046 Пещера погребения Иисуса Христа Иерусалим

Виорэль Ломов
046 Пещера погребения Иисуса Христа (Иерусалим)

Раздел 3. Мистика подземного мира

Почему с подземным миром связано происхождение мистических культов, религий, мифов, легенд? Подземный мир — это окончание мира земного или его начало?

046 Пещера погребения Иисуса Христа (Иерусалим)


В центре ротонды храма Воскресения Христова в Иерусалиме стоит купольная часовня желто-розового мрамора Кувуклия, заключающая в себе величайшую христианскую святыню живоносный гроб Господень, в котором согласно Евангелию Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес. По словам святых отцов — «это «единственный в мире гроб, который не даст мертвеца своего в день всеобщего воскресения». В I в. на этом месте находился сад, в котором в известняковой скале была вырублена гробница. Сад принадлежал одному из тайных учеников Спасителя, члену синедриона (иудейского религиозного совета) Иосифу Аримафейскому.

В Новейшее время многие историки и археологи занимались поиском места захоронения Иисуса Христа, хотя Евангелия и церковные предания указывают его однозначно: на северо-западе Иерусалима, за городскими стенами, в древних каменоломнях, в которых добывался камень для строительства зданий в Иерусалиме. Еще до нашей эры богатые иудеи раскупали участки каменоломен, разбивали на них сады и устраивали в старых или «свежих» гротах родовые гробницы. Здесь же, недалеко от Голгофы, на которой распяли Христа, находился и участок Иосифа Аримафейского.

Поиски ученых были тем более странными, что на месте погребения Христа вот уже без малого два тысячелетия находится какой-нибудь храм —  языческий, христианский, мусульманский, и именно к этому святому месту неумолимо влечет паломников со всего света почтить Спасителя.

Согласно Евангелию, после того, как Христос умер, вечером того же дня Иосиф пришел к римскому наместнику Понтию Пилату испросить разрешения похоронить Иисуса. Была пятница, канун еврейской пасхи (песах), и надо было сделать это до захода солнца, т.к. в субботу, к тому же пасхальную существовал запрет на любые дела. Еврейский закон запрещал хоронить на кладбище распятых на кресте преступников, их сбрасывали в погребальную яму («геенну»). Но Пилат разрешил погрести Иисуса должным образом.

Иосифу помогал еще один тайный ученик Мессии, член синедриона фарисей Никодим, принесший 100 л благовонного состава (миро) из алоэ и смирны. Внутри погребальной пещеры, которую Иосиф высек в скале для себя, перед гробницей было преддверие, «дворик» площадью 7 кв. м, где лежала каменная плита толщиной 0,3 м и размерами 3 х 1,5 м, названная позднее Камнем помазания (Благодати). На этой плите положили снятое с креста тело Христа, обвили его четырехметровою льняною плащаницею, пропитанной благовониями, после чего перенесли в гробницу на каменную плиту размером 2 х 0,8 м и высотой от пола 0,6 м. С Иисусом простились Богоматерь Мария и Мария Магдалина. Пещеру закрыли, привалив большой дискообразный камень к входу.

В Иудее состоятельных усопших помещали в скальные ниши, а по истечении времени кости собирали в каменные ёмкости — оссуарии. Бедных же закапывали в земле. В воскресение Иисуса не верил ни один из Его учеников, не верили и Иосиф с Никодимом. Они просто отдали дань великому человеку и учителю. Верила в это одна лишь Пресвятая Богородица, поскольку в ней пребывал Дух Святой.

В субботу первосвященники и фарисеи по разрешению Пилата поставили у гроба стражу и приложили к камню синедрионову печать, чтобы никто из учеников Христа не взял тело и потом объявил, что Иисус воскрес. Несмотря на принятые меры, тела Иисуса на другой день после субботы в гробнице не оказалось. Богочеловек воскрес. (Этот день потом назвали Малой Пасхой — «воскресеньем»). «Апостолы и святые отцы церкви свидетельствуют, что при Воскресении Иисуса Христа гроб Его осветился невещественным светом». Вот как повествует о том евангелист Матфей (Мф. 28:1—8).

«1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;
3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;
4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;
5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;
6 Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,
7 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.
8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его».

