь Христовы - мы верою принимаем полноту Божьих обетований для нашей жизни! Христос в нас - Его жизнь в нас!!!

И далее мы приходим к словам апостола Павла о причастии:

(1Кр.10:15-17)
15 Я говорю [вам] как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

Здесь мы можем выделить слова: приобщение Тела и Крови Христовой, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

Слово приобщение -
;;;;;;;; — (взаимо)отношения, (со)участие, общение, общительность, подаяние, пожертвование.
Слово причастие -
;;;;;; — участвовать, принимать участие, иметь долю, быть (со)причастным.

Как раз в этих местах Писания, мы приходим к пониманию и определению причастия.
Многие верующие применяют термин хлебопреломление, когда совершают воспоминание о теле и крови Христовой. Но на мой взгляд, исходя из выше упомянутых текстов Священного Писания, этот термин не отражает всей богословской концепции Таинства Крови и Тела Христовой.

Всё таки, слово причастие, более ёмко выражает нашу сопричастность Христу, наше соединение с Ним при участии в Таинстве Крови и Тела Христова.

Также в послании к Евреям сказано:
(Евр.3:14)
Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,

Что ещё раз указывает на наше прямое соединение со Христом! Если мы соединены со Христом, как через причастие, так и посвящённую жизнь заветных отношений, то мы приносим плоды для Бога. Эта наша причастность ко Христу, должна проявляться во всех сферах нашей жизни. Тогда жизнь христианина будет плодоносной и успешной!

А также, в этом отрывке, слова: «все причащаемся от одного хлеба», натолкнули меня на мысль о единстве Тела Церкви и заботе друг о друге при причастии.
Во многих Церквях есть практика, когда после служения, священнослужители развозят причастие по домам, тем членам Церкви, кто не смог быть на причастии по причинам немощей и болезней. И это хорошая практика и возможность сохранения единства общения в Теле Христовом и заботы о ближнем. Это и есть истинная причастность к Телу Христову!

И конечно же, нельзя не упомянуть, ещё очень важное место Писания, говорящее о правильном принятии причастия:

(1Кр.11:23-32)
23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

Здесь апостол Павел передаёт повеление от Господа, как достойно участвовать в причастии Тела и Крови Христовой. И мы можем выделить здесь основные моменты:
1.Должны творить в Его(Христа) воспоминание. Вспоминая Его жизнь, смерть и воскресение.
2.Смерть Господню возвещаем, доколе Он придёт. Помним о Его смерти и ожидаем Его пришествия!
3.Важно испытывать себя. Судить самим себя. Приносить покаяние и плоды его - исправлять свою жизнь.
4.Рассуждать о Теле Господнем. О том, за что была принесена жертва Христом.
5.При недостойном принятии, наказываемся от Господа, через немощи, болезни, смерть. Чтобы не погибнуть.

К сожалению, часто в Церквях, есть множество проблем, потому что неправильно практикуют Таинство Причастия. И ищут причины в другом, забывая о главных библейских истинах. Но чем ближе мы будем к Божьим повелениям и заповедям, тем проще нам будет пройти свой христианский путь и исполнить волю Божью в личной жизни и созидании Тела Христова - Церкви!!!

Вкратце мы освятили тему: Таинство причастия. И ответили на вопрос: Зачем и как причащаться Тела и Крови Христовой?
О практике применения причастия в разных христианских конфессиях мы здесь коснулись лишь частично. У каждой конфессии есть часто своё понимание и практика. Бог всем нам Судья!
Дай Господи, нам смириться и принять истину Слова Твоего во всей полноте, для нашей христианской жизни! Аминь!

#причастие #хлебопреломление #какправильнопричащаться? #таинствопричастия #практикапричастияхлебопреломления