Лирические песни 40-х годов предвоенный и военный

Борис Пономарев 3
Лирические песни 40-х годов (предвоенный и военный периоды) — первая часть

В самом начале своего нового повествования о лирических песнях 40-х годов хочу глубоко поклониться памяти всех участников создания трех феноменальных музыкальных кинофильмов, завершенных производством в начале 40-х годов.

Первым из них был фильм «Моя любовь» режиссера Владимира Владимировича Корш-Саблина по сценарию Иосифа Леонидовича Прута, выпущенный кинокомпанией «Советская Белорусь» в 1940 году. В этом фильме была великолепная лирическая песня «Звать любовь не надо», музыку которой написал прославленный советский композитор Исаак Осипович Дунаевский на стихотворный текст поэта Анатолия Адольфовича Д’Актиля. Что интересно, эту песню в данном фильме якобы пела исполняющая роль главной героини Шурочки начинающая тогда свою кинокарьеру актриса Лидия Николаевна Смирнова, ставшая впоследствии Народной артисткой СССР. На самом деле, ее исполняла уже хорошо известная в то время эстрадная певица Эсфирь Яковлевна Пургалина:
«Звать любовь не надо — явится нежданно,
Счастьем расцветет вокруг.
Он придет однажды, ласковый, желанный,
Самый настоящий друг.
Взглядом ты его проводишь,
День весь как во сне проходишь,
Ночью лишь подушке, девичьей подружке,
Выскажешь свои мечты.
Если все не так,
Если все иначе,
Если ночь полна цветенья,
Если сон бежит,
Если сердце плачет,
Плачет благодарными слезами,
Если целый мир
Стал для сердца тесен,
Если воздух полон песен, 
Если расставаясь,
Встречи ищешь вновь,
Значит ты пришла, 
Моя любовь!».
Вышедший тогда на экраны фильм и его замечательная песня были с восторгом приняты советскими зрителями. Песня была записана на грампластинки и еще в течение многих лет звучала по радио в исполнении талантливых певцов и певиц. Поют ее до сих пор, например, она входит в репертуар Лолиты.

Второй превосходной музыкальной кинокартиной того периода времени была лента «Свинарка и пастух», которую снимал знаменитый кинорежиссер Иван Александрович Пырьев на киностудии «Мосфильм» по сценарию Виктора Михайловича Гусева. В день начала Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года съемочная группа заканчивала свои съемки на территории Кабардино-Балкарии и готовилась к выезду в Москву для завершения фильма. После того как все участники этой группы узнали о нападении фашистской Германии, им с огромным трудом удалось выехать на поезде в нашу столицу, причем в вагонах было столько людей, что им пришлось всю дорогу ехать стоя. В Москве они узнали о том, что режиссер фильма И.А.Пырьев уже ушел добровольцем на фронт, а кинематографическое руководство приняло решение отложить продолжение работ над фильмом до окончания войны. Вскоре вся мужская часть съемочной группы была мобилизована в армию.  

Но Верховный Главнокомандующий, Председатель Государственного комитета Обороны СССР И.В. Сталин, прекрасно понимавший значение такого рода фильмов для повышения боевого и морального духа советского народа, распорядился вернуть абсолютно всех членов съемочной группы на «Мосфильм» и немедленно приступить к работам по завершению данного фильма, запретив призывать их в дальнейшем в армию. 

И.А.Пырьев, вернувшийся с фронта, начал вести себя как настоящий командир, заставляя всех работать буквально на износ, добиваясь при этом нужного ему качества. Для него было важно, чтобы советские люди, глядя на экран, вновь почувствовали себя в мирной жизни и поверили в то, что она обязательно наступит. 

В 1941 году фильм был закончен и выпущен на экраны нашей страны (а в 1944 году его демонстрировали в кинотеатрах США под названием «They Met in Moscow» — «Они встретились в Москве»). В данном фильме в роли свинарки Глафиры Андреевны Новиковой снялась популярная актриса Марина Алексеевна Ладынина, а в роли пастуха Мусаиба Гатуева снялся начинающий актер Владимир Михайлович Зельдин. Они вместе исполнили в нем великолепную, ставшую позднее всенародно любимой, лирическую «Песню о Москве», которую написал композитор Тихон Николаевич Хренников на стихотворный текст Виктора Михайловича Гусева: 
«Хорошо на московском просторе,
Светят звезды Кремля в синеве,
И, как реки встречаются в море,
Так встречаются люди в Москве.
Нас веселой толпой окружила,
Подсказала простые слова,
Познакомила нас, подружила
В этот радостный вечер Москва.
И в какой стороне я не буду,
По какой ни пройду я траве,
Друга я никогда не забуду,
Если с ним подружился в Москве».

Фильм и, особенно, его «Песня о Москве» оказались настолько удачными, до такой степени полюбились народу нашей страны, что в 1942 году Сталинскую премию получили режиссер фильма И.А.Пырьев, автор сценария и стихотворного текста песни В.М.Гусев, композитор Т.Н.Хренников, оператор  В.Е.Павлов и актриса М.А.Ладынина.

Третьей превосходной картиной той поры, по моему мнению, явилась лента «Сердца четырех», снятая на киностудии «Мосфильм» кинорежиссером Константином Константиновичем Юдиным по сценарию Алексея Михайловича Файко и Анатолия Семеновича Гранберга. В этом фильме впервые прозвучала замечательная лирическая песня «Все стало вокруг голубым и зеленым», написанная композитором Юрием Сергеевичем Милютиным на стихотворный текст поэта Евгения Ароновича Долматовского. Эту песню якобы пела актриса Валентина Васильевна Серова в роли Галины Сергеевны Мурашовой, но на самом деле ее исполняла очень популярная в те годы эстрадная певица Вера Израилевна Красовицкая:
«Все стало вокруг голубым и зеленым,
В ручьях забурлила, запела вода.
Вся жизнь потекла по весенним законам,
Теперь от любви не уйти никуда.
Любовь от себя никого не отпустит,
Над каждым окошком поют соловьи,
Любовь никогда не бывает без грусти,
Но это приятней, чем грусть без любви».

Кинопрокатная судьба прекрасного фильма «Сердца четырех» оказалась, к великому сожалению, прямо противоположной, по сравнению с судьбой ленты «Свинарка и пастух». Если для того, чтобы закончить кинокомедию «Свинарка и пастух» немедленно и тут же направить ее во всесоюзный кинопрокат, руководством страны были приняты столь чрезвычайные меры, как отзыв всей мужской части съемочной группы из армии, то в отношении уже полностью готового фильма «Сердца четырех», ЦК ВКП(б) в 1941 году дал указание отложить его выход в кинопрокат до конца войны за «отрыв от действительности и легкомысленность». Однако в январе 1945 года, когда всем стало ясно, что Победа не за горами, было дано разрешение на начало кинопроката данного фильма. В результате, эта лента имела феноменальный успех, ее посмотрели 19 миллионов 440 тысяч зрителей.

Колоссальное признание имела у слушателей и лирическая песня «Все стало вокруг голубым и зеленым». Ее спели многие певцы и певицы, она очень популярна до сих пор. Должен отметить тот факт, что эту замечательную мелодию исполняли и советские эстрадные оркестры. причем совершенно потрясающе сумел это сделать оркестр «ВИО-66» в талантливейшей симфоджазовой аранжировке Алексея Сергеевича Мажукова (он же дирижировал оркестром в процессе ее записи на граммофонные пластинки).   

А сейчас постараюсь обратить внимание читателей на события, которые разворачивались в начале этих же 40-х годов в западной части Советского Союза. Данные перипетии имели непосредственное отношение ко вторжению германских войск на территорию Польши. Такое нашествие создало опасность для всех жителей Польши, а для ее граждан еврейского происхождения эта угроза была стопроцентно смертельной. Понимая это, многие польские евреи, спасая свои жизни от неминуемой гибели, пытались всеми возможными способами перебраться на территорию Советского Союза, и такие попытки, к счастью, нередко оказывались успешными. Среди спасшихся было немалое количество талантливых деятелей польской культуры: композиторов, музыкантов, певцов и певиц. Расскажу о некоторых из них, наиболее ярко проявивших тогда свои таланты в нашей стране.

Одним из таких выдающихся людей был Эдди Рознер — феноменальный джазовый трубач, скрипач, композитор, дирижер, аранжировщик, бэнд-лидер. Он окончил Берлинскую консерваторию по классу скрипки, а затем увлекся джазом, после чего самостоятельно освоил игру на трубе, причем до такой степени, что приводил своим мастерством в восторг всех джазменов. Об этом свидетельствует такой факт: в 1934 году знаменитый американский трубач Луи Армстронг услышал игру на трубе Эдди Рознера и, восхитившись ею, познакомился с ним. При этом он подарил Рознеру свою фотографию, на которой написал: «Эдди Рознеру — белому Армстронгу». Растроганный подарком Рознер подарил ему свою фотографию, на которой тоже сделал надпись: «Луи Армстронгу — черному Эдди Рознеру».  

Эдди Рознер сумел пересечь границу в районе Белостока не в одиночку, а вместе с женой и частью своего польского оркестра. Он был представлен Первому секретарю ЦК КП(б) Белоруссии Пантелеймону Кондратьевичу Пономаренко, впоследствии, во время Великой Отечественной войны, ставшему Начальником Центрального Штаба партизанского движения, генерал-лейтенантом. На счастье, Пантелеймон Кондратьевич был любителем джаза, поэтому он при прослушивании сразу должным образом оценил профессионализм Эдди Рознера и его музыкантов. Все они получили советское гражданство, советские паспорта с советскими же именами-отчествами. Эдди Рознер стал Адольфом Игнатьевичем Рознером, а так как он еще в Польше отказался от своего имени Адольф и стал там Ади Рознером, поскольку не хотел быть тезкой проклятого им Адольфа Шикльгрубера, то и в СССР он просил всех именовать его Эдди Игнатьевичем.

П.К.Пономаренко официально оформил Э.И.Рознера и его музыкантов в качестве Государственного джаз-оркестра Белорусской ССР, обеспечил всех оркестрантов приличными музыкальными инструментами, и отправил этот новоиспеченный оркестр на гастроли по Республике, а затем и в Москву. Концерты проходили летом 1940 года в московском саду «Эрмитаж», причем буквально с триумфальным успехом, так как и зрители, и профессиональные советские джазмены прекрасно понимали, что перед ними выступают музыканты чрезвычайно высокого уровня. После этого оркестру предоставили возможность гастролировать и в других городах Советского Союза.

Когда началась Великая Отечественная война, оркестр Эдди Рознера много выступал на фронтах перед бойцами, а также и в тылу. Эдди Игнатьевич был награжден медалями «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы» и «За трудовую доблесть», получил почетное звание Заслуженного артиста Белорусской ССР.

Во время войны оркестр нередко записывался на грампластинки, но однажды, уже в конце войны, а именно в 1944 году, произошло памятное событие — запись на грампластинку танго «Зачем», написанного самим Эдди Игнатьевичем на стихотворный текст Юрия Владимировича Цейтлина, причем спел эту песню специально приглашенный для этой цели великолепный солист Ансамбля песни и пляски Советской армии под руководством А.В.Александрова Георгий Павлович Виноградов (лирический тенор):
«Зачем смеяться,
Если сердцу больно?
Зачем встречаться, 
Если ты грустишь со мной?
Зачем играть в любовь 
И увлекаться,
Когда ты день и ночь
Мечтаешь о другой!».
По степени популярности эта грамзапись, по сути дела, превзошла тогда все остальные, сделанные до этого оркестром Э.И.Рознера.

Конец первой части (продолжение следует).

Борис Пономарев