Сообразно Писанию, воскресшего Спасителя видели Его Пречистая Матерь, святые жены-мироносицы Мария Магдалина, Иоанна, Саломия, апостолы Симон Петр, Иоанн и др., Клеопа со спутником, «иные» люди на горе в Галилее — всего, по мнению богословов, до 500 человек. Иисус в виде света предстал и перед гонителем христиан Савлом, после чего тот стал проповедником христианства «апостолом язычников» Павлом. В сороковой день по Воскресении Иисус, в присутствии апостолов, вознесся на Небо.

С тех пор место погребения Господа стало святыней, к которой стекались последователи Христа. Во время Первой Иудейской войны (66—71 гг.) Иерусалим был разрушен, но ранние христиане продолжали тайно приходить к месту страданий Спасителя и Его Воскресения. Римляне не потерпели этого. В 135 г. они завалили Голгофу и погребальную пещеру землей, подняли насыпь, замостили её камнем, и возвели на сем храм Венеры и храм Юпитера, на 200 лет перекрывшие паломникам доступ к святому месту.

Император Константин I Великий Миланским эдиктом 313 г. даровал гражданам Рима свободу вероисповедания, установив тем самым христианство в качестве официальной религии Римской империи. Сразу же начались поиски мест, связанных с жизнью и деятельностью Христа, в т.ч. и места его захоронения. По приказу монарха и при активном содействии его матери святой равноапостольной Елены Константинопольской в Иерусалиме на месте погребения Христа в 326—333 гг. был построен и освящен великолепный храм Воскресения Христова, включивший в себя в качестве отдельной часовни Кувуклии гробницу Иисуса Христа.

В 614 г. занявшая Иерусалим армия персидского царя Хозроя II полностью разрушила храм, но он вскоре был восстановлен, правда, не в таком виде, как прежний. Над пещерой погребения Иисуса Христа вновь была возведена круглая часовня, как это было при императоре Константине.

В 638 г. Иерусалим завоевал арабский халиф Умар ибн аль-Хаттаб (Омар), и на 400 лет в городе обосновались мусульмане. Халиф не разрушил христианские храмы, но его наследники их постоянно грабили. Затем Иерусалим несколько раз переходил из рук в руки христиан и мусульман, пока в 1517 г. его не захватили османские турки, которые оставались тут до 1918 г.

Современный вид храму придали крестоносцы, перестроившие его в XII в. В 1808 г. храм сгорел. Пожар уничтожил и Кувуклию. Через 2 года храм и часовню восстановили в современном виде. С греческого Кувуклия означает «покой, опочивальня». Часовня размером 6 ; 8 м имеет два помещения: придел Гроба Господня (1,93 x 2,07 м) с погребальным ложем, покрытым еще в 1555 г. старинной плитой белого мрамора, и придел Ангела (3,4 х 3,9 м), возвестившего женам-мироносицам о Воскресении Христа. «Однажды турки захотели присвоить мраморную плиту, но Ангел провел по ней знак, после чего плита треснула, сразу потеряв для турок всякую ценность». В последний раз Кувуклия пострадала при землетрясении 1927 г., после чего была укреплена стальными балками и стяжками.

В 2016 г. афинские археологи вскрыли гробницу. Они засвидетельствовали: «погребальное ложе Иисуса Христа оказалось абсолютно нетронутым».

Сегодня имеется несколько альтернативных мест захоронения Христа. У протестантов, например, это Садовая могила в скале Черепа, в которой, по их мнению, находится ложе Иисуса и останки его семейства. Называют и другие места не только в Израиле, но даже в Японии и Индии. Самое удивительное, что скептиков не убеждает даже чудо схождения Благодатного огня в Кувуклии в Великую Субботу. Ничего удивительного в том нет. Человек, созданный по образу и подобию Бога и изгнанный за гордыню из Его обителей, теперь лепит собственного бога по своему образу и подобию. Ему же и поклоняется…

P.S. Одна из мраморных колонн храма рассечена трещиной длиной более 1 м, глубиной и шириной до 8 см, Трещина чудесным образом появилась в 1579 г., когда представители Армянской церкви добились у иерусалимского паши разрешения в Великую субботу быть одним в храме. Православный патриарх со своей паствой не был допущен в Великую Субботу в храм и молился у входа. Молитвы армянского иерарха не были услышаны. Благодатный огонь впервые сошел не в Кувуклии, а под раскаты грома брызнул из расколовшейся колонны. После этого события только православные молятся в Великую Субботу в Кувуклии о нисхождении Благодатного огня.


Фото из Интернета
https://m.fotostrana.ru/public/post/231992/2198597663/
Гробница Иисуса Христа в Иерусалиме